В русском языке есть целый ряд слов, которые, одновременно отвечая как на вопрос "чей-какой", так и на вопрос - "кто", кроме этой особенности, объединены и тем, что все они обозначают временное состояние человека:
Служивым нельзя родиться. Им можно стать. Потом, особенности внутрисемейного и общегосударственного воспитания, могут способствовать тому, что все мужчины в нескольких поколениях в этой династии, тоже станут служивыми, или вся семья станет в нескольких поколениях циркачами (цирковыми" - как они сами о себе говорят).. Если будет кому служить и этот "кто-то", кому они служат, в таком положении дел будет заинтересован.
Вот поэтому, в 20 веке за сообществом служивых людей Рос.империи исторически закрепилось название не русин или русак, не великоросс или россиянин, а русский (чей, какой и одновременно, временно-кто), первоначальным значением которого было просто принадлежность к русской вере (к вере принесенной в Залешанские края - будущую Московию попами из Руси той, что вКиеве).
В отличие от настоящего этнического народа-нации (где , например, японцем) можно родиться и название которого в русском языке отвечает на вопрос - "кто". Если расспросить типичного японца, то окажется, что все его предки на много поколений назад - японцы. Если расспросить типичного русского, то (если, конечно, он знает хоть что-то реальное о своей родословной), то выяснится, что и в его семье тоже, ещё 2-3-4 поколения назад, русский язык не был родным (до их обрусения).
Поэтому, русификация (кооптация неофита в это сообщество), носит признаки скорее его денационализации, чем ассимиляции. Отсюда и повышенный градус пассионарности русских - неофиты всегда и везде в новых для них сообществах "стать святее Папы". Поэтому, это сообщество внутри российского государства, не имеет ни своих этнических земель, где оно было бы автохтонным (коренным), ни своей республики, ни своего телевидения, ни своей академии наук, ни своего театра, ни своего телевидения - ничего своего национального. Поэтому оно считает границами своей Родины, границы своего Государства. Да и те, в наше время - с натяжкой. Потому что они меньше чем территории тех земель, где ступала нога русского солдата. А как говорят в России - там, где ступила нога русского солдата,там и Россия. Так как вследствие этого обрусения на штыках русских солдат - в тех краях куда эта нога в сапоге ступала, хоть с каждым годом всё меньше, но пока ещё говорят по русски, то и эти земли русский служивый считает своими. Дедываивали,.. а как же... Что отличает его от представителя этической нации - например, ни один (в своем уме) типичный англичанин не считает сегодня своими земли, когда-то завоеванные английскими служивыми для Британской империи, только по той причине, что в тех независимых странах и сегодня (как результат-эхо тех старых завоеваний), многие говорят по английски.
Поэтому русские боятся всего настоящего национального, как в доме повешенного боятся веревки - потому что если копнуть, то вылезет недавняя сконструированная искусственность всего "русского национального" и обнаружится нерусскость их предков. Поэтому русскими придумываются всё новые и новые "критерии русскости". Поэтому есть русская имперская культура (Пушкин, Толстоевский), но нет русской народной, национальной культуры. Поэтому в русском языке нет диалектов, аналогичных диалектам в языках этнических народов - потому что распространялся русский язык не "снизу вверх" (от говоров коренного населения к литературному), а сверху вниз - от государства через церкви, школы, армию и учереждения - для обрусения местного населения. Поэтому русские нигде в Мире не образуют этнических диаспор. Поэтому комична по своей сути ситуация, когда национализм в России слово ругательное. Комична потому, что на всю Россию есть несколько человек называющих себя русскими националистами, при отсутствии в России самого предмета национализма - русской нации. Татарская, чеченская, эрзянская и.т.д нации в России есть, а русской - нет Нет ни этнической русской нации, ни политической русской нации. К моему большому сожалению.
P.S. Один их таких написал о приоритетах своего сообщества[ТАК:]ТАК:
"Что простому россиянину до той Сирии, которую не всякий и на карте сыщет? А вот есть дело! Не до Сирии, конечно, - до себя. Успешная боевая операция словно возвращает нас - к себе. К своей исконной исторической роли - к роли великой державы. Князь Безбородко, министр иностранных дел при Екатерине II, в конце своей дипломатической карьеры говорил молодым русским дипломатам: "Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела". Такое положение дел для русской души, для коллективного бессознательного (это я для тех, кто не верит в душу) - наинормальнейшая норма. Русскому человеку важно себя уважать. А уважает он себя, когда живёт в великой, уважаемой в мире, влиятельной стране, способной дать отпор мировым стервятникам, защитить слабых, отстоять зону своих интересов. А уважают в международных делах только того, у кого быстрые танки, мощные пушки, точные ракеты. Так было в древние времена, когда дрались дубинками, и сегодня мало что изменилось. Вернее, ничего не изменилось.
Если есть самоуважение - русский человек может перетерпеть бытовые неудобства и даже лишения. Лишь бы было ощущение справедливости происходящего. В 90-е годы, когда страна разрушалась, люди начали просто-напросто вымирать, хотя подлинного голода не было. Отчего вымирали? От чувства никчёмности, от потери самоуважения, от бесперспективности существования. Оттого, что их пытались заставить жить чужой и чуждой жизнью по чужим прописям. Пытались тогда внедрить в умы и сердца западную религию Мамоны: не надо-де нам никакого величия - были бы деньги. Помню, вероучители новой веры проповедовали: уровень цивилизованности страны определяется количеством и благоустройством общественных нужников. Не прижилась такая философия. И слава Богу, что не прижилась. Не потому что плохая, а потому что нам - не подходит.
А вот что подходит русскому человеку и что греет русскую душу - это народ хорошо понимает и, как может, выражает это. У него не так уж много способов выразить это понимание - вот он и формулирует своё общее мнение рейтингом Президента. И дело не в личности Путина, а в том возвращённом людям русском смысле: мы - сильные, мы - справедливые, мы помогаем тем, кому трудно.
Есть и ещё мотив: мы - умелые. Моя продавщица, путаясь в технических подробностях, радостно пересказывала мне известия, о том, какая воюет в Сирии чудо-техника и как точно попали наши лётчики куда надо. Нет, у неё нет ни мужа, ни сына в Сирии, и к боевой авиации она не имеет никакого касательства, а - радость: умеем, когда захотим. Очень уж надоело быть убогими, второсортными, косорукими".