Выставка "Щукин. Биография коллекции" в ГМИИ 4-8-2019

Aug 21, 2019 10:00

Я надеялась, что это когда-нибудь случится, и оно произошло. Поделенная в 1948 пополам между столицами коллекция Музея нового западного искусства наконец воссоединилась: собрание Щукина в Москве, а собрание Морозова - в Санкт-Петербурге.

Мы увидели лучшие произведения основных художественных течений конца XIX - начала ХХ века, от импрессионизма до модернизма. Это общее собрание меценатов братьев Щукиных, Сергея, Петра, Дмитрия и Ивана, и многие залы воссозданы в том виде, как они были в исходном собрании. Организаторы и кураторы выставки сделали почти невозможное, воссоздав дух и атмосферу времени.




Первые залы выставки рассказывают о жизни братьев Петра, Дмитрия и Ивана Щукиных. Трое братьев увлекались коллекционированием с юности, унаследовав это увлечение от Михаила Боткина, дяди по матери. Все они были наделены особым чутьем, и им удалось собрать прекрасные коллекции, отражающие особенности их характера.



Коллекция Петра Ивановича Щукина (1853-1912), ставшая частью собрания Государственного исторического музея, когда-то демонстрировалась в созданном им в 1891-м и подаренном городу Музее русской старины на Малой Грузинской (теперь Биологический музей им. К. А. Тимирязева). Петр собирал все, что ему нравилось, от китайской бронзы до русской старины, от затейливых ключей до «Обнаженной» Ренуара и «Площади Французского театра» Писсарро. Его "музей всего" показан в зале Греческого искусства (главным элементом оформления являются старинные индийские и персидские ткани, узоры которых использовались для мануфактуры Щукиных), и предметы основной коллекции музея служат своего рода дополнением к нему.

   
   


Дальше мы переходим в зал Дмитрия Ивановича Щукина (1855-1932), эстета и собирателя старых мастеров - Ван Дейка, Кранаха,



классической живописи.



Зал Ивана Ивановича Щукина (1869-1908) сразу напоминает о его трагической судьбе.



Самый увлеченный из всех братьев, Иван начал составлять коллекцию старых мастеров. Растратив свои капиталы, он решил продать часть коллекции и отдал оценить жемчужины своей коллекции специалистам, которые вынесли вердикт - все это подделки. Иван Иванович покончил жизнь самоубийством, и только позже выяснилось, что "специалисты" ошиблись, большинство картин было подлинниками.

   


Сергей Щукин (1854 - 1936), кому Россия обязана великолепной коллекцией импрессионистов и пост-импрессионистов, стал собирать коллекцию только в возрасте около 40 лет. Он был талантливым коммерсантом, и не только. Директор торгового дома «И. В. Щукин и сыновья» и страхового общества «Якорь», член совета Московского учетного банка и правления товарищества ситценабивной фабрики «Эмиль Циндель», гласный Московской городской думы - все это один человек.
Щукин купил особняк Трубецких в Большом Знаменском переулке и, распродал княжеское собрание оружия и картин передвижников, стал покупать новую западную живопись. Часть картин Сергей купил у братьев, большинство картин он старался покупать непосредственно у художников, чтобы быть уверенным, что это подлинники. Но больше всего Сергея Щукина интересовала художественная сторона, он хотел узнать мировоззрения художников, их идеи, замыслы. В итоге у него собралось 13 картин Клода Моне, картины Сислея, Дени, Ренуара, Пикассо, восемь полотен Сезанна, четыре Ван Гога, шесть Анри Руссо, шестнадцать работ Гогена и множество работа Матисса. Свой дом Щукин в 1909 году превратил в общедоступный музей и сам водил экскурсии.

Вот, например, прекрасные картины Моне. Сначала Сергей Щукин купил «Скалы в Бель-Иль», а потом отправился в Живерни и приобрел ряд других картин, а впоследствии «Руанский собор вечером» и «Руанский собор в полдень».



А вот «иконостас» Гогена, на стене его картины кажутся фреской, соединяющей наконец практически все картины великого мастера, имеющиеся в России (и одна картина Ван Гога, так, как это было в доме Щукина).



Прекрасный Сезанн



Из 37 работ Матисса - так много было только у Щукина - из Петербурга приехало тоже не все, но есть и «Красная комната», и «Танец» ( в Белом зале)



Удивительные краски, и залы тоже воспроизводят залы в особняке Щукина



Особое внимание привлекают картины Пикассо. Щукин собирал его картины всех периодов, от розового и голубого до кубизма.

   
   


Греческий зал с классическими фризами контрастирует с новыми формами



Еще немного контрастов, классические скульптуры и примитивист Руссо Таможенник

   


И "Танец", вершина коллекции



Выставка работает до 15 сентября

Экскурсия, Музей, Москва, Фото, Культурная программа, Выставка

Previous post Next post
Up