В прошлый раз по состоянию здоровья экскурсию пропустили, а вчера начался курс лекций уже в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.
Сначала несколько слов экскурсовод сказала о самом этом здании.
В XVII-XIX вв тут находился левый флигель усадьбы князей Голицыных, построенный под влиянием творчества архитектора Казакова. В 1890-1892 гг он был переоборудован архитектором Загорским под меблированные комнаты и получил название «Княжий двор». В нем останавливались и подолгу жили В.И. Суриков, И.Е. Репин, А.Н. Скрябин, Л.О. Пастернак. После революции в этом здании размещались различные организации. Во время войны в здание попала бомба, принявшая основной удар, и основное здание музея почти не пострадало (а начавшийся пожар быстро ликвидировали). В 1988-1993 здание было полностью реконструировано, сначала тут был музей Личных коллекций, а совсем недавно, с 2006, здесь выставляются картины художников XIX-XXI вв.
Начали мы с этой великолепной картины Жана-Огюста Доменика Энгра (1780-1867) "Мадонна перед чашей с причастием" 1841 г
Картина полна света, необыкновенно притягивающа (кажется, сейчас Мадонна откроет глаза - и узнает все о нас), четко выстроена композиция, и совершенно не видно мазков, так художник владеет техникой мельчайших переходов цвета.
Для себя я сфотографировала на память еще этот портрет, люблю с детства
Филипп Фейт (1793-1877) "Женский портрет" (1821-2825)
Тут еще живы традиции века Людовика XIV, роскошь, богатство тканей и окружения.
Сравним эти совершенно академические работы с работами, на которые очень сильно повлияло новое время - Великая французская революция, когда во всех сферах жизни шли резкие изменения и приближающаяся вторая революция.
Полное жизни полотно Эжена Делакруа (1798-1863) "После кораблекрушения" 1840-1847
Картина живет своей жизнью, мы тут только наблюдатели, на которых никто не обращает внимание. Динамичность дают ярко выраженные резкие мазки, цветовая палитра совершенно другая.
Стремительность картине Оноре Домье (1808-1879) "Восстание" (1848-1849)
придает диагональная (не вертикальная и не горизонтальная, как на предыдущих картинах, а именно диагональная) композиция картины. Фигуры будто наклонены вперед на бегу, все участвуют в революционном порыве - и рабочий, и аристократ, и представитель духовенства.
Полна страсти "Марсельеза" (1833) Франсуа Рюда (1784-1855)
Новое время требовало нового искусства, и оно стало появляться. Многим художникам стало тесно в академических рамках, и они начали искать новые пути в искусстве.
Одни уходят от библейских и античных сюжетов, от портретов к малым формам.
Группа французских художников-пейзажистов Руссо, Милле и другие одно время жила в деревне Барбизон в лесу Фонтенбло и создавала реалистический пейзаж с обыденными мотивами с участием простых людей, занятых трудом - в противовес академическим картинам, где природа была только фоном, на котором действуют мифологические персонажи. Сейчас пейзажи начинают обретать новую жизнь в картинах барбизонцев и Коро, Курбе, Делакруа. Такие картины были камерными, их могли размещать не в больших парадных залах, а в небольших помещениях.
Жан-Батист Камиль Коро (1796-1875) "Воз сена (Повозка, перезжающая брод у большого дерева)" 1865-1870
Мягкие серебристо-жемчужные тона (50, 70, 100 оттенков серого), умиротворение природы, движение воздуха создается при помощи немного рваных мазков
Коро "Вечер"(1850-1870)
Есть ли что-то необычное в этой картине Коро "Купание Дианы" 1873-1874?
Лунная ночь, свет месяца, все это написано с натуры, а фигура на переднем плане вписана потом, что видно по немного зеленым тонам фигуры и ее резкому контуру.
Картина Шарль Франсуа Добинье "Река в облачный день" (1870) полна света
Почти импрессионистская картина Коро "Портрет Мариетт Гамбе (Грезы Мариетт)" - девушка мечтает над томиком любовной лирики
Живописью увлеклись многие молодые люди, все с интересом ждали итогов Парижского Салона
Жан Беро 1848-1935 "Набережная Сены у моста Искусств в Париже 1890-е гг
Одним из главных нарушителей спокойствия был Эдуард Мане (1832-1883), обеспеченный человек, с юности мечтающий стать художником. Он буквально взрывает спокойное течение Парижских салонов своими эпохальными картинами "Завтрак на траве" и "Олимпия", сповоцировавшую огромный скандал, и не только на официальном салоне, но и на Салоне Отверженных (тех, чьи работы не принял академический салон). Сейчас это может показаться удивительным, но тогда изобразить обнаженную современницу (а не античную богиню) рядом с одетыми по последней моде мужчинами или служанкой казалось верхом вульгарности и неприличия.
Портреты Эдуарда Мане, например, "Портрет Мэри Лоран с моськой" 1882 тоже были вызовом обществу: на них изображались гризетки (от французского gris - серый, цвет дневного платья; вечерние платья наоборот отличались яркостью)
И конечно много говорили об Эдгаре Дега (1834-1917). Он тоже происходил из очень богатой аристократической семьи (де Га) и с юности хотел заниматься рисованием, но по настоянию отца получил юридическое образование, которое потом никогда не использовал в жизни. Главные страсти в его жизни - живопись, балет и лошади - удачно дополняли друг друга. его картины производят впечатление моментальных наблюдений, будто запечатленных репортером-фотографом. И действительно, Дега увлекался новым тогда жанром искусства - фотографией - а в своей живописи старался уделять особое внимание цвету, тому, что тогда очень отличала фотографию от картины.
"Танцовщицы на репетиции" 1875-1877 будто подсмотрены тайком из-под лестницы,
"Танцовщица у фотографа" 1873-1875 старается принять наоболее выигрышную для себя позу перед зеркалом, но художник видит ее совершенно в другом ракурсе.
Великолепные "Голубые танцовщицы" 1898 - не в белых ли они платьях? Не одинаковые ли у них платья, прически, черты лица? Да не одна ли это танцовщица - фуэте, плие, поклон - и опять по кругу, как снятые на быстрый спуск фотографии?
Любимые лошади в движении ("Проездка скаковых лошадей", 1880)
Необычные и привычные движения "Вытирающаяся женщина" 188801892
В следующий раз продолжим говорить об импрессионистах