Ну, кто не спрятался, я не виновата. Пока идут праздничные дни, расскажу про праздник, на котором мы побывали вчера, а именно - на совершенно необычном и однозначно прекрасном мероприятии от очень уважаемого нами образовательного проекта "Москва глазами инженера".
Синтез искусства и дегустации вин - что может быть прекраснее в праздничный вечер?
Мероприятие проходило в кафе "Вино и гады", пр.Мира, 102, стр. 1А. Само кафе тоже явно достойно внимания, а сейчас про мероприятие, где рассказы сомелье Дениса о французских винах и лекции Ксении Григорьевой об выдающихся французских архитекторах ар нуво и ар деко, а также Ле Корбюзье и Жане Нувеле гармонически сливались в единое целое.
Под катом чрезвычайно подробный рассказ, фото архитектурных объектов - из интернета, остальные мои.
Сомелье Денис начал свой рассказ с того, что же представляет собой его профессия. Это кроме всего еще и немного наука, и искусство, и, конечно (это уже наша личная точка зрения) - талант. В течение лекции мы узнали много тонкостей и секретов этой профессии.
Вот, например, обычная пробка. Ее роль в жизни вина огромна, когда вы в ресторане заказываете или дома открываете бутылку вина, обязательно посмотрите на состояние пробки - не привнесла ли пробка в вино неприятный запах «пробковой болезни» (примерно 3−5% всех бутылок страдают от нееЮ и поделать ничего нельзя). А если пробка цела и суха, значит, и вино полностью сохранило свои качества. Далее наливаем немного вина в бокал (для каждого вина есть своя форма бокала, выверенная веками, которая лучшим образом раскрывает его лучшие качества), обязательно осматриваем вино и обращаем внимание на запах (опытный сомелье оперирует понятиями "первый нос" и "второй нос", но я это не чувствую). Вино немного надо "покатать" в бокале, чтобы оно "раскрылось", и посмотреть "винные ножки"-плотность вина.
Вино 1. Бордо Итак, первое вино сегодня - купаж из сортов винограда савиньон и семийон из региона Бордо
Сомелье считает что это запахи акации и черемухи (первый нос) и цитруса (второй нос)-характерные для региона цветочные запахи, очень подходящие в качестве аперитива и к рыбе. Вино легкое и приятное
Архитектура 1. Эктор Гимар и ар нуво Как рождался стиль модерн во Франции, и как Эктор Гимар создавал свои знаменитые павильоны метро.
Интересно, что прослеживается примерная аналогия архитектуры Бордо и архитектуры Парижа, как мы можем сопоставить соответственно Санкт-Петербург и Москву. Кроме того, большое влияние на архитектуру региона оказало то, что многие жители Бордо имели вокруг города свои летние резиденции - шато. Они располагались около живописных берегов Гароны.
Если мы будем говорить о Экторе Гимаре, то мало найдется тех, кому знакомо его имя, а его работы точно видели все. Он проектировал оформление входов в парижские станции метро (москвичи могут увидеть новый вход в метро "Киевская", выполненный в том же стиле модерн).
Как и три других архитектора из четырех, о которых мы говорили вчера, он не закончил свое образование, и всего добился сам, своим талантом и своими организаторскими способностями.
Свой стиль он нашел после того, как посетил Брюссель и увидел отель Тассель, построенный бельгийским архитектором Виктором Орта в 1893-1894 годах, первый пример стиля модерн в архитектуре.
В то время в архитектуре господствовал стиль, широко представленный на бульварах, проложенных в Париже бароном Османом в ходе масштабной реконструкции города в третьей четверть XIX века. Этот стиль Бозар (от французского beaux-arts - «изящные искусства») продолжал традиции итальянского ренессанса и французского барокко, это почти одинаковые пышно оформленные дома, щедро украшенные скульптурами, лепниной, барельефами (классический пример - опера Гарнье в Париже).
Эклектика боится пустоты, но от нее уже устали, и на смену ей шел стиль модерн, который осмелился вернуть пустоты на фасады. Если внимательно посмотреть на фасад отеля Тассель, мы увидим иррациональные колонны с когтями,
чугун в оформлении, который раньше почти не применялся в оформлении жилых зданий (разве только на вокзалах, фабриках), а также растительные орнаменты. Причем в оформлении использовались не настоящие растения, а "мотивы роста"- растительные идеи и иррациональные формы, называемые "удар бича" (в просторечии "сопля").
Окрыленный увиденным, Эктор Гимар вернулся в Париж и в 1898 г построил доходный дом, названный "Кастель Беранже" («Замок Беранже»)-доходный многоквартирный дом по адресу Castel Béranger, Rue Jean de la Fontaine, Paris 16.
Это был полный отказ от классики, античности, Рима, которыми к тому времени все уже пресытились. Основные черты нового стиля - асимметрия, ощущение запутанности и иррациональности, цвет тиффани.
Были использованы материалы, которые раньше не применялись или применялись крайне редко: медь ( причем было использовано ее качество зеленеть при окислении по прошествии времени, керамика, плитка, мозаика).
Архитектурные детали оплывают, как воск, пластилин, блестят (модерн вообще очень склоннен блестеть). Интересно, что чем выше, тем комнаты становились роскошнее, на верхних этажах роскошные квартиры с верхним светом, световым фонарем, а раньше наверху находились наоборот самые дешевые и простые комнаты прислуги. Архитектор развернул очень активную рекламную компанию, дом имел большой успех, квартиры хорошо расходились.
Старый одинаковый город барона Османа к конце XIX века надоел и ждал перемен, и на конкурсе на оформление входов в метро Гимар одержал убедительную победу. С 1899 по 1904 было построено около 100 павильонов четырех разных типов. Требовалось быстро создать много красивых павильонов, т.е. требовалось наладить индустриальное их производство, что и было сделано. Интересно, что все эти необычные формы выглядят как единая чугунная волна, а на самом деле это много стандартных форм, простых в производстве, с хорошо заделанными швами. Но успех был недолог, вкусы очень быстро поменялись опять. Проект Гимара для для Опера не был принят, и начиная с 1908 г павильоны стали даже сносить. Если павильоны первого типа сохранились до наших дней,
то павильоны второго типа были полностью уничтожены (сейчас осталась 1 копия),
павильон третьего типа (крылья бабочки) остался один,
А павильон четвертого типа (у Бастилии), близкий по очертаниям к пагоде, отражающий увлечение того времени востоком и Китаем, не сохранился вовсе.
Да, становившийся совершенно индустриальным город хотел вернуть себе хоть немного природы в новом архитектурном стиле, но вычурный модерн быстро вышел из моды. А дальше страны Европы втянулись в первую мировую войну, архитектура вообще стала мало востребованной, и Гимар был почти забыт. Он занимался дизайном предметов интерьера, а в 1938 они с женой-еврейкой уехали в США, где он и умер в 1942 г. Через много лет после его смерти в Малом дворце Petit Palais в Париже состоялась выставка мебели его работы, подарок его жены Франции
И возвращаясь к вину-да, это модерн. Легкое, немного причудливое, с цветочными нотками
Рассказы про три других региона и трех других архитекторов будут.
Надо ли говорить, что теперь мы будем ждать и дальнейшие циклы лекций, вскоре ожидается Архитектура+Вино Италии и Испании, потом Германии-Австрии, Англии.