«Эсмеральда», скульптура Антонио Россетти. «Esmeralda mit der Ziege» Antonio Rossetti.

Sep 04, 2023 17:44

Антонио Россетти (1819-1856). Скульптура «Эсмеральда с козочкой Джали» (1856).
Эрмитаж. Главный Штаб. Санкт-Петербург.




«И тут Гренгуар увидел подбежавшую к ней прелестную белую козочку, резвую, веселую, с глянцевитой шерстью, позолоченными рожками и копытцами, в золоченом ошейнике, которую он прежде не заметил; до этой минуты, лежа на уголке ковра, она, не отрываясь, глядела на пляску своей госпожи.
- Джали! Теперь твой черед, - сказала плясунья.
Она села и грациозно протянула козочке бубен.
- Джали! Какой теперь месяц?
Козочка подняла переднюю ножку и стукнула копытцем по бубну один раз. Был действительно январь. Толна захлопала в ладоши.
- Джали! - снова обратилась к козочке девушка, перевернув бубен. Какое нынче число?
Джали опять подняла свое маленькое позолоченное копытце и ударила им по бубну шесть раз.
- Джали! - продолжала цыганка, снова перевернув бубен. - Который теперь час?
Джали стукнула семь раз. В то же мгновение на часах «Дома с колоннами» пробило семь.
Толпа застыла в изумлении.
- Это колдовство! - проговорил мрачный голос в толпе. То был голос лысого человека, не спускавшего с цыганки глаз.
Она вздрогнула и обернулась. Но гром рукоплесканий заглушил зловещие слова и настолько сгладил впечатление от этого возгласа, что девушка как ни в чем не бывало снова обратилась к своей козочке...»

Скульптура помещена на специальный постамент, на котором в виде барельефов воспроизведены известные сцены из романа Гюго: «Танцующая Эсмеральда с бубном и козочкой Джали», «Феб, увозящий Эсмеральду от преследователей», «Эсмеральда дает пить Квазимодо». «Эсмеральда в келье затворницы». Данные сюжеты чато воспроизводились в XIX веке в виде иллюстраций к роману Гюго.








Известно, что во время бомбежек Ленинграда в январе 1943 года (?) скульптура Россетти «Эсмеральда» была скинута с постамента взрывной волной и разбита. Голова статуи была приклеена реставраторами, о чём напоминает шов склейки на шее. А вот обломанный рог козочки - это авторское решение? Точнее, повреждены рожки, левый чуть больше. И это именно повреждение, а не авторская задумка.

Главный хранитель музея, доктор искусствоведческих наук М.В. Доброклонский осматривает скульптуру Россетти, 1943 год.
Источник фото: hermitagemuseum.org



Известия 07.04.1944:
«В здание Эрмитажа попало свыше двадцати снарядов. Тонны битого стекла сыпались в залы с купола и окон, покрывая узорчатый паркет. За день до полного освобождения Ленинграда от блокады один из снарядов попал в Гербовый зал, силой взрыва вырвало оконные рамы, они висят сейчас на петлях, перекошенные, кривые, как в гоголевском «Вие», когда перед криком петуха лезла в окна и застревала, не успев уйти, всякая нечисть. Другой снаряд попал в карниз над самым Атлантом, и каменный юноша стоит сейчас, присыпанный снежком, упрямо наклонив голову, приняв на свои плечи всю тяжесть пересеченного глубокой трещиной, прогнувшегося карниза».

Städel В Штеделевской галерее во Франкфурте рожки тоже будто «срезаны».
Франкфурт на Майне Штедель. «Esmeralda mit der Ziege» ca. 1856 Antonio Rossetti. Размеры: 101 x 70,0 x 72,0 cm










Скульптурную композицию «Эсмеральда» местное художественное объединение (Frankfurter Kunstverein) купило за 5000 гульденов, в 1857 году скульптура прибыла во Франкфурт в целости и сохранности и была выставлена ​​в помещении объединения. В издании Kunstnachrichten от апреля ​1912 года сообщалось, что Франкфуртское художественное объединение передало скульптуру Антонио Россетти Штедельскому художественному институту.

Уменьшенная аукционная копия. Размер: 54 cm




Петербург
Учебная комната сыновей Николая I



Скульптурных композиций «Эсмеральда с козочкой Джали» за авторством Розетти в середине XIX столетия в Петербург прибыло две. И это очень интересная история, которая демонстрирует неподдельный интерес высшего сословия не только к работе итальянского скульптора, но и к роману Виктора Гюго. Первая скульптура появилась в 1853 году, через год после путешествия сыновей Николая I в Рим. Принадлежала скульптура великому князю Николаю Николаевичу, по сохранившейся описи можно выяснить, что стояла скульптура в кабинете его супруги - великой княгини Алексадры Петровны.
Вторая скульптура появилась в Петербурге на четыре года позднее, в 1857 году, принадлежал этот экземпляр полюбившейся мраморной скульптурной композиции «Эсмеральда с козочкой Джали» вдовствующей императрице Александре Фёдоровне. Именно этот вариант, датируемый 1856 годом, находится ныне в экспозиции Эрмитажа в Главном штабе. В Музейный фонд он поступил в 1920-ых годах из Ново-Михаиловского дворца.

После революции, в декабре 1925 года, «Эсмеральда с козочкой Джали», приобретенная во время путешествия 1952 года, оказалась в Эрмитаже. В описи указан вариант без авторской подписи и с монограммой Николая Михаиловича на подножии: сдвоенная «Н» под короной. Было сделано предположение, что мраморная композиция с монограммой Николая Михаиловича является лишь копией варианта 1856 года. В 1940-ом году она была исключена из инвентарного списка Эрмитажа и передана во Дворец пионеров.





Автор статьи: Карчёва Елена Ивановна
https://cyberleninka.ru/article/n/proizvedeniya-antonio-rossetti-i-tommazo-solari-na-syuzhet-romana-viktora-gyugo-sobor-parizhskoy-bogomateri-v-sobranii-ermitazha/viewer




В начале 1870-ых в Петербурге появилась ещё одна мраморная «Эсмеральда с козочкой», автором которой являлся итальянский скульптор Томмазо Солари. Скульптуру приобрёл сын Николая I и Александры Фёдоровны, старший брат великого князя Николая Николаевича, великий князь Константин Николаевич. 9 октября 1858 года во время своего заграничного путешествия Константин Николаевич записал у себя в дневнике: «около полуночи вступили в Балтийское море...Я много хожу, много курю, много читаю, а именно «Notre Dame de Paris» 4 апреля 1859 года в Неаполе Константин Николаевич совершил поездку по мастерским скульпторов, после чего записал в дневнике «Заказал маленькую Мадонну, чтобы поставить на колонну, и Эсмиральду»». Через два с половиной года мраморную скульптуру доставили в Петербург и установили в Мраморном дворце - на тот момент времени являвшемся резиденцией Константина Николаевича. Из Мраморного дворца в 1932 году скульптурная композиция Солари поступила в собрание Эрмитажа.

Эрмитаж. Главный штаб (табличка отсутствует).



* О популярности Гюго. Удивительно читать такой отзыв:
Notre-Dame de Paris - роман опубликован в марте 1831 года.
«Европа обратила внимание на нового писателя. Оно было поддержано «Восточными стихотворениями» «Собором Парижской Богоматери» «Марьйоной-Делорм». Слава Гюго в это время была так велика, что его стали сравнивать с Шекспиром и Гёте. У всех на устах были его Казимодо и Эсмеральда. Затем в публике наступил период охлаждения к Гюго. Это охлаждение выразилось и в русской журналистике 30-х годов. Вот, что было сказано в «Отечественныхъ Запискахъ» 1839 года о Гюго: «Горько дожить до собственнаго падения, как дожил В. Гюго, и опустя долу свою голову, видеть, как с каждым днем облетают листки с венка славы и попираются ногами черни, и не иметь мощи взмахнуть крылами и снова улететь в обетованное поэтическое небо, оставив чернь, пресмыкающуюся по земле с разинутыми ртами от изумления! А теперь, кажется, уже никто не сомневается в падении В. Гюго!»» © Весин С. «Очерки истории русской журналистики двадцатых и тридцатых годов» (1881)

картины, тема 2, фото

Previous post Next post
Up