Как немецкая плёнка БАСФ "узнала своего" в советском магнитофоне

Sep 04, 2011 20:08

(Технология воровства новой бытовой и не только техники промышленностью СССР)

Насколько я помню, соглашения по международному патентному праву СССР подписал только в 1971 году (и то с интересным ограничением- "предметы быта и галантереи в СССР не считались "предметами патентного права").

Но и до того и после того "тырили" с "загнивающего Запада" всё что могли.
ОТ зажигалок до самолетов:


У многих (в том числе у меня) была газовая зажигалка сделанная на Харьковском заводе маркшейдерских инструментов (стоила 10 рублей).
Вот её "оригинал"- зажигалка фирмы Ронсон:


(верхняя хромированная часть поворачивалась на оси и внутри был "кармашек" для запасного кремня)
Что называется- найдите 10 отличий.

Многие помнят " Отечественный портативный кассетный магнитофон IV класса Спутник 401" 70-х годов:



А вот его "оригинал"- диктофон Филлипс 1963 года:


Аналогичная история была и с "магнитофоном" Легенда 404:



Который оказался "клоном" очередной модели диктофона того же Филлипса. Переименовав его с "диктофона" в "магнитофон", тем не менее сохранили встроенный микрофон и сбоку на корпусе переключатель на пониженную в 2 раза скорость записи и воспроизведения.

Больше здесь:
СССР - страна клонов
http://mysliwiec.livejournal.com/137800.html

Корни ЗИЛа- 130 в Ford F-600
http://mysliwiec.livejournal.com/491786.html

История с "разоблачением" истинной родословной магнитофона "Маяк 202" выглядела бы анекдотом, если бы не происходила "у меня на глазах":



Киев. 1978 год.
Народ слушал весни Высоцкого, смеялся над монологами Жванецкого, переписывая их с магнитофона на магнитофон, по принципу- послушал сам,- поделись с друзьями.

То же самое происходило и в звукоцехе киевской киностудии им. Довженко, гда я  работал (тогда ещё технарь, по первому своему образованию).
Магнитофонов там было предостаточно, поэтому каждый, втихаря, в рабочее время и переписывал для себя интересное и, естественно слушал это на работе.
Как раз тогда кто то принес неплохого качества запись монолога Жванецкого-"Собрание на ликеро-водочном заводе".
Её быстренько переписали на студийных магнитофонах и оригинал записи отдали хозяину.

Мой товарищ Женя, работавший  там инженером, после работы взял эту студийную плёнку послушать дома.
Дома он заряжает эту "студийную" бобину в своей комнате в магнитофон Маяк 202 и ужиная на кухне слушает Жванецкого.
Вдруг он слышит, как плёнка дойдя до конца катушки, "выключает" магнитофон.
Он проверяет ещё раз- результат тот же.
Сработала система "автостопа", которой в Маяке 202 НЕТ ВООБЩЕ.
(На следующий день он позвал меня, что бы показать это "чудо").

Тут надо сказать, что для профессинальных нужд советских  киностудий в то время закупалась в Германии плёнка фирмы БАСФ на концах которой были металлизированные ракорды (серебристое напыление на ракордах   катушек пленки) предназначенные именно для стабатывания "автостопа" в тот момент, когда этот ракорд в самом конце бобины проходил мимо магнитной головки.
Ни на одной советской плёнке тогда  таких ракордов не было.
Системы автостопов на другиз магнитофонах уже  были, но срабатывали они не за счет импульса, а за счет концевиков - контактов  связаннях с подпружиненными роликами-рычажками, которые замыкались при обрыве или окончании пленки

Перечитав вдоль и поперек паспорт  своего магнитофона Женя не нашел в нем НИ СЛОВА о системе "автостопа".
(свой магнитофон Женя приобрел не в магазине, а  по блату - через "дырку в заборе" того самого киевского  завода Маяк,  когда он, ещё учась в  Политехе на электроаккустике, проходил там практику.
Договорился с нужными людьми, отдал деньги, ему, как "своему" вынесли свеженький магнитофон, потом он  в кармане вынес пломбиратор и сам  пропечатал пломбу "ОТК")
Через день он поехал на завод "Маяк", где у него остались знакомства .
(Как и остальные такие заводы- "номерной" завод Маяк выпускал что то секретное "для войны", а в качестве "ширпотреба для населения"- эти самые магнитофоны).

Воодушевленный своим "открытием", Женя выдал "секретным" инженерам- конструкторам речь:
-Мужики, тут такое обнаружилось, басфовская плёнка на вашем магнитофоне нашла  бесконтактный "автостоп"!
-Вы что, не могли в паспорте написать, что в Маяке 202 есть ещё и автостоп?
-Тогда даже цену магнитофона можно было поставить не 220 рублей, а рублей на 25 больше,- это же уже более высокий класс!
-Это же круто!

На что "секретные инженеры-конструкторы" ему ответили:

-Вообще то, да. Но мы и сами не знали что он там есть.

И рассказали ему "ужасную военную тайну" рождения "Маяка 202":

Как и всегда в таких случаях, какой- нибудь дипломат или торговый представитель, покупал в каком- нибудь Мюнхене "лично для себя" пару каких- нибудь магнитофонов Грюндик или Филлипс.

Потом эти магнитофоны нашими "конструкторами" полностью разбирались "на составные части "Марксизма-Ленинизма".
С механической части изготавливались под копир чертежи, подбирались аналоги наших резисторов, конденсаторов и транзисторов, дизайн оставляли тот же или немного меняли в соответствии с возможностями своего производства, и получался "отечественный" магнитофон, телевизор, радиоприемник, и.т.д.

-Ты понимаешь, план горит, сроки поджимают, мы в схеме разобрались- это блок питания, это- предварительное усиление, это- блок подмагничивания, это- тембр...
-А тут, "сбоку"- какие то пару- тройка транзисторов- резисторов.
-Думали мы, думали- а черт его знает, для чего оно. С другой стороны- немцы не дураки, просто так "лишнего" делать не будут.
-Вот и оставили.
-Так ты говоришь, это "автостоп"?
-Давай свою басфовскую плёнку, сейчас на месте проверим...

Так и крутились пропеллерами эти "Маяки 202" в советских квартирах, размахивая хвостами советскои магнитофонных пленок без металлизированных ракордов, пока хозяин вручную их не выключал.

* * *
СССР - страна клонов

Тем, кто ещё сомневался, что в 1970-х годах СССР без стеснения копировал образцы японских фотоаппаратов :
«От нас требовали только изменения внешних характеристик...»

кажущееся и действительное, факт

Previous post Next post
Up