Врата Рая/Porta del Paradiso Баптистерий во Флоренции. Бронзовые двери собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Jan 11, 2024 12:52

Тема о дверях, об известных исторических порталах. Двери Рая / Врата Рая / Золотые врата - восточные двери Баптистерия во Флоренции (Battistero di San Giovanni). Эта тема о дверях, о вратах, о порталах флорентийского Собора и Баптистерия. Что-то мне удалось сфотографировать чуть подробнее, потому как о деталях говорят достаточно редко, а меня интересуют именно детали. О Фёдоре Павловиче Аделунге, собравшем информацию по бронзовым (серебряным и золотым) вратам. И несколько слов в рамках озвученной темы о Федоре Михайловиче Достоевском, о Иване Владимировиче Цветаеве, о Казанском соборе в Петербурге. И даже об Олимпиаде-80 в СССР.

Громада флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре - собор Святой Марии с цветком - плотно окружена прилегающими зданиями, из-за чего полностью обозреть архитектуру храма практически невозможно, тем более невозможно сфотографировать.
© getImageduomo.firenze.it



В соборе в начале XIV-го века проводились публичные чтения «Божественной комедии» Данте Алигьери. В XV веке собор был местом проповедей доминиканского монаха Джироламо Савонаролы. Во время заговора Пацци в 1478 году в соборе во время литургии было совершено покушение на Лоренцо Медичи и его брата Джулиано. Организатором покушения был папа Сикст IV. В результате нападения Джулиано Медичи был убит, а его брат Лоренцо спасся в одной из сакристий собора.

В 1491 году Лоренцо Великолепный объявил конкурс на завершение оформления фасада, но он не был реализован. В 1587 году при Франческо I Медичи декоративная часть фасада была разрушена по предложению Бернардо Буонталенти, который выдвинул свой более «современный» проект, однако, проект Буонталенти так и не был реализован. Бернардо Буонталенти (1531-1608) - итальянский художник, скульптор, архитектор и изобретатель периода флорентийского маньеризма, наряду с Джордо Вазари и Джузеппе Поджи считается одним из трёх архитекторов, оказавших наибольшее влияние на современный архитектурный облик Флоренции (про «грот Буонталенти» я рассказывала в теме о садах Боболи).
В последующие столетия собор оснащался временными фасадами по случаю важных торжеств, и только в 1871 году, после международного конкурса, оживленных дискуссий и ожесточенных споров, по проекту архитектора Эмилио Де Фабриса (Emilio De Fabris), начали возводить западный фасад собора. Работу продолжил и завершил в 1887 году Луиджи дель Моро (Luigi del Moro). Стоит отметить продолжительность строительства: если считать со времени закладки фундамента, которая состоялась 8 сентября 1296 года в день Рождества Пресвятой Девы Марии, и до открытия нового фасада в 1887 году, то речь идёт без малого о 600 годах работы.

Главный, западный фасад храма представляет собой своеобразную стилизацию XIX века под готический стиль: три портала со стрельчатыми вимпергами, три окна-розы. В рельефах тимпанов вимпергов представлены сюжеты из жизни святой Девы Марии, в центральном портале: Мадонна во Славе (Маньификат); в люнетах порталов, слева направо, - мозаичные композиции: Милосердие, Мадонна с покровителями города, Вера. В верхней части главного фасада на фронтоне под арочным карнизом находятся статуи двенадцати Апостолов и восседающей на троне девы Марии с младенцем Иисусом работы Тито Сарроччи (Tito Sarrocchi). В квадратных кессонах над центральной розой расположены бюсты великих художников прошлого, а в центре тимпана центрального фронтона - тондо с изображением Бога-Отца, работы Аугусто Пассальи.
Более подробный вариант описания мозачных сюжетов:
Мозаичные люнеты над дверями были спроектированы Николо Барабино (Nicolò Barabino) и изображают: Благотворительность основателей флорентийских благотворительных учреждений (слева), Христа на троне с Марией и Иоанном Крестителем (в центре), а также флорентийских ремесленников, купцов и гуманистов, воздающих дань уважения Деве (справа).

Итальянский скульптор Тито Сарроччи (1824-1900).
Фото © википедия






Однако, отделка собора всё ещё не была завершена, потому как отсутствовали большие бронзовые двери: левая и центральная были заказаны Аугусто Пассалья (Augusto Passaglia завершил их в 1903 году), а правая была выполнена молодым скульптором Джузеппе Кассиоли (Giuseppe Cassioli). На гравюре из издания 1892 года видно, что дверные проёмы изображены условно, это деревянные двери.

Левая бронзовая дверь главного фасада собора работы Аугусто Пассалья.



Самая старая из трех дверей фасада - центральная дверь работы Аугусто Пассалья (1882).







Правая бронзовая дверь главного фасада собора работы скульптора Джузеппе Кассиоли. Присмотритесь к растительному орнаменту вокруг дверного проёма, там изображены мелкие животные (мышки, птички, собаки) и ангелочки.




Ангел мраморного портала как бы упирается рукой на стену: L’angelo irriverente - фигуру называют «Непочтительный Ангел». На мраморном обрамлении вокруг портала изображены Ангелы Апокалипсиса. Кому-то показалось, что один из ангелов делает жест «зонтик» (gesto dell’ombrello). На русском: «жест по локоть» синонимичен среднему пальцу, по значению воспринимается как фаллический символ. В Италии жест называется «зонтик».
В Польше этот жест называется жестом Козакевича (gest Kozakiewicza) в честь польского прыгуна с шестом Владислава Козакевича, чемпиона Олимпиады 1980 года в Москве. После своего победного прыжка Козакевич показал подобный жест освистывающим его зрителям. Спортрсмена хотели лишить медали, однако польская делегация убедила советских организаторов в том, что Козакевич никого не хотел оскорбить, а руку согнул непроизвольно из-за мышечного спазма.

Створки бронзовых дверей работы Джузеппе Кассиоли (Giuseppe Cassioli 1865-1942) отличаются наибольшей сложностью. Датировка: 1889-1903 гг.




Но работа была начата раньше. Сюжет «Бегство в Египет» - один из первых, изготовленных Джузеппе Кассиоли, датируется 1896 годом. О нем рассказывалось в апрельском номере журнала «The Studio» за 1896 год: «The distance, in this as in others of Cassioli’s works, is truly delicious. The eye seems to plunge into it led from the furthest palm-tree, across the burning sands of the desert from which the fugitives are so peace fully shielded, to the nearest pyramid, and then away still further by the receding pyramids almost beyond the horizon’s verge. The illusion is helped by the little, low clouds, which are much less pronounced in the original than in the photograph. Some objection may possibly be made to the full, matronly proportions of the Madonna; but it may be urged on the other side that Cassioli is always to a certain extent realistic, and has preferred to portray a type more likely to be found among the people and class from which the Virgin sprang, than the pale and pensive maiden of monkish art. I. M.A.»

Фото © википедия.



Рассматривавшая проекты комиссия выбрала проект Джузеппе Кассиоли, молодого художника и скульптора, его отец был известен среди флорентийцев как «идеальный рисовальщик». Подобно Челлини молодой скульптор сам взялся за отливку, потому как хотел, чтобы художественное произведение было от начала до конца выполнено им самим. Сюжеты, которые Кассиоли выбрал для изображения, начиная с верхнего левого угла, следующие:  ?, Встреча Марии и Елизаветы, Вознесение Богородицы, Поклонение волхвов, Бегство в Египет, Благовещение. Вознесение Богородицы и Поклонение волхвов занимают большие центральные панели. Должны были быть ещё сюжеты «Обретение отрока Иисуса в храме» и «Распятие», об этом писали в 1896 году, вероятно, в процессе работы сюжеты были изменены.

Обратите внимание на две фотографии справа:
Крупный план - Кассиоли ​​создал на створке двери Флорентийского собора свой автопортрет. Работа над изготовлением бронзовых дверей затянулась, скульптор не уложился в установленные сроки. Хотя великолепная работа была одобрена Комиссией и с восторгом принята общественностью, задержка принесла мастеру множество юридических осложнений. Годы критики и преследований до такой степени отразились на Кассиоли, что он создал такой необычный автопортрет. Он изобразил удушающие объятия змея, обвившегося вокруг шеи наподобие галстука. Автопортрет находится чуть выше сцены Благовещения.
Благовещение ч/б фотография. Эту же сцену, но без архитектуры на заднем плане, можно увидеть среди сюжетов портала Флорентийского собора. Вариант с архитектурными элементами был представлен на конкурс.





Джузеппе Кассиоли (1865-1942) известен своим дизайном олимпийских медалей. Об этом в обязательном порядке упоминается при рассказе о работах скульптора при всей несопоставимости вложенного труда и художественной ценности. Кассиоли выиграл конкурс, объявленный Международным Олимпийским Комитетом в 1921 году. На аверсе медали изображена греческая богиня победы Ника с короной в руках и ладонь победителя, на заднем плане изображен Колизей. На реверсе изображена толпа людей, несущих победившего спортсмена. Дизайн Кассиоли был впервые представлен на летних Олимпийских играх 1928 года в Амстердаме. На соревнованиях этот дизайн использовался в течение 40 лет, на летних Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене использовался другой дизайн обратной стороны медали. Дизайн лицевой стороны медали, созданный флорентийским художником Джузеппе Кассиоли, был использован на Олимпиаде в Москве. Изображение богини Ники на золотых, серебряных и бронзовых медалях сопровождалось надписью на русском языке «Игры XXII Олимпиады Москва 1980»:



Давайте взглянем на другие двери флорентийского собора, хотя они и не являются бронзовым литьем.

Самый старый портал Porta del campanile флорентийского собора находится на южной стороне собора рядом с колокольней Джотто: в люнете изображена Мадонна с Младенцем, а в тимпане шпиля - Благословляющий Христос, работа из круга Андреа Пизано. Над эдикулами находятся статуи Ангела-возвещателя и Богородицы Благовещения, приписываемые Никколо ди Лука Спинелли.







Двери на южной стороне собора (дальние от колокольни Джотто) Porta dei Canonici в готическом стиле с прекрасной мраморной резьбой Lorenzo di Giovanni d'Ambrogio и Piero di Giovanni Tedesco; люнет («Мадонна с Младенцем», 1396 г.) приписывается Niccolò di Pietro Lamberti или Lorenzo di Niccolò, ангелы - Ламберти (1401-1403 гг.)






Левая боковая дверь северной стороны собора, выходящая на Виа Рикасоли получила название Porta della Mandorla. Она была оформлена с 1391 по 1423 год с участием самых известных скульпторов, в том числе Донателло, Антонио и Никколо ди Пьеро Ламберти, Джованни д’Амброджо, Якопо ди Пьеро Гуиди, Пьеро ди Джованни Тедеско и, прежде всего, Нанни ди Банко (1384-1421), который создал рельеф в треугольном тимпане с изображением Вознесения Мадонны (Ассунты) в мандорле, которую несут ангелы, что и послужило причиной названия. Мозаику «Благовещение Марии» в люнете портала выполнили по рисунку Доменико Гирландайо (1491 г.). Знаменита маленькая фигурка Геркулеса, вырезанная на дверном косяке, приписываемая Нанни ди Банко, она является одним из первых возрождений классицизма, задокументированных во Флоренции.







Вторая дверь на северной стороне носит название Porta di Balla или dei Cornacchini (от имени семьи, жившей на улице Виа дель Кокомеро, расположенной прямо перед дверью). Дверь украшена в конце XIV-го века красивыми мраморными инкрустациями и витыми колонны, поддерживаемые львом с путти и львицей с детенышами. Навершия витых колон представлены в виде двух ангелов. В люнете изображена Мадонна с Младенцем (1359-1360 гг., отреставрирована в 2022 г., обнаружены следы сохранившейся полихромии).






Фёдор Павлович Аделунг (нем. Friedrich von Adelung; 1768-1843) - русский, немецкий историк, философ, библиограф, действительный статский советник (1825), член-корреспондент (1809) и почётный член (1838) Петербургской Академии наук, лингвист - в 1834 году в Москве издал книгу «Корсунские врата, находящиеся в Новгородском Софийском соборе». Это интереснейший исторический артефакт, сохранившийся в Новгороде. Цитата: «Врата сделаны в 1152-1154 годах в Магдебурге и предназначались, по-видимому, для собора Успения Пресвятой Девы Марии в Плоцке. В Новгороде врата появились во второй четверти XV века. Впервые двери придела Рождества Богоматери упоминаются в XVIII веке в описях Софийского собора, где они именуются Корсунскими, а в описи 1803 года они обозначены как немецкие. Около 1450 года эти двери, отреставрированные мастером Аврамом, были перенесены в западный портал собора. С середины XV века бытовала легенда о том, что врата из Византии привёз Великий князь Владимир, и до появления новой версии их происхождения их называли Корсунскими. В версии, опубликованной Ф. Аделунгом в 1823 году, эти врата являются воинским трофеем новгородцев (карел, эстов, ижор и северных русских), ходивших по морю в 1187 году в тогдашнюю шведскую столицу Сигтуну».

Корсунские (Магдебургские) ворота, Новгород / Нижний бронзовый фрагмент с кентавром, изображение из книги Аделунга (на вратах заменен после кражи в 1952 году)




Помимо описания новгородских бронзовых дверей Аделунг предлагает «обозрѣніе всѣхъ извѣстныхъ бронзовыхъ вратъ, съ самаго начала Средняго вѣка до XVI столѣтія». По странам: Италия (Венеция, Падуя, Болонья, Флоренция, Пиза, Рим, Неаполь и др.), Германия (Майнц - в Соборе Святого Мартина, этим вратам больше тысячи лет, их-то я знаю до каждой прописанной буковки - N., Аугсбург, Ахен и др.), в России (Москва, Новгород, Суздаль, Александров во Владимирской губернии), Франция (Страсбург, Сен-Дени), Испания.

Цитата:
«Извѣстно, что металлическія врата, какъ украшеніе храмовъ, часто встрѣчаются въ древности. Соломонъ сдѣлалъ врата отъ Древь перговыхъ, и изваянія на нихъ изваяна, Херувімы и Фінніки, и дщицы простертыя, и объять я златомъ (415). Павзаній въ своемъ пушешествіи по Элидѣ описываетъ врата, кои находились у храма Юпитера Олимпійскаго и на коихъ изображены были обронною работою на металлѣ подвиги Геркулеса. Виргилій (416) описываетъ врата храма Аполлонова въ Кумахъ, у коихъ Дедалъ, знаменитый древній художникъ, на одной половинѣ изобразилъ по золоту событія изъ исторіи Аѳинъ, а на другой достопримѣчательнѣйшія происшествія Крита. Силій Италикъ (417) упоминаешъ о мѣдныхъ вратахъ храма Геркулесова; Валерій Флаккъ (418) о такихъ же вратахъ на коихъ изображены были происшествія Колхиды. Цицеронъ, въ числѣ художественныхъ хищеній Верреса, упоминаетъ о драгоцѣнныхъ вратахъ храма Минервина въ Сиракузахъ, кои украшены различными изображеніями обронной работы на золотѣ и слоновой кости (419). Словомъ, древніе Писатели представляютъ намъ довольно доказательствъ, что сей родъ художественной роскоши весьма рано сдѣлался извѣстенъ Древнимъ и былъ у нихъ въ большомъ употребленіи.

Впрочемъ упоминается не только о вратахъ бронзовыхъ, но о золотыхъ и серебряныхъ; при чемъ должно подразумѣвать, что оныя, подобно бронзовымъ, были только обложены золотыми и серебряными листами. Къ золотымъ вратамъ древности принадлежать вышеупомянутыя нами врата храма Соломонова; врата въ Кумахъ, описанныя Виргиліемъ; врата, похищенныя Верресомъ изъ Сиракузъ; створчатыя врата храма Юпитера Капитолійскаго въ Римѣ, съ коихъ Стиликонъ приказалъ снять золотой окладъ при наступившемъ недостаткѣ въ деньгахъ, и обратилъ вь монету (420).
Повторяемое многими извѣстіе о золотыхъ вратахъ временъ Владиміра Великаго (421), можетъ быть, ложно относится къ нашимъ Корсунскимъ вратамъ и вообще не имѣетъ твердой исторической опоры, чтобы принять оное за достовѣрное. Но впрочемъ не рѣдко случалось, что врата храмовъ и городскія называли золотыми только потому, что онѣ были богато украшены золотыми изваяніями или золотыми гвоздями, или чѣмъ-либо другимъ‹...›

Въ Константинополѣ были также подобныя золотых врата (423), воздвигнутыя Ѳеодосіемъ Великимъ послѣ побѣды надъ Максиміемъ, и отъ нихъ-то, вѣроятно, получили названіе золотых врата въ Кіевѣ, о коихъ упоминается въ Русскихъ, а чаще въ Польскихъ, лѣтописяхъ. Сіи золотыя Кіевскія врата въ древнія времена были богато украшенными городскими воротами, отъ коихъ на теперешнихъ остаткахъ не примѣтно никакихъ слѣдовъ прежняго великолѣпія (424). Кадлубекъ повѣствуетъ (425), что Болеславъ Польскій, при взятіи Кіева, ударилъ мечемъ своимъ въ золотыя врата, дабы оставишь симъ память о своемъ побѣдоносномъ пребываніи (426) ‹...› Сюда принадлежатъ, напримѣръ, доселѣ такъ называющіяса врата Фрейбургскаго собора (427) и замѣчательныя главныя ворота древняго замка въ Маріенбургѣ, которыя, no своему архитектурному и ваятельному богатству, и теперь еще называются золотыми воротами, не смотря на то, что не видать и слѣдовъ прежняго золотаго украшенія (428).

Серебряныя ворота, сколько намъ извѣстно, въ древности вовсе не встрѣчаются, и въ Среднемъ вѣкѣ упоминается объ оныхъ только въ Константинополѣ и Римѣ. Въ первомъ Императорскомъ городѣ такъ называемыя большія врата, при главномъ входѣ въ Софійскую церковь, были обложены серебряными листами и потому часто называются серебряными вратами (429). Въ Римѣ Папа Гонорій I подарилъ Ватиканской Базиліанской церкви (Basilica Vaticana) въ 626 году серебраныя врата, во 187 фунтовъ вѣсу, которыя въ 846 году похищены Сарацинами; Левъ IV сдѣлалъ новыя изъ того же металла, но сіи опять исчезли; наконецъ Евгеній IV приказалъ, вмѣсто оныхъ, сдѣлать теперешнія бронзовыя врата (430) Также въ церкви di S. Giovanni in Laterano (431), при Oratorio di S. Giovanni Battista, въ древнія времена находились серебряныя врата, о судьбѣ коихъ теперь ничего болѣе не извѣстно. Что Новогородскимъ такъ называемымъ серебрянымъ вратамъ сіе названіе не прилично, ибо врата, коимъ придается оное, сдѣланы не изъ серебра, а изъ бронзы достаточно доказано выше, при подробномъ описаніи сего художественнаго произведенія».

Пояснения к тексту:
1.отъ Древь перговыхъ - Соломон. Иерусалимский храм был построен на месте, где совершали богослужение изгнанные из рая прародители. Для отделки храма использовались драгоценные породы деревьев: кедр, кипарис и певг. Эти деревья считались райскими. Цитата из сети: «От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения, сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме - лицо львиное; так сделано во всем храме кругом». (Иез 41. 17-19).
2. Павзаний. Храм Зевса Олимпийского. На двенадцати метопах храма Зевса изображались подвиги Геракла.
3. Вид акрополя в Кумах - первая древнегреческая колония в Италии. Именно Дедал, по преданию, построил храм Аполлона в Кумах и украсил его фресками.
4. Силий Италик - древнеримский политик и поэт.
5. Гай Валерий Флакк - римский поэт, автор незаконченной поэмы «Аргонавтика»

Аделунг обращает внимание читателей: не все то золото, что блестит - то есть врата (двери), носящие историческое название золотых, не всегда были выполнены из металла. К примеру, «Златые врата» Либфрауенкирхе в немецком городе Фрейберге (нем. Freiberg, Саксония), возведенные в конце первой трети XIII века, служили главным входом в романский собор XII столетия. Не исключено, что скульптуры, по средневековому обычаю, были позолочены (фото слева). Справа: Мариенбург / Мальборк (польск. Malbork, нем. Marienburg) - город на севере Польши. Золотые ворота (кон. XIII - нач. XIV в.)

Фото из сети.




Аделунг приводит подробнейшее описание Золотых врат (Двери Рая, Врата Рая), находящихся в Баптистерии Святого Иоанна во Флоренции. Находятся врата Баптистерия (крестильни) прямо напротив главного фасада флорентийского собора, на них и равнялись скульпторы XIX столетия, о которых я рассказывала выше.




Врата Рая обозначила яркой точкой.



Врата Рая - дверь баптистерия флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре с восточной стороны. Двери созданы скульптором, ювелиром и литейщиком Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti, был известен как Bartoluccio) между 1425 и 1452 годами, при активной помощи его сыновей (особенно на последнем этапе работ была важен вклад Vittore Ghiberti). Работа велась 27 лет, в 1452 году семидесятилетний Гиберти установил последние панели. Бронзовые двери (высотой порядка 520 см и шириной 310 см) покрыты позолотой.  Шедевр, одно из самых известных произведений флорентийского Возрождения. Микеланджело Буонарроти назвал их райскими: del Paradiso. Массивные, но при этом отличающиеся изяществом двери Вазари описывал как самое прекрасное произведение в мире с древних времен до современности («gravità [...], leggiadria e grazia»).
Двери были повреждены во время наводнения 1966 года, створки распахнулась из-за силы потока воды, шесть из десяти панелей были оторваны от рамы. Тогда стало понятно, что воздействие атмосферных факторов, усугубленное загрязнениями, спровоцировало процесс серьезных повреждений. Было принято решение об общей реставрации, которая была поручена Opificio delle Pietre Dure. В 1990 году, когда шла реставрация первых четырех панелей, вся дверь была заменена современной копией, созданной благодаря щедрому вкладу японской корпорации (la Sun Motoyama). ) по слепку, снятому в первые послевоенные годы. Отливка производилась компанией Marinelli по традиционной технологии, а золочение, произведенное парижской компанией Chardon & Fils, было выполнено гальваническим методом. Оригинальные панели после реставрации хранятся в соседнем Музее оперы дель Дуомо. Реставрация последней оригинальной панели была завершена в 2006 году.

Porta del Paradiso




Золотые врата Баптистерия огорожены решеткой, соответственно, имеются и другие двери. Первые две бронзовые двери баптистерия, обращенные на юг, были созданы Андреа Пизано (Andrea Pisano) и установлены в 1336 году (Истории святого Иоанна Крестителя). Лоренцо Гиберти завершил дверь, которая сегодня находится на северной стороне, в 1424 году, а затем уже взялся за изготовление позолоченных дверей на восточной стороне.

Porta del Paradiso
Оригинал в музее. В рамке левой двери, между «Историями Исаака» и «Историями Моисея», имеется подпись художника с буквой «Н» с обратной диагональной чертой: «LAUREITII CIOИIS DE GHIBERTIS»; на другой двери продолжается на той же высоте: «MIRA ARTE FABRICATUM». На копии 1990 года в самом Баптистерии нет надписей.
Я подписала изображенные на пластинах сюжеты.



На горизонтальных полосах изображено по одному библейскому персонажу или пророку в лежачем положении, а на вертикальных - по пять, помещенных в эдикулы (всего 24). Кроме того, имеются двадцать четыре выступающие головы, посвященные пророкам и сивиллам (среди них портреты Гиберти и его сына Витторе).

Автопортрет скульптора Лоренцо Гиберти рядом с надписью.
Внизу на левой створке двери: Юдифь с головой Олоферна. Фото © duomo.firenze.it




1. Сотворение Адама и Евы. Грехопадение. Изгнание из Рая.
2. Каин и Авель.
3. Ной и его семья и животные покидают Ковчег. Опьянение Ноя.
4. Ангелы являются Аврааму. Жертвоприношение Исаака.
5. Исаак и его сыновья Исав и Иаков. Исав на охоте. Ревека убеждает Иакова и др.
6. Рассказы об Иосифе. Вверху справа: Иосифа вытаскивают из колодца и продают его в Египет, в центре: Иосиф у фараона, Иаков отправляет своих сыновей в Египет за зерном, внизу слева: Вениамина обвиняют в краже серебряной чаши, вверху справа: Иосиф узнает своих братьев, прощает их и возвращается домой к отцу.
7. Моисей на горе Синай. Народ Израиля пересек море и др.
8. Иисус Навин. Народ семь раз обходит вокруг Иерихона, стены рушатся.
9. Вверху слева: Саул возглавляет армию Израиля, внизу: Давид и Голиаф, справа: израильтяне обращают филистимлян в бегство.
10. Процессия царицы прибывает в Иерусалим. Встреча царя Соломона и царицы Савской.

Сотворение Адама и Евы. Грехопадение. Изгнание из Рая.



Оригинальный рельеф в музее l'Opera di Santa Maria del Fiore.



Девять фотографий в Баптистерии (то есть копии 1990 года):





Дверной проём украшают гирлянды растений с птицами и животными из бронзы (пишут: из позолоченной бронзы, но сейчас нет на гирлянде позолоты). В гирляндах можно разглядеть саранчу, лягушек, цикад и ящериц, которые напоминают ученые цитаты, взятые из Плиния, цитируемые в «Комментариях» - трактате Лоренцо Гиберти.

















Достоевский дважды посетил Флоренцию - в 1862 году на несколько дней вместе с другом с другом Николаем Страховым и зимой 1868-69 гг., когда он остановился во Флоренции на несколько месяцев вместе с женой Анной Григорьевной. Во Флоренции в январе 1869 года Достоевский закончил писать роман «Идиот». Анна Григорьевна писала о восхищении Фёдора Михайловича от Собора Санта Мария дель Фиоре и от Баптистерия. Ныне существующее здание баптистерия было возведено в период с 1059 по 1129 годы. Великолепны мозаики в византийском стиле на золотом фоне на своде баптистерия, но особенно впечатлили Достоевского золотые врата работы Лоренцо Гиберти. Цитата: «бронзовые двери Battistero, работы знаменитого Ghiberti, очаровали Фёдора Михайловича, и он, часто проходя мимо капеллы, всегда останавливался и рассматривать их». По воспоминаниям Анны Григорьевны: «Муж уверял меня, что если ему случится разбогатеть, то он непременно купит фотографии этих дверей, если возможно - в натуральную их величину, и повесит у себя в кабинете, чтобы на них любоваться».

В 2021 году к 200-летию со дня рождения писателя музей l'Opera di Santa Maria del Fiore (L'Opera del Duomo), откликнувшись на просьбу из Петербурга, передал в дар Мемориальному музею Достоевского изображение Райских врат для изготовления репродукции в натуральную величину, согласно некогда высказанному желанию Фёдора Михайловича.

«Ничто так не привлекало его во всей Флоренции, как Двери Рая, - объяснял Sergio Givone, вице-президент музея. - Тем, кто спрашивал его о причине этого пристрастия, Достоевский отвечал: потому что это настоящие двери Рая».

Бронзовые двери Казанского собора в Петербурге представляют из себя копию дверей флорентийского Баптистерия. По завершении строительства Казанского собора (ок. 1811) строительная комиссия приняла решение воспроизвести в бронзе гипсовый слепок дверей, подаренный Петербургской Академии художеств проживавшим во Флоренции Н.А.Демидовым. По сообщению Ивана Владимировича Цветаева:
«Отливка и чеканка этой копии была поручена «литейного и чеканного дел мастеру Академии художеств Василию Екимову». На работу ему было отпущено 182 пуда и 39 фунтов меди. Но, поручив Екимову отливку ворот, ему не придали консультанта. Не зная последовательности изображенных сюжетов, Екимов достаточно произвольно разместил «итальянские картины». Первые четыре панно расположены также, как и у Гиберти, а остальные в следующем порядке: 10, 7, 6, 5, 8, 9». Была ли инициатива в размещении барельефов поручена Екимову, или же так решил Воронихин, я не знаю. Качество «прорисовки деталей» петербургской бронзовой копии несколько иное.

На этой фотографии бронзовых дверей не разглядеть, но мне она нравится. Это лето 2023 года.



Фото из сети.



Казанский собор. Фото из сети. Бронзовые двери, отлитые по присланным из Флоренции слепкам. Может и их позолотить стоило бы?)



Копия бронзовых дверей Казанского собора (то есть флорентийского Баптистерия) имеется в Москве в Пушкинском музее, стараниями Ивана Владимировича Цветаева (см. в зале итальянской скульптуры ГМИИ).

Для сравнения (все изображения можно увеличить).
Врата Рая. Баптистерий, Флоренция (то есть это копия, изготовленная в 1990 году на замену оригинала)
См. сюжет с Давидом и Голиафом.



Нет надписей «Savl» и «Iervsalem» (Saul / Jerusalem с учетом написания букв u/v). Отсутствует правая рука воина и голова Давида. Фасад здания за горой не прорисован и т. д.
Петербург. Казанский собор. Фото отсюда (признательна автору темы, трудно найти фото в сети): https://www.liveinternet.ru/users/5948164/post499897363/



Оригинал в музее l'Opera di Santa Maria del Fiore (на оригинале золотой слой потёрт местами, его извлекали из-под позднего слоя краски).



Ещё один пример. Сюжет об Исааке и его сыновьях Исаве и Иакове.
Врата Рая. Баптистерий, Флоренция (позолоченная копия врат, изготовленная в 1990 году). Лица воспроизвести не очень-то получилось, но обращаешь на это внимание только при сравнении. Золотое покрытие щедрое, выглядит как сгущенное молоко (крутится в голове слово «сгущенка»).



Петербург. Казанский собор.



Оригинал в музее l'Opera di Santa Maria del Fiore.



Оригинал



Копия



Стоит заметить, что сюжеты и на оригинале отличаются по мастерству исполнения. К примеру, «Встреча царя Соломона и царицы Савской» (самая нижняя пластина) выглядит более упрощенной по сравнению с буквально ювелирным исполнением персонажей на верхних пластинах.

тема 2, Флоренция, фото

Previous post Next post
Up