(no subject)

Apr 17, 2007 11:19

Как сохранить контакт
с подростком и не потерять доверие…
Одна из особенностей подросткового возраста заключается в том, что ребенок становится более замкнутым, погруженным в себя, менее открытым, в первую очередь с родителями. Теперь для него гораздо большую ценность представляет общение со сверстниками, что достигает своего пика к старшим классам.

Мария Злотникова,
специалист-психолог НОУ ДО «Архитектура Будущего», аспирант кафедры «Психология развития» факультета психологии СПбГУ, ведущая программы для детей и подростков «Эффективное общение»
ногие родители отмечают, что с ребенком становится сложно общаться, на привычную просьбу, не вызывавшую раньше особенных эмоций, ребенок может отреагировать грубостью, а на обычный вопрос мамы «Как дела?» ограничиться словом «нормально» и скрыться в своей комнате. По родительским ощущениям, ребенок «ускользает», становится менее контактным. Часто родители обращаются к психологу с вопросами: «Как ребенка «не потерять» совсем? Как лучше с ним говорить? И как ему помочь, когда вижу, что сложности есть, но от моей помощи он категорически отказывается?».

Ситуация осложняется в том случае, когда мама активно работает, вынуждена уделять большое количество времени бизнесу. При всем понимании важности и сложности подросткового возраста деловой маме бывает физически трудно выделить много времени на общение с собственным ребенком. В то же время вопрос сохранения контакта с подростком важен и для будущего развития сына или дочери, для сохранения собственного авторитета в глазах ребенка.
Сам по себе вопрос о сохранении контакта родителей и подростка можно перефразировать с помощью народной мудрости: как сделать так, чтобы были «и волки сыты, и овцы целы»? Задача, которая стоит перед любой женщиной-матерью, активно занимающейся бизнесом, совсем непроста. С одной стороны, любимая работа требует массу энергии и времени, а с другой - подрастающие дети со своими возрастными особенностями, запросами и желаниями. Всегда есть риск, что, чрезмерно увлекшись работой, можно упустить что-то очень важное в отношениях с ребенком и потерять то самое доверие, которое является основой в общении между родителями и ребенком (да и не только между ними). К сожалению, вернуть доверие и восстановить контакт всегда гораздо сложнее, чем сохранить то, что создавалось годами.
Конечно, замечательно, если при всей занятости родители находят время для ребенка, могут вместе куда-то сходить, съездить, просто поговорить. В то же время для подростка играет роль не столько количество времени, которое ему уделяется родителями, а скорее его качественное, содержательное наполнение. Это означает, что ценными могут оказаться даже 30-40 минут общения в день. Важно, чтобы за это время подросток ощутил искреннюю любовь, внимание и уважение к себе.
Один из основных принципов взаимодействия с ребенком в любом возрасте, а в подростковом особенно, - это принцип равноправного общения. В общении с подростком это приобретает ключевое значение, если мы хотим сохранить с ним доверительные отношения.

В любой ситуации важно уметь выслушать ребенка, выяснить его мнение, понять чувства относительно обсуждаемого вопроса (будь то совместная поездка куда-либо или учеба). Подростку чрезвычайно важно быть услышанным. И пусть мы не согласны с ним, его доводы кажутся нам наивными, важно дать высказаться, а уж потом аргументировать свою (взрослую) точку зрения. Говоря о своих переживаниях, важно уметь использовать язык «Я-посланий». Этот язык позволяет выразить собственные чувства и желания, не оскорбляя ребенка, не задевая его личностных особенностей. Так, например, объясняя ребенку его поведение, мы можем сказать: «Ты меня расстраиваешь, когда грубо разговариваешь со мной», а можем: «Я расстраиваюсь, когда ты говоришь подобным образом». Второй вариант не наделяет ребенка ответственностью за наши чувства, что воспринимается менее болезненно, более отстраненно, а значит, меньше вероятности эмоциональной, возможно агрессивной реакции на наши слова. Кроме того, использование «Я-посланий» позволяет ребенку лучше почувствовать те последствия, которые возникают в результате его поступков, действий. Такой разговор получается честнее и оставляет больше возможностей для продолжения диалога, нежели обвинения и наказания.

Следующий момент, который важно учитывать и поддерживать, - это формирующееся чувство взрослости.
Острее всего подростки реагируют на непризнание родителями их самостоятельности, способности самим принимать решения. С точки зрения взрослого подросток действительно частенько неправ, совершает необдуманные поступки, не умеет брать на себя ответственность, а трудности ложатся на плечи родителей (неуспеваемость в школе, конфликты с учителями, например). В то же время критика действий ребенка, упоминание его незрелости, детскости поведения, введение жестких санкций лишь усугубит и без того беспокойное состояние подростка. В любом случае важно разрешать возникающие противоречия максимально рационально, не поддаваясь эмоциям, которые приведут только к конфликту. По возможности стоит позволять подростку самостоятельно справляться с возникающими трудностями, не лишая его в то же время своей любви, поддержки и понимания.
Для подростка очень важно принятие не только его самого, но и его предпочтений (в одежде, музыке, увлечениях), а также в выборе круга общения. Часто эти моменты становятся объектом нелепых ссор с родителями. Конечно, наши вкусы могут расходиться, но если ничего из перечисленного не угрожает жизни и здоровью ребенка, то лучше позволить ему самому сориентироваться в том, с кем ему общаться, что носить, читать и слушать, чем превращать вопрос длины волос или ширины брюк в «поле битвы». Принять все названное не означает, что маме или папе нужно смириться с выбором ребенка, не интересоваться его делами, не выражать своего отношения к этому выбору. Как раз наоборот: если вы сможете с уважением и интересом отнестись к компании друзей ребенка, то ваши отношения будут ближе, а подросток сможет без боязни быть раскритикованным рассказывать вам о том, что его волнует, пугает, радует. К тому же, если вы хорошо знаете круг общения сына или дочери, у вас больше возможностей быть в курсе событий, представлять, где и с кем находится ваш ребенок в данный момент.
Подростковый возраст - сенситивный период для становления жизненных идеалов, интересов. Хорошо, когда родители помогают ребенку найти его собственный путь, а не решают за него, что ему делать и кем быть. Важно относиться к способностям, склонностям ребенка с интересом и предлагать ему спектр возможных путей дальнейшего развития. Зачастую ситуация в подростковом возрасте осложняется тем, что на первое место в сфере интересов ребенка выходит общение, часто за счет учебы. Это закономерно, и вопрос снижения мотивации к обучению - один из наиболее острых. В связи с этим необходимо проявлять внимание к школьным делам ребенка, к возникающим сложностям с позиции поддержки и демонстрации готовности помочь, а не с позиции контроля и запретов.
Подростку всегда будет приятно, если вы будете интересоваться его мнением по различным вопросам, в первую очередь, конечно, тем, которые касаются его самого. Это могут быть вопросы, связанные с обстановкой в его комнате, отдыхом на каникулах, выбором мест основного и дополнительного обучения.

Ваш подрастающий ребенок обязательно оценит, если и вы будете делиться событиями, происходящими в вашей жизни, собственными переживаниями, связанными с работой, с друзьями, знакомыми. С одной стороны, это покажет, что вы доверяете своему ребенку и считаете его достаточно взрослым для того, чтобы посвящать в свою жизнь. С другой стороны, вы сможете таким образом моделировать поведение, лишний раз показав ребенку, что успехи, радости, хорошая работа и авторитет не возникают сами собой, а становятся результатом долгого пути и усилий. Подросток, в свою очередь, ответит вам таким же доверием и открытостью, сможет безбоязненно делиться тем, что происходит с ним, волнует и интересует его.

Подведем итоги:

Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть.
Опирайтесь в общении с вашим ребенком на формирующееся у него чувство взрослости и поддерживайте его.
Сохраняйте спокойствие в конфликтных ситуациях и используйте язык «Я-посланий» для обсуждения сложившегося.

В сложной ситуации покажите подростку, что вы готовы помочь ему, вместе обсудите происходящее, но не решайте за него, как лучше поступить.
Предоставляйте возможность ребенку делать выбор и относитесь уважительно к его мнению.
Моделируйте своим примером доверительное, открытое поведение.

Алина, 16 лет
Обращение к родителям. Главное, из-за чего возникает непонимание между родителями и их детьми, - это несерьезное отношение к душе ребенка. Невозможно сразу стать взрослым, не совершать ошибок. Для каждого возраста свое отношение к миру, и нельзя сказать, что чье-то неправильно, или исправить его, ведь никто не может сказать «что есть истина». Относитесь к душе ребенка с уважением, пониманием и лаской, ведь все вы это проходили и стремились найти отклик в душах своих родителей.

Мама помнит, что и она была подростком. Помнит и знает о том, что я могу чувствовать.
Доброта.
Помощь, когда нужно.
Невмешательство.
Серьезное отношение ко мне и моей жизни.

Требование уборки.
Непонимание некоторых моих поступков, так как это следствие непонимания моего внутреннего мира.
Поучения ни с того ни с сего.
Усугубление положения (иногда).

Я - А.Р.Р., 14 лет
Я против того, чтобы мое мнение игнорировали. Я уже получил паспорт и считаю себя адекватной и здравомыслящей личностью. Все люди делают ошибки, но их совершают меньше, если обсуждать вопросы со всеми в коллективе. С моим мнением могут не считаться, потому что думают, что я слишком молод и думаю неправильно, - это ошибочное мнение многих взрослых.

Соглашаются со мной.
Меня понимают, когда со мной советуются.

Не считаются с моим мнением.
Ругают по мелочам.
Ведут себя хуже, чем вел бы себя я.

Катя, 15 лет
Нередко родители требуют от своих детей делать приятные или удобные для них (родителей) вещи, которые могут сохранить их время. Это совершенно нормально. Но бывает, что родители обращаются к детям или контактируют с ними только когда им что-то надо от своих детей. Иногда это обращение звучит как приказ, и ребенок может чувствовать себя обделенным в естественном позитивном общении с ним.

Общение с мамой почти на равных.
Нечасто отказывают мне в моих желаниях (необязательно покупках).
Не «достают» меня с проверкой домашних заданий, сочинений и т. д.

Излишняя требовательность (сделай, принеси, убери, подай, сбегай).
«Влезают» в мою личную жизнь.
Некоторое лицемерие со стороны родителей.
Редко заходят в мою комнату, но когда заходят - заставляют все чистить, убирать, мыть.

Гоша, 15 лет
Мне нравится, когда меня хвалят родители, особенно когда действительно есть за что. А то иногда бывает обидно - ты действительно потрудился, выполнил работу или сделал какой-то сюрприз, а это не заметили. Становится очень обидно. Ведь всем, наверное, приятно, когда им говорят от чистого сердца, от всей души - «спасибо тебе большое!» или «ты молодец», «ты заслужил это!». Это действительно очень приятно. Но я считаю, что не надо переходить границу. Ведь излишняя похвала может разбаловать ребенка. Все должно быть в меру. Но и забывать хвалить не надо: можно отблагодарить не только словесно, но и как-нибудь по-другому, например, материально, но это действительно должен быть какой-то значимый поступок.

Хвалят, поощряют.
Уважают.
Выполняют просьбы.
Выдают деньги.

Ругают.
Строго поучают.
Читают нудные лекции.
Ругаются между собой.
Не разрешают чего-то.

Даша, 14 лет
Я - человек, и у меня есть свои взгляды на жизнь. Да, они, безусловно, будут меняться, но основные ведь останутся. И если я в корне не согласна со своими родителями в той или иной ситуации, то почему я должна менять свое мнение? Конечно, я задумаюсь над их точкой зрения, попробую ее понять, ведь все-таки они намного старше и опытнее меня. Но если я не могу? Не могу принять то, что для меня является сущим бредом. Что мне остается делать? Почему мое мнение пытаются изменить, переделать на свое родительское усмотрение? Почему я вынуждена испытывать дискомфорт только потому, что откровенно высказала свою точку зрения? Не ту, которая угодна им, а свою. Пусть даже она повергнет их в шок и испугает, все равно я буду стоять на своем и поступать так, как считаю нужным.

Мне нравятся дискуссии, обсуждения чего-либо.
Все свои действия и решения обосновывают, объясняют мотивацию.

Родители очень мало обо мне знают и меня мало знают.
Не так много общения.
Свои взгляды на жизнь (в некоторых случаях) родители пытаются внушить мне.
Делают выводы, не дослушав меня до конца.
Слушают, но не слышат.
Ставят себя выше меня, позволяют себе повышать на меня голос.
Previous post Next post
Up