Русская церковь в Висбадене.

Apr 16, 2012 12:06




Церковь Святой Елизаветы. У неё своя, грустная и трогательная, история.
Мой рассказ и фотографии по ссылке.


Последние года три усиленно реставрировалась, камнем вымостили вокруг, купола позолотили и крест восстановили (с восточной стороны на малом куполе был повреждён), что радует более всего. Сейчас она во всей красе. Мне нравится фотография. Когда всё расцветёт, то из-за зелёной листвы всей красоты уже не увидишь. Её вообще очень трудно сфотографировать.

восточный фасад 2005 год



южный фасад (этот фасад смотрит на Висбаден, церковь находится на горе Neroberg), апрель 2012



западный фасад, вход, апрель 2012



Церковь Святой Праведной Елизаветы...расскажу...

Russische Orthodoxe Kirche in Wiesbaden.(Griechische Kapelle)
Храм из светлого песчаника в русско-византийском стиле. В качестве образца архитектор Филипп Гофман (Philipp Hoffmann 1806-1889) взял постройки К. А. Тона. Константин Тон (1794-1881) русский архитектор немецкого происхождения, разработавший русско-византийский стиль храмового зодчества. Среди наиболее известных построек - храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец. Архитектор церкви в Висбадене Филипп Гофман (Philipp Hoffmann 1806-1889) специально ездил в Россию (1846-47г.г.) для изучения особенностей русской храмовой архитектуры. Ему очень понравился Храм Христа Спасителя в Москве.

Заглянула в Вики: "Храм рассчитан на 400 человек". Очень сильно сказано.
На мой взгляд, 15-20 посетителей уже заполняют всё внутреннее пространство, если речь не идёт о том, чтобы они стояли плотными рядами, плечом к плечу.

Золочёные купола, центральный имеет высоту 9 м...??? может быть, имеется ввиду высота купола внутри помещения, высота здания существенно выше, не найти данных в сети.

Алтарь
Высокий трехъярусный иконостас воспроизведён по рисункам Гофмана (Philipp Hoffmann 1806-1889) из белого каррарского мрамора скульпторами Джузеппе Маньяни и Я. Лундбергом. 25 икон на золотом фоне написаны академиком Т. А. Неффом. Иконы были пожертвованы великой княгиней Еленой Павловной (мать Елизаветы, до принятия православия принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская, русская великая княгиня, супруга великого князя Михаила Павловича).
Алтарная преграда-иконостас и золотые (царские) ворота расположены на восточной стороне, за ними находится святилище. Ворота открываются только во время богослужений. Слева от царских врат: Архангел Гавриил, Дева Мария. Справа от царских врат: Иисус Христос и Архангел Михаил, побеждающий дракона.
Над вратами изображена сцена Тайной вечери, рядом с которой можно видеть изображения, справа: Иоанна Златоуста, Марии Магдалины, Св. Великого князя Владимира (который крестил русский народ) и Св. Императрицы Александры Федоровны (? речь о супруге императора Николая I или об Александре Фёдоровне, супруге Николая II, именно она была канонизирована, её портрета на фотографии алтаря, представленной ниже, уже не видно, алтарь показан не полностью)....слева: Св. Василия Великого, Св.Анны, Св. Императора Константина и Св. Великомученика Георгия.

Третий ряд иконостаса украшен изображениями святых: справа - апостол Пётр, слева - апостол Павел, в середине - евангелисты Иоанн, Марк, Лука и Матфей.
Все иконы иконостаса работы Тимофея Андреевича Неффа (при рождении Тимолеон Карл фон Нефф, нем. Karl Timoleon von Neff 1805-1877). В 1839 году он исполнил живописные работы для малой церкви Зимнего дворца, в том числе образ «Тайной Вечери». За исполнение образов для Исаакиевского собора получил звание профессора. Преподавал в Академии Художеств; состоял хранителем картинной галереи Эрмитажа. С 1865 года - член Совета Академии Художеств.

Q. faz.net 2013



Q. sensor-wiesbaden.de 2020




Свод
Фрески, украшающие свод- работы придворного художника Jakobi, О. Р. Якоби. роспись купола - Август Хопфгартен. Купол: можно видеть двенадцать фигур ангелов в центре купола - "Всевидящее око", что является необычным для традиционных канонов православной иконописи.
Всевидящее Око появляется в русской иконографии с конца XVIII века как купольное изображение в храмах: на вершине свода или какой-либо его части. Позднее из купольного изображения переходит в изображение, выполненное на иконописной доске, как икона. Изображение проникло из католической иконографии и является неканоничным.

В убранстве церкви активно использовалась скульптура (рельефы ангелов над золочёными медными дверьми). Кроме того, интерес представляют медальоны с портретами скульпторов и художников, которые работали над созданием убранства храма: Неффа, Малакини, Маньяни, братьев Хопфгартенов и Леонхардта. Также были помещены изображения Филиппа Хофманна и К. А. Тона.

Иконы Спасителя и Божией Матери, икона Св.Великого князя Александра Невского и другие.
Царские врата - золото по дереву.
На северной стороне находится полукруглая глубокая ниша, в которой расположен саркофаг из каррарского мрамора, мраморные фигуры Великой княгини Елизаветы в окружении двенадцати святых апостолов, по углам женские фигуры, символизирующие Веру, Надежду, Любовь и Бессмертие.

Вход
Здание имеет два входа, с запада и с юга (закрыт). Над главным входом с западной стороны находится медальон с изображением Св.Елены (мать римского императора Константина), медальон с южной стороны с изображением Св. Елизаветы, медальон с восточной стороны - Архангел Михаил. Для набожных людей и туристов служит вход с западной стороны, расположенный напротив алтаря. Южный вход использовался только членами фамилии герцога и представителями дворянства, закрыт с 1917 года.

В 1844 году состоялось бракосочетание герцога Адольфа-Вильгельма Нассауского и великой княжны Елизаветы Михайловны. Великая княжна Елизавета Михайловна (26 мая 1826, Москва-28 января 1845, Висбаден) - дочь великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны; внучка Павла I. Михаил Павлович (1798-1849) - четвёртый сын Павла I и Марии Фёдоровны, самый младший ребёнок, единственный порфироносный из детей Павла I, т.е. родившийся в период его правления, младший брат императоров Александра I и Николая I.

В 1843 году Лили стала невестой герцога Адольфа-Вильгельма. Этот брак едва не стал причиной разрыва с семьей Николая I. Елена Павловна давно лелеяла мечту о том, чтобы выдать старшую дочь Марию Михайловну за наследного принца Баденского, а младшую Елизавету, сделать женой герцога Адольфа. В это же время Николай I и Александра Федоровна остановили на нём выбор в качестве жениха для великой княжны Ольги. Император, заботясь о мире в императорском доме, принял решение, что принц волен сам сделать выбор между двумя двоюродными сёстрами. Но великая княгиня боялась, что принц Адольф отдаст предпочтение царской дочери в ущерб её дорогой Лили.

Герцог Адольф, неожиданно для Николая I, попросил у него руки его племянницы. Свадьба Великой Княжны Елизаветы Михайловны с 27-летним правящим герцогом Нассау Вильгельмом Августом Карлом Фридрихом (1817-1905), ставшим позднее первым в истории Великим герцогом Люксембург Адольфом I, державные потомки которого и теперь занимают престол Великого герцогства, состоялась 19 января (1 февраля) 1844 года в Петербурге в Михайловском дворце.

Трагическую роль сыграла долгая изнурительная дорога Елизаветы Михайловны в Германию зимой 1844 года, в дороге она простудилась и заболела, болезнь приняла хроническую форму и существенно ослабила силы беременной Лили. Елизавета Михайловна скончалась в Висбадене 16 (28)января 1845 года в результате тяжелых родов вместе с новорождённой дочерью. Ей не было и 19 лет...
В соответствии с законом об императорской фамилии великая княгиня Елизавета Михайловна, внучка царя Павла I, получила от государства Российского приданое в 1 миллион рублей серебром. Ей предоставлялось право пожизненного пользования доходами с этого капитала из расчёта 4% годовых, то есть 40 тысяч рублей в год. Она задумала создать детскую больницу - первую в городе - и назначила ежегодную сумму на её содержание из своих доходов. (Впоследствии открытая в 1845 году больница была названа в память её основательницы «Елисаветинской» (Elisabeth-Heilanstalt), а врачом при ней состоял А. Вейзенталь, личный доктор Елизаветы, приехавший с ней из Петербурга.

Подавленный горем герцог Нассау Адольф I шесть лет носил траур по Августейшей супруге. Приданое, 1 млн.рублей серебром, герцог Адольф-Вильгельм использовал на строительство православного храма в Висбадене. Для постройки храма герцогом было выбрано место, возвышающееся над городом, называемое Нероберг. С этого места храм с пятью золотыми куполами и золотыми крестами на фоне зеленого леса виден не только из разных концов Висбадена, но и со стороны находящегося в Бибрихе (Schloß Biebrich) герцогского дворца (предместье Висбадена на берегу Рейна), в котором герцог Адольф и молодая герцогиня Елизавета провели год своего супружества.

Освящение храма в честь Св. Праведной Елизаветы, матери Иоанна Крестителя, имя которой носила Елизавета Михаиловна, состоялось 25 мая 1855 года.

Саркофаг княгини Елизаветы Михайловны находится в крошечной нише-капелле, которая хорошо видна на фото западного фасада.
В 1855 году, после шести лет строительства, захоронение Елизаветы Михаиловны и ребенка были перенесены из Bonifatiuskirche в место их последнего упокоения.




6(18) октября 1896 года, во время своего пребывания в Висбадене, государь император Николай II в сопровождении своей супруги императрицы Александры Федоровны посетил храм Св. Праведной Елизаветы. Чтобы сохранить этот храм в русских владениях, Император Николай II приобрел на свои личные средства не только сам храм, но и большой участок леса примыкающего непосредственно к храму. Теперь всё это владение принадлежит Русской Православной Церкви Зарубежом.

Здание храма 2 раза было запечатлено на марках государственной почты Германии 1991 и 1993 г. Марки одинаковые, отличия лишь в цене: 4 June 1991-170 pfennig, 12 August 1993- 41 pfennig




Grand Duchess Elizabeth Mikhailovna of Russia,
Duchess of Nassau
Portrait by Vladimir Hau



Herzog Adolph von Nassau. гравер Carl Mittag, (fl.1844)



ссылка на панораму внутри церкви
http://tourismus.meinestadt.de/.../1_237_13

мать Елизаветы, ЕЛЕНА ПАВЛОВНА (1806-1873), хозяйка Михайловского дворца,
очень интересный рассказ о судьбе великой княгини, о силе её духа и огромном влиянии на историю и культуру России 19 века.
ссылку надо копировать
http://funeral-spb.ru/necropols/ppk/helena_pawlowna/

почитайте, вы удивитесь, насколько знакомы вам имена и события, Петербург XIX век.

Состояние куполов фото Gerd Böh 2006 Peter Jaeger. 2005 год.



В 2007-2008 (?) наносилась позолота.
Моя фотография 2012 года.



В статье faz.net 2013 сообщается, что город и земля Гессен приложили немало усилий, чтобы заново позолотить пять церковных куполов. Приказ был отдан, когда президент России Владимир Путин и Михаил Горбачев объявили, что примут участие в «Петербургском диалоге» в Висбадене (2007). Однако, работы затянулись, кроме того, архитектор неправильно рассчитал количество сусального золота (цена на золото значительно выросла). В итоге позолота обошлась в 663.000 евро (Am Ende kostete die Vergoldung 663000 Euro).

Вид на гору Neroberg, фото Klaus Goedtcke выставлено 19.04.2009



а это мои фотографии, вид с горы Neroberg, если подняться чуть выше от русской церкви, мимо бассейна (там же на горке) до колоннады- Monopteros auf dem Wiesbadener Neroberg, которая также, как и церковь, спроектирована архитектором Филиппом Гофманом (Philipp Hoffmann 1806-1889)



Тема восстановлена 08.05.2023. Не все фотографии удалось разыскать.

Есть у меня ещё вот такая фотография. Это входная дверь (вид изнутри, западный фасад), дверь освещена ярким солнечным светом.



фото, тема

Previous post Next post
Up