Давно собиралась сходить на эту экскурсию, и наконец желания совпали с возможностями, да еще и погода в Москве чуть ли не в первый раз за этот год была практически летней.
И только в неотапливаемом Соборе осталось немного зимы.
Встречаемся у входа со стороны реки,
ждем экскурсовода рядом с Мининым и Пожарским, смотрим на Собор Покрова́ Пресвятой Богородицы, что на Рву (Покровский собор).
Экскурсовод напомнил историю Собора. До XVII века на этом месте находился деревянный Троицкий храм (посвящённый Святой Троице). Иногда его называли еще «Иерусалимским» (в Вербное воскресенье к нему шел крестный ход из Успенского собора Кремля с «шествием на осляти» Патриарха). Новый каменный собор высотой 65 метров был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством в день Покрова Пресвятой Богородицы в начале октября 1552 года. Авторы Собора - Барма и Постник; есть легенда, что после постройки Собора их ослепили, чтобы никогда больше они не создали большей красоты.
Собор многоглавый, и каждая глава - это отдельная церковь. Восемь церквей (четыре осевые по сторонам света и четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, завершённой шатром с маленькой главкой.
По цвету купола можно догадаться, что бело-синий купол на северной стороне, зелено-белый, закрученный как восточный тюрбан - это восточная сторона и т.д., а остальные 4 обращены на северо-восток, северо-запад и пр.
1.Покрова Пресвятой Богородицы (центр),
2.Св. Троицы (восток),
3.Входа Господня в Иерусалим (запад),
4.Григория Армянского (северо-запад),
5.Александра Свирского (юго-восток),
6.Варлаама Хутынского (юго-запад),
7.Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (северо-восток),
8.Николая Чудотворца Великорецкого (юг),
9.Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (север).
Все девять церквей конструктивно находятся на общем основании, а также объединены обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.
Сейчас галерея застеклена
В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен десятый придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469-1552), мощи которого находились на месте постройки храма, и по имени которого часто называют весь Собор. Он находится на своем основании, не на обшем с другими храмами, это был самостоятельный храм с отдельным входом, и для его устройства северо-восточной части собора были заложены арочные проемы
К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский (вначале придел был освящён в честь Ризположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий). В 1670-х годах была построена шатровая колокольня.
Входим в Собор, и сразу попадаем в придел Василия Блаженного.
Здесь находится самая древняя икона св. Василия Блаженного конца XVI века, написанная специально для Покровского собора, святой изображен на фоне Красной площади
Икона Богоматерь Владимирская, покровительница Руси
Арка над мощами св. Василия Блаженного, украшенная резной сенью, одна из самых почитаемых московских святынь
Стены и потолок покрыты росписью
Мы проходим дальше и попадаем в подклеть остальных храмов. Она в плане точно повторяет верхний этаж, собственно храмы, те же помещения на тех же местах. Подвальные помещения в Покровском соборе отсутствуют, высота помещений в подклете около 6,5 м., коробовый свод большой протяжённости не имеет поддерживающих столбов.
Толщина стен цоколя 3 метра, очень хорошо это видно через вентиляционные отверстия - прОдухи. Вместе с «дышащим» строительным материалом - кирпичом - они обеспечивают особый микроклимат помещения в любое время года. Продыхи в подклети и в храмовых помещениях находятся точно на одних и тех же местах
Раньше обычный прихожанин не мог попасть в подклеть, глубокие ниши-тайники использовали как хранилища, куда зажиточные горожане приносили свои богатства на хранение. До 1595 года в подклете прятали царскую казну, все закрывалось дверями, от которых теперь сохранились петли.
Сейф, замки
Тогда попасть в подклеть можно было только из верхней центральной церкви Покрова Пресвятой Богородицы по внутренней потайной лестнице. Знали о ней очень немногие, а позже ход вообще замуровали, и обнаружили только в 1930-х гг во время реставрации Собора. Продухи в цокольной части
Иконы, оклады
Сохранившиеся элементы
Кувшины, которые помещали в стены и замуровывали, что давало храмам необыкновенную акустику
А мы проходим наверх, в один из храмов по сторонам света
Иконы
И вот мы в полном воздуха и света Покровском соборе
Интересное конструктивное решение - первый ярус в плане является четырехугольником, второй-восьмиугольником, в итоге Собор кажется еще выше и стройнее
Орнаментом покрыты стены
и купол
Выходим в галерею, которая связывает все церкви.
Цветочный орнамент не повторяется нигде, нет двух одинаковых цветков
Юго-восточная церковь - как интересно оформлен верх!
Иконы на Царских вратах
Выходим на открытый кусок галереи
>
>
Из окон
Оформление каждой церкви уникально
Роспись под кирпич
Еще одна церковь
Уникальная резьба по кирпичу -
под чешую, цветочный узор
А с другой стороны галереи такие же арки оформлены росписью по кирпичу
Выходим к парадному, пристроенному самым последним, крыльцу
Тут роспись особенно затейлива
>
>
>
С парадного крыльца
>
>
>
>