Истоки. Мстёра (родители дедушки Елена Григорьевна и Петр Иосифович Курбатовы).

Jan 14, 2009 09:44

Родители дедушки - Елена Григорьевна, в девичестве Демидова, и Петр Иосифович Курбатовы - жили в Мстёре, Владимирская область. Поначалу, когда они поженились, детей не было, а потом посыпались один за одним: Михаил, мой дедушка, старший, потом три сестры: Анна, Клавдия и Федосья, и младший сын Иван. Разница между сыновьями была 9 лет, но они были очень дружны всю жизнь.

Село и весь этот край славились своими художественными промыслами и своими мастерами (недалеко находится и всемирно известный Палех).
Мстёра начала ХХ века - поселок ремесленников. Мужчины были заняты тем, что писали иконы (их называли «богомазами»). Отец Петра (Иосиф), два брата Петра ( Иван и Федор), дети - все были в семейном деле. Мой дедушка в возрасте 9 лет тоже участвовал в этом: ему доверялось расписывать фон иконы, его отец и дяди писали одежду, лики же святых расписывали старшие - дед моего дедушки (младшим это не доверяли). Все женщины шили гладью - «гладкошвейки». Зимой работали вечерами при лучине или свечке, но на зрение никто не жаловался.

В то время в Мстёре примерно половина иконописцев работали в мастерских с 25-30 наемными работниками. В бывшем погосте, под сенью монастырских крестов, возникли две большие фабрики с паровыми двигателями, изготовлявшие фольгу. Новейшее техническое достижение - гальванопластика - исполось в производстве святых образов. 10 ризочеканных мастерских и 24 фольгоуборочных заведения работали по 10-14 часов в день.
Славились умельцы Мстёры и ювелирными изделиями. Были в селе мастера чеканного дела. Получило распространение и древнее ремесло - скань, известное на Руси с IX-X веков. Сложная техника выполнения из тонкой золотой или серебряной проволоки ажурных орнаментальных узоров получила свое название от древнерусского слова «екать» - сучить, свивать. Тончайший рисунок, выполненный из гладкой или скрученной из двух-трех нитей проволоки, часто припаивается к металлическому основанию и дополняется зернью - мельчайшими металлическими шариками.
Мастерицы Мстеры вышивали белой мстерской гладью на тонких белых тканях: маркизете, креп - жоржете, батисте. Гладьевая вышивка часто соединялась с мережками. В узорах преобладали мелкие цветочные мотивы в виде букетиков и гирлянд. Узоры цветной вышивки, называемой владимирскими швами, строились из крупных веток с цветами, листьями и ягодами, иногда в сочетании с мотивами птиц и женской фигуры. Яркими декоративными вышивками владимирскими швами украшали скатерти, наволочки, портеры, покрывало, панно, полотенца, предметы одежды.

Жила семья в довольно большом доме: низ - каменный, верх - деревянный.
На фото этот дом в 20-е годы 20 века (фото дедушки).


Каждая семья в Мстёре обязательно сажала на пойменных лугах лук, капусту и огурцы - они росли очень хорошо, хватало всей семье на весь год и даже возили продавать излишки на базар. Обязательно засаливали бочками на зиму огурцы, грибы - рыжики и грузди, - квасили капусту. Картофель не сажали - было невыгодно, - а закупали на базаре или обменивали на то, что выращивали сами.
У жителей Мстёры были хорошие зубы, у дедушки тоже (как и волосы) - они считали, что это из-за лука. Когда дедушке было 90 лет, мы часто хвалили его зубы, а он скромничал: «Ну что вы, у меня вот тут коронка» - одна коронка на 32 зуба, остальные все свои, ровные и белоснежные.
Прадедушка умер после революции в 1919 году. Прабабушка, бывшая тогда беременной двойней, родила мертвых детей.
Она и ее дочери прожили всю жизнь в Мстёре, умерла прабабушка в 1957 году. А ее сыновья, мой дедушка Михаил и его брат Иван, выпорхнули из родного гнезда и прожили длинную интересную жизнь.

Фото, Генеалогия

Previous post Next post
Up