Осенний марафон. Осеннее чтение (задание номер 3)

Sep 14, 2020 15:47

В задании на 3 неделю в Осеннем марафоне было три темы: 1) "осеннее чтение" 2) "осенний кинозал" 3) "осенний культпоход".

И я подумала, что осень у меня четко ассоциируется с увяданием, забвением, и всплыла в памяти неоднократно читанная в юности книга, точнее, первая ее часть - "По направлению к Свану" - эпопеи Марселя Пруста "В поисках утраченного времени".

В кабинете, который можно сейчас увидеть в музее Carnavalet (музее истории Парижа) были написаны все тома эпопеи.



Страдающий сильной формой астмы, Марсель Пруст в возрасте 30 с небольшим лет решил вести уединенный, а впоследствии и совершенно затворнический образ жизни. И прожил так почти 15 лет за работой, лишь изредка выходя в свет (последняя поездка в гости и стала для него роковой). Он не успел отредактировать свои три последних романа (его дело завершил брат), но эпопея и в таком виде поражает воображение, чего стоят только 2500 тысячи персонажей его книг, которые видятся нам яркими и полными жизни.


Марсель Пруст, фото из википедии).



Как дивно звучали названия книги и эпопеи в издании ACADEMIA 1927 г - "В сторону Свана", "В поисках за утраченным временем", в переводе Адриана Франковского!




Именно в таком виде я увидела это произведение в первый раз, когда мой однокурсник в начале 80-х дал мне почитать добытую им в "Букинисте" на Кузнецком мосту книгу.
"Роман о романе" затягивает нас с первых страниц. Чрезвычайно тонко и пронзительно выписанные ощущения героя, его воспоминания о детстве рассказаны параллельно истории любви друга его дедушки Шарля Свана к Одетте де Креси (и неудивительно, что герой впоследствии влюбляется в их дочь). Книгу эту надо не только читать, а впитывать каждую деталь, каждое мельчайшее движение души, каждое слово и жест героев. Все имеет значение, все взаимосвязано, все в мире закономерно.
Как остро я ощущаю ожидания маленького героя, что мама придет и пожелает ему спокойной ночи (мама очень хочет прийти, но отец настаивает на том, чтобы не тревожить чувствительного ребенка - эх, как современная педагогика его бы осудила!). Пишу, а во рту будто привкус бисквита с липовым чаем, которым угощала мальчика в детстве его тетушка, и с тех пор этот вкус будит в нем воспоминания. И мы признаемся себе, что у каждого из нас тоже есть вкус (или запах, или ощущение), которые заставляют нас вернутся в детство, в любимое место или в счастливое мгновение. Многие герои эпопеи появляются уже в первой книге, они раскрываются перед нами по-разному в разные периоды своей жизни. Проходит перед нами история любви Свана, ее странного начала, мучительного движения от зарождения к расцвету - и к закономерному ее увяданию - "Как могло случиться, что он убил несколько лет жизни на женщину, которая ему, в сущности, даже и не нравилась?"
И эта история во многом предваряет историю самого главного героя, рассказанную им в следующих книгах.
И отсюда же любимая цитата:"Умный человек не боится показаться глупцом другому умному человеку".

Я не думала, что можно так глубоко и тонко отобразить чувства человека, который при этом является литературным героем. Как легко можно переплести "несколько самостоятельных сюжетов, развивающихся параллельно, но между собой связанных", не потеряв ни на минуту внимание читателя. Удивительно, как мне, человеку крайне активному, нравилось плыть по волнам слов, длинных предложений, которые совершенно не утомляют, а наоборот, пленяют.
Интересно увидеть "изнутри" и нравы высшего света, и полусвета, и даже так нелюбимые многими описания природы (я тоже по большей части отношу себя к их числу) в этой книге завораживают и не дают заскучать, и долго потом я искала в летней Москве боярышник в цвету!
Но все же главный мотив и главная ассоциация для меня - это не весна или лето в окрестностях вымышленных мест вблизи условных городов Комбре и Бальбека, а осень, тихий свет, липовый чай и мягкое, спокойное увядание.

"Места, которые мы знали, существуют лишь на карте, нарисованной нашим воображением, куда мы помещаем их для большего удобства. Каждое из них есть лишь тоненький ломтик, вырезанный из смежных впечатлений, составлявших нашу тогдашнюю жизнь; определенное воспоминание есть лишь сожаление об определенном мгновении; и дома, дороги, аллеи столь же мимолетны, увы, как и годы. "

В 90-е годы была опубликована вся эпопея - первые шесть томов в переводе Николая Любимова, последний том - в переводе А. И. Кондратьева, затем - в переводе А. Смирновой. Я ждала выхода каждого тома, и каждый по-новому раскрывал нам мир Марселя Пруста.

Кстати, если я когда-нибудь преуспею больше в изучении французского, я-таки попытаюсь прочесть ее в оригинале:)

Пандемия - день 169 (182).

#91деньосени, Париж, Фото, задание №3, 91 день осени, Книги

Previous post Next post
Up