"Я недавно встречался с Адамом Михником в Йельском университете - счастливый польский вариант, когда можно было сесть за один стол Ярузельскому, Валенсе и Михнику и договариваться. Я спрашивал и у Михника, и еще у одного замечательного человека из «Солидарности», который приезжал в Москву, как это было возможно, что было общего, как могли они договариваться.
И он сказал, что был очень важный знаменатель - поляки.
Все трое были патриотами своей страны очень по-разному - Михник и генерал Ярузельский.
Но для всех троих благо Польши было абсолютным приоритетом.
Поэтому с Ярузельским можно было разговаривать, была хоть какая-то точка, в которой все сходились, общий знаменатель. Как сделать так, чтобы Польшу снова не оккупировали русские, было для Ярузельского очень важно, чтобы не пролилась большая кровь, чтобы они не были прокляты. Единая религия и очень сильное общее ощущение - поляки.
Все эти разделы невероятно сплотили нацию именно как ощущение важности... Они доверяли друг другу как переговорщикам.
... У страны (России) сегодня нет общего знаменателя.
Выживание нации, сохранение нации - это могло бы быть национальной идеей. ... давайте сделаем так, чтобы мы сохранились.
Сохранение нации - это могло бы быть национальной задачей, но, для этого, она должна быть осознана. Для этого мы должны осознать прошедшее, как уничтожение нации".
Виктор Шендерович:
«Почему, говоря о русском народе, мы непременно имеем в виду Шарикова?» * * *
Вроде умный человек, Шендерович, но как и все, даже самые умные русские, правильно видя частности (отдельные цветные камешки мозаики), саму мозаику из них сложить правильно не может.
Придумывает объяснения, предположения, хотя тут всё ясно и просто.
Как можно "осознать прошедшее, как уничтожение нации", если
этой самой нации "русские"(ни этнической нации, ни политической нации) как никогда раньше не было, так нет и сегодня?
Вот поэтому нет у русских того, что есть у поляков, что было почти приспано москалями, но проснулось на Майдане у украинцев - "сильного общего чувства", чувства нации и "ощущение важности" этого чувства.
В конце 19- начале 20 века самые активные люди разных народов, желая изменить окружающую жизнь, двигались сами и двигали свои народы в разных направлениях.
Среди интеллектуалов (в Рос.империи - интеллигенции) разных народов, наряду с теми кто видел будущее своей страны в до того времени никогда не существовавших моделях устройства общественной жизни общества (анархизме, социализме), большая доля таких пассионариев была националистами - продвигала идею национального государства.
Но среди русских интеллигентов, кидавшихся во все "измы", для одного "изма" кадров так и не набралось, националистов среди русских так и не появилось.
Почему?
Потому, что вот этого "сильного общего чувства, чувства нации и ощущение важности этого чувства" у них попросту не было, потому что каждый из них происходил из разных этносов населявших Рос. империю.
Общее у них было только одно - русский язык
(рожденный не из говора коренного этноса, а скомпонованый в головах письмённых городских людей от брожения ягод языка словенского-древнеболгарского Кирилла и Мефодия, на дрожжах мовы руськой Киевской, приправленный словами местными ордынскими и влитый в меха европейско-французские гением Александра свет Сергеевича, арапова правнука)
и Держава в её ордынском величии, Империя, которая своей жесткой радиоактивностью облучила, стерилизовала и атрофировала всё возможное настоящее национальное.
В результате мы сегодня имеем неглупых русскоязычных людей русской культуры
(культуры имперской, потому что настоящей русской народной культуры в природе нет, а то, что нам под видом её представляют, является сравнительно недавней компиляцией из разнородных элементов неродственных культур многих аборигенных народов России),
для которых приемлемо привычно и оправдано деление человечества на классы. Соответственно, для них и понятны и противоречия возникающие между классами в результате несовпадения или даже антагонизма их интересов.
Но эти же люди, никогда не поймут и не примут как нормальное, естественное положение вещей, то что не только разные классы, но и разные народы могут иметь разные и иногда конфликтующие с другими интересы. И что иногда угроза всему народу=нации может быть выше классовых=социальных внутренних конфликтов его членов.
То есть - деление человечества по социальному признаку они признают и приветствуют, а деление человечества по национальному признаку, им нестерпимо и ими отторгается, как (в их представлении) Абсолютное Зло.
В сознании русского человека, уровни противостояния государств и классов неизмеримо выше, чем неизвестные им противостояния народов (которые могут найти и находят внутренний консенсус-согласие между всеми классами составляющими этот народ перед лицом общей для всех них угрозы).
Одновременно в их сознании сосуществуют и справедливое полное неприятие и отторжение и осуждение врагов националистов нацистов, за то, что они (в отличие от СССР, не скрывая этого), уничтожали тех чужих, кого объявили врагами по национальному признаку.
И снисходительное отношение, (как к необходимому злу, конечно же, во имя благой цели находящейся где-то в туманном будущем), к уничтожению части своих только за то, что они были объявлены врагами другой части этого же общества, но по классовому=социальному признаку.
Под эту свою принципиальную мировоззренческую позицию, русские люди подведут своё высокоморальное обоснование, но у них ни-ког-да не получится поставить интересы всего своего народа выше интересов отдельных социальных групп его составляющих так, как это сделали и делают сегодня исландцы:
Группа из 25 исландцев представила проект новой конституции исландскому парламенту. 25 простых жителей составили документ в Интернете с помощью сотен волонтёров. Конституционный совет опубликовал первый проект в апреле на своём сайте, а затем позволил гражданам комментировать его через страницу Facebook. Члены совета также активны в Твиттере, размещают видео себя в YouTube и распространяют изображения в Flickr.
Экономический крах страны в 2008 году привёл к призывами переписать конституцию с системой сдержек и противовесов, чтобы предотвратить повторение финансового кризиса. Теперь новый проект может быть вынесен на референдум без рассмотрения парламентом.
население Исландии (95% которых одной национальности - исландцы), Такое мировоззрение никогда не позволит им (русским) ни в какой ситуации, поставить интересы народа выше интересов отдельных классов или интереса Государства, просто потому, что такого народа нет(все бунты русских, это бунты не против Государства-Державы, а против плохого Царя, за нового, хорошего Царя, не зря вчерашние русские белогвардейцы так охотно пошли на службу к большевикам как только убедились, что большевики тоже за империю, неважно с каким названием и тоже за царя, хоть и называют его Генсеком).
* * *
Для Шарикова Шарика Главный Свой, не та сука, которая его родила, не те собаки из одного с ним помёта, или другие, такие же как и он, и гавкающие понятным ему лаем псы, а тот его Хозяин его Царь, кому он служит.
Только вокруг интересов своего Хозяина, Шарик готов "объединиться", только это ему подсказывает его собачье очень сильное общее ощущение - благо его Хозяина.
В этом его Московская Идея:
(С третьей по пятую минуту слушать сына начальника тюрем в послевоенной системе Гулага, актера и режиссера В. Меньшова)
Click to view
https://youtu.be/SWSeuTarpG4 Этот пост размещен также на
http://mysliwiec.dreamwidth.org/