Экскурсия в ГМИИ "Изображение Иисуса Христа художниками Средних веков" 26-3-2017

Mar 28, 2017 16:18

Из-за болезней и каникул мы пропустили целых три занятия, очень жаль; но наконец смогли пойти на экскурсию.




На прошлом занятии, как оказалось, отсутствовали многие, поэтому часть информации повторили нам в самом начале, а потом пошли дальше, и в следующий раз будем говорить о французской живописи.

Изображать Иисуса Христа начали еще с первых веков христианства, и за первые четыреста лет образовался огромный символический слой. Когда первые христиане IV века н.э. еще прятались в катакомбах, чаще всего его изображали как пастуха (пасет овец, одна из них заблудшая, Иисус ее спасает и несет на плече) или Судью.


Слепок "Добрый пастырь" (оригинал - Латеранский музей, Рим, до VIII в). Иисус изображен юношей без бороды-борода признак зрелости.

Также часто использовали образ Орфея, который играет на маленькой арфе или лире (Орфей спас жену, которую укусила змея, из царства Аида, но она нарушила запрет и обернулась, и была превращена в столб. Иисус так же, как Орфей, вернулся из царства Мертвых). Символически Иисуса могли изображать как рыбака или даже как рыбу (вода-символ христианства, Ихтис от древнегреческого Ίχθύς - рыба - древний акроним имени Иисуса Христа).

Через некоторое время появилось активное движение иконоборцев, которые выступали против изображения Иисуса Христа в любом виде, в том числе, они уничтожали иконы, так что работ того времени осталось очень мало. В основном это символика на саркофагах



Буквы Альфа и омега (монограмма) символизируют слова Иисуса Христа "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель."

В конце концов иконопочитатели победили, был проведен специальный Собор, на котором обозначили все каноны-правила изображения символов христианства. И многие века этим канонов очень строго придерживались, часто даже забывая о том, откуда они пошли. Так, сияние Моисея со временем стало изображаться "рожками" на его голове и тп. Зло и яблоко по латыни звучат похоже-сначала запретный плод изображали яблоком, постепенно появились изображения и в виде груши, даже огурца.
Художники и скульпторы часто изображали Распятие (под ногами-череп первого человека).


Распятие (Эссен-Верден, Германия, XI в) и христианский армянский крест - камень XIII в (из селения Егвард, Армения)

Только постепенно стали отходить от строгих канонов.


Поклонение Волхвов (оригинал - Нотр-Дам де Пари). Волхвы-тоже символика, разного возраста и разных рас, Иисус младенец изображен по канону, Мария царица небесная - с короной

Несколько канонических сюжетов




Канонические темы-Рождество, Введение в храм , бегство в Египет ( XV в Болонья, Италия)



Ангелы, несущие крест (Венеция, Италия, XV в)




Св. Елена, мать императора Константина, в IV в нашла в Иерусалиме 3 гвоздя, которыми крепили к кресту Христа, щепку от креста и губку, которой омывали Христа, и привезла ее на родину. Эти священные реликвии берегли, а три гвоздя переплавили. Один использовали как добавку к металлу короны, которой короновали Императоры. Последней ей короновался Наполеон, а после его ссылки на остров св.Елены корону было запрещено использовать при коронации, она хранится в Падуе, посмотреть ее можно только по специальному разрешению. Второй гвоздь был аналогично переплавлен в святые удила, а третий утерян. Распятию и Голгофе посвящены многие творения великих художников и скульпторов.



Донателло (?) "Голгофа" XV в, Флоренция, Италия.
На распятии сразу видно, кто из разбойников раскаялся-поднял голову, общается с Богом (раскаялся левый, свет падает на него и Иисус смотрит на него).



Епископское место (Ульм) в Итальянском дворике

Изображения святых - каждый со своим символом



Тау-крест Антония (символ его искушения) и косой крест святого Андрея мастерской Веронозе


("Голгофа" в Итальянском дворике)

И только в эпоху Возрождении стали писать не по канонам. В XVI в начинается еще один виток иконоборчества - протестантское движение. Протестовали против того, чтобы люди радовались жизни. Надо выполнять свой долг-работать качественно (любой человек, даже каждая знатная женщина, которая раньше не занималась хозяйством, стала считать своим долгом убираться, стирать и пр). Даже не обязательно ходить в церковь, но обязателен повседневный труд, тогда попадешь в Рай. Протестанты выступали и против индульгенций за совершенные проступки и вперед, за будущие грехи. Основной вопрос "Как искупить грехи?" Лютер решал так: не деньгами, не добрыми поступками в противовес злым (счет им идет параллельно),а раскаянием. Поэтому стали появляться назидательные картины разных жанров на эти темы.




Более вольные картины, но свет опять падает на раскаявшегося, темная фигура нераскаявшегося ниже. Мария Магдалина в золотом, дева Мария в своих красно-синих цветах, Иоанн молится

Благовещение - Ангел спускается на полупрозрачном облаке. Мрамор (как на лестнице ГМИИ) - красный с прожилками : кровь Христа и молоко девы Марии. Голубь-святой дух, лучи идут от скрытого Бога-отца, и резвятся прекрасные Ангелы. Синий символ чистоты, красный-радости. Обычно в Благовещении изображалась белая лилия, а здесь-оливковое древо, символ мира. Даже складки, как была сложена рубаха-все натурально. Райская птица (попугай)


Хендрик Голциус (конец XVI-начало XVII в, 1609)

Интересно, итальянские художники изображали младенца Христа раздетым, хотя он и родился ночью и зимой, а голландцы его тепло укутали укутали, свет и белые цвета рембрандтовского оттенка



Гербрандт ван ден Экхаут "Поклонение волхвов", 1665

Художники Фландрии тоже все отображали очень символично и с множеством исторических и реальных деталей.


Якоб Йорданс "Бегство в Египет", 1640

Очень яркие свежие краски, обилие ковров


Хендрик ван Бален, Ян Брейгель младший "Крещение Христа", 1620-е гг

Очень тщательно выписано безжизненное тело


Питер ван Моль "Снятие с креста", 1631-1635

Много бытовых деталей - Мария кормит пищей духовной, Марфа-кормит, готовит


Школа Рембрандта "Христос у Марфы и девы Марии", середина XVII в

Кипят страсти - одни требуют распять, другие сомневаются (Пилат)


Николаус Кнюпфер "Пилат, умывающий руки", 1650-е гг

И совсем другой облик Христа - бородатый, с длинными волосами, в сиянии


Рембрандт "Неверие апостола Фомы", 1634

Хочется сравнить с тем, как изображал Христа молодой Рембрандт-растрепанным, с ярко выраженным настроением (хотя гнев-один из смертных грехов)


Рембрандт "Изгнание торгующих из храма", 1626

Хочу все знать, Экскурсия, Музей, Москва, Фото, Культурная программа

Previous post Next post
Up