Балалайка- два струна, я хозяин вся страна

Jul 08, 2011 23:07



06.07.2011, Россия | Глава Чечни Рамзан Кадыров играет на балалайке перед началом видеоконференции по исполнению поручений президента РФ.

То, что мы сегодня знаем, как "древний русский народный щипковый музыкальный инструмент- балалайка",
сконструировал Василий Васильевич Андреев (1861-1918) в 1887 году.

До него было так:

Впервые слово "балалайка" в малороссийских текстах в варианте "балабайка" упоминалось или в 1688, или в 1700- 1715 годах.
В 18 веке Я Штелин пишет о "некоем слепом придворном бандуристе, который, добавляя к обычной двухструнной балалайке еще одну «иначе настроенную», струну, играя на ней, «не только арии, менуэты и польские танцы, но также и целые отрывки из аллегро, анданте и престо с необыкновенным искусством".

М. Гютри дает в своей работе изображение современной ему двухструнной балалайки с полушаровидным кузовом и очень длинной шейкой. Рисунок из «Диссертации» М. Гютри следует признать наиболее научно достоверным изображением балалайки конца XVIII века.

Виртуозно играл на старой, "двухструнной", с гладким грифом и с жильными перевязками вместо ладов балалайке талантливый русский музыкант И. Е. Хандошкин (1747-1804),Он пользовался балалайкой, с шаровидным кузовом, сделанным из тыквы.
Основоположник русской скрипичной школы украинец Иван Евстафьевич Хондошко (Хандошкин) (Хандошко, Хандожко, Хондога, Хандогий- "хондожко" у запорожскиъ козаков- мастер готовивший их коней к бою).
Отец Ивана Остап Лукьянович Хандошко родился в селе Перевоз Миргородского полка, и в 1730 году родственник гетмана Данилы Апостола прапорщик Преображенского полка Павел Иванович Апостол привез его в Петербург. Остап учился игре на валторне у придворного валторниста Антона Шмита, позже служил в оркестре графа П.Шереметева. С шести лет Иван учится искусству игры на скрипке у итальянского скрипача-виртуоза Тито Порта, а с октября 1760 г. его официально зачисляют «музыкантским учеником» в оркестр великого князя, со временем императора Петра III Федоровича. После убийства Петра III вследствие дворцового переворота, осуществленного Екатериной II, 1 июля 1762 г. Ивана Хандошкина зачисляют скрипачом придворного театра, а с 15 марта 1764 г. он уже преподает игру на скрипке в Академии искусств.
Судьба большей части творческого наследия И.Хандошкина неизвестна. Опубликовано только незначительное количество его сонат и вариаций.
Из композиций мастера, связанных с украинским фольклором, до нас дошли только: «Казачок с 21 вариацией для фортепиано solo», «12 вариаций ре мажор solo для скрипки на тему песни «Вийшли в поле косарі» и «12 вариаций фа мажор для скрипки с аккомпанементом баса на тему танца «Казачок».
До недавнего времени вопрос об Иване Хандошкине как об украинском композиторе вообще не возникал, хотя еще в 1850 году известный писатель Федор Кони отмечал:
«Знаем ли мы что-нибудь о малороссийском художнике Гандошке, великом скрипаче, обворожившем двор Екатерины? А между тем Гандошка написал и напечатал до ста композиций для скрипки. Ныне эти творения археологическая редкость».

Что же представляла собою балалайка, бытовавшая до В.В, Андреева и так заинтересовавшая его?
По своей форме и музыкальным качествам  эта  ( фактически известная только  с начала 18 века) народная балалайка существенно отличалась от современной.




Она представляла собой «длинный двухструнный инструмент», имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см.) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную», форма корпуса могла  быть свободной, по преимуществу  овальной.

В 1848 году, в книге "Бытъ русскаго народа" А.В.Терещенко писал:
"Балалайка состоит из длинной рукоятки, на которой сделаны лады, и из круглого корпуса. На нее навязывают две струны, которые настраиваются довольно высоко".



7 июня 2005г.
Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов дает президенту РФ Владимиру Путину поиграть на нереформированной Андреевым, реликтовой калмыцкой двухструнной балалайке



Казахская двуструнная домбра западного типа, в народе именуется "Тәттімбеттің домбырасы" или "домбра Таттимбета"

Огромная заслуга принадлежит в этом музыканту-просветителю В. В. Андрееву (1861-1918). Он совместно с мастерами - художниками В. Ивановым, Ф. Пасербским, С. Налимовым и другими мастерами реконструировал балалайку. Для неё были установлены научно обоснованные размеры, найдена совершенная форма.
Именно В.Андреев остановился на треугольной трехструнной конструкции инструмента и установив к двум имеющимся струнам третью, настроил он её все-таки, в память о изначальной её двухструнности, в унисон со второй, и этим создал и по сегодня считающийся классическим унисонно - квартовый (балалаечный) строй.
И хотя первая концертная Андреевская балалайка (1887 г.) имела на грифе пять традиционных «вязаных» ладов (повязанные поперек  гладкого грифа воловьи жилы) , перемещая которые можно было исполнять музыку в ладовых строях, довольно быстро музыкант пришел к мысли, что выбор все же должен быть сделан в пользу хроматической модели, гриф которой имел бы врезные металлические лады, подобно грифу гитары или мандолины. Гриф балалайки был разделён постоянно закреплёнными поперечными перекладинками-ладами на полутоны, и вместо ранее существовавшего диатонического балалайка получила хроматический звукоряд.

С Андреевым работал мастер Ф. Посербский, который довольно быстро сообразил, что новинку можно запатентовать. Впрочем, он так и поступил: расставшись с Андреевым, спустя два года в Германии получил патент на изобретение балалайки.

Сольные концерты В.В.Андреева и выступления его кружка пользовались огромным успехом и принесли ему известность и популярность.
Андреев считал, что "музыка была до сих пор привилегией образованного общества, между тем значение её в народе несомненно. Народ тоже имеет свои духовные запросы, и вот эти-то запросы оставались неудовлетворенными. Когда рабочий день кончен, что остается у труженика деревни или фабричного поселка? Только одно - беспросыпное пьянство".

Он ставил перед собой задачу более глобальную, чем просто популяризация инструмента.

Андреев добился учреждения в войсках штата преподавателей игры на балалайке, а сам он был возведен в должность «заведующего преподаванием народной музыки в войсках гвардии».
И нашел путь к решению этой невероятно сложной задачи, начав обучать игре на балалайке солдат петербургского гарнизона, в котором проходили службу люди со всей необъятной Российской империи.
Увольняясь в запас, каждый обученный им солдат увозил с собой и балалайку.



Так балалайка снова зазвучала по всей России, а только в одном Петербурге к началу 20-го века насчитывалось более двадцати тысяч лиц, играющих на балалайках.

Василий Васильевич Андреев писал:
- «Когда я начинал свою работу для создания Великорусского оркестра, я чувствовал себя, как одинокий человек в первобытном лесу, прокладывающий новую дорогу... Решительно все надо было вновь создавать, а главное, бороться с полным недоверием и жестокими предрассудками против самого названия инструмента «балалайка», которое столетие служило синонимом антимузыкальности и так незаслуженно оскорбляло чувство национального достоинства...
Искусство объединяет, а «в единении - сила», и чем больше, чем шире будет распространяться музыка по лицу земли родной, тем лучше».

В России заслуги Андреева признали в полной мере только после огромного успеха Великорусского оркестра за границей.



В.В. Андреев со своим оркестром. Фото к десятилетнему юбилею успешной популяризации нового музыкального инструмента.

До сих пор о том времени, когда балалйка была ещё двухструнной напоминает "Академический балалечный строй" утвержденный Андреевым: две струны в унисон - нота «ми», одна - на кварту выше - нота «ля» (и "ми" и "ля" первой октавы).

В результате, первый пример публикации народного балалаечного наигрыша известный в российской фольклористике, был записан в 1896 году Н.Пальчиковым.

В начале 20 века еще многие помнили, что трехструнная балалайка с металлическими ладами, это недавно изобретенный инструмент, поэтому в СССР в 1927-1931 годах переиздавался вот такой самоучитель игры на этой новой балабайке :



P.S. У меня большая просьба к настоящим Российским патриотам, представителям народа с поистине великой, тысячелетней (в том числе и музыкальной) культурой:

Учитывая вышеизложенное,

перед тем, как продолжать дразнить приезжих из республик Средней Азии обидной дразнилкой:
- "Один палка- два струна,- я хозяин вся страна",

Вспомните о светлой памяти Василии Васильевиче Андрееве, который всего каких- нибудь 100 с лишним лет назад добавил балалайке третью струну.

И будет вам "счастье вдруг".
Песня из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"- слушать балалайку, которой во времена Ивана Грозного ещё не было, не было абсолютно так же, как не было тогда сигарет Мальборо, которое однако есть в руках у князя Милославского поющего под  несуществующую балалайку:



image Click to view


http://www.youtube.com/watch?v=T41mZ-BI1U0

И смотреть на "якобы древнюю" нарисованную марийским художником Васнецовым в 1916 балалайку на картине "Царевна Несмеяна" -из "старины глубокой":



Не смешно- как Несмеяне.

О других массовых заблуждениях (к "Тысячелетним славянским народным традициям" не имеющим никакого отношения) здесь : Водка- балалайка и гармошка,- самовар- пельмени и матрешка.


отрицание очевидного, кажущееся и действительное

Previous post Next post
Up