Приближая мечту
Хотя все мы, приехавшие в тот день на аэродром и шагнувшие в небо в первый раз, пребывали в радостной эйфории первого прыжка еще долго, но, должен сказать, что прыжки "зацепили" по-серьезному очень немногих. У каждого, наверное, был какой-то свой интерес, ради которого они решились на прыжок, но, в основном, все, попробовав это один единственный раз, успокоились. Про меня же можно было тогда сказать, как говорил когда-то наш друг, который звал нас попробовать прыгнуть с парашютом: "Я стал лучше на порядок!"
Я почувствовал какое-то качественное изменение в себе - жизнь как будто расширилась, ее стало больше, а я увидел ту ее часть, о которой раньше мог только домысливать и подозревать! Теперь же она не давала мне покоя: хотя у меня редко находились деньги на прыжки, я стал стремиться попасть на аэродром, пусть и не прыгнуть, но просто побыть там. Увидеть летающие самолеты, поваляться на траве погожим ветренным днем вместе с парашютистами, ожидающими подъема, а вечером поучаствовать в застолье и поприставать к авиаторам со своими дилетантскими вопросами. Мне нравились эти люди... Их неторопливая, немногословная, но такая емкая речь, непередаваемый колорит фраз: "ну что, крайний раз по полста?" Пилоты, инструкторы и парашютисты с тысячами прыжков принимали меня в свою компанию без всякого зазнайства и высокомерия. Я мог не стесняться и спрашивать их о чем угодно, не рискуя быть униженным или проигнорированным. Мне нравилась обстановка... Все делалось как-то добротно, с совестью и ответственностью, а с другой стороны, без суеты, расслабленно и с прибаутками. Помню, как с удовольствием помогал укладывать парашюты. Во-первых, под руководством опытного инструктора я быстро освоил укладку, что было, в общем, полезным навыком, во-вторых, за укладкой мы успевали перемыть кости всем, кого знаем, перетравить гору свежих и не очень анекдотов, да и вообще очень душевно пообщаться. Ну и иногда, за укладку поощряли "трудовым" бесплатным прыжком. Буквально все здесь было искренним и настоящим. К сожалению, риск, опасности и их последствия тоже были настоящими и нешуточными - сломанные ноги, неудачные посадки на лес или постройки, бывали и смертельные случаи... Здесь, как нигде, была видна цена каждой ошибки, разгильдяйству, недосмотру, близость фатального и неотвратимого, ответственность за свое поведение, как перед собой, так и перед другими. И это заставляло смотреть на свои поступки намного критичней, думать прежде чем делать, но при этом, если делать, то делать решительно, последовательно, без сомнений...
Таким образом, прошло около полугода, в течении которых я впитывал эту жизнь. Примерно раз в месяц удавалось прыгнуть, и это было самым настоящим праздником! И вот, как-то раз, во время очередного послеполетного вечера я познакомился и разговорился с бывшим военным летчиком, а ныне инструктором на спортивном самолете Як-52. Я несколько раз видел, как этот самолет поднимался в воздух и крутил всякие фигуры пилотажа, и поэтому, как обычно, улучив возможность, много спрашивал и про самолет, и про пилотаж, и про авиаспорт и про все, что с этим связано. Инструктор, видя мой неподдельный интерес, вдруг озвучил простую мысль: "Проще один раз увидеть, чем сто раз услышать! В следующие выходные приезжай, и вместо того, чтобы прыгнуть, давай я тебя свожу в ознакомительный на Як-52 минут на пятнадцать, за ту же цену, за которую ты обычно прыгаешь. Дам попробовать поуправлять самолетом." Это простое предложение опять не укладывалось в голове: "Как, то есть, вот в следующие выходные, и прямо в кабину самолета, без подготовки и безо всяких допусков? А если я чего-нибудь нажму или дерну невпопад? А перегрузки?.." Инструктор был краток по-авиационному:
- Ну, я предложил, а решение за тобой! Так как - летим в следующие выходные?
- Конечно, ДА! - уже без всяких сомнений ответил я...
Но на следующие выходные не было погоды... Потом аэродром оказался надолго закрыт, а потом - грянул кризис 98 года, и всем стало не до полетов и прыжков...
Моя жизнь опять претерпевала всякие изменения, шли годы, но мечта научиться управлять самолетом, ну или хотя бы попробовать, уже не уходила. Я почувствовал, что нет ничего нереального, и рано или поздно должна представиться возможность. Причем, если ты действительно чего-то сильно хочешь, и это желание со временем не гаснет, то так или иначе, ты эту возможность приближаешь. Вроде бы даже не осознавая того, ты общаешься на определенные темы, сходишься с определенными людьми в определенных местах... И в конце-концов оказываешься в нужном месте в нужный момент времени! Хотя со стороны кажется, что все это происходит по чистой случайности.
Вот и я, в итоге, впервые оказался за ручкой самолета, казалось бы, весьма неожиданно: на новой работе у меня появился приятель из Германии, с которым мы пересекались по делам служебным и имели сходные интересы в жизни. В частности, он в свободное время летал на мотопараплане, а недавно выучился на частного пилота и купил себе сверхлегкий двухместный самолет. Понятное дело, что когда мы вместе коротали досуг после работы, темы для разговоров не иссякали. Он с удовольствием рассказывал про полеты, про обучение, про свой самолет и интересовался нашей авиацией - самолетами, вертолетами, и мы с удовольствием рассказывали все, что знали. Тогда я впервые видел перед собой пилота-частника, владельца самолета, и при этом не сказочного богача, не знающего куда деть деньги, а обычного наемного работника, такого же, как я, только из другой страны. Тогда меня впервые посетила мысль о полетах на своем самолете в свободное время. Как бы здорово было иметь свой самолет и летать на нем по выходным, можно даже не очень далеко и высоко. Но как-то уж очень не стыковались такие полеты с тем, что я знал про нашу авиацию: я не знал, кому принадлежит российское небо, но явно оно принадлежало не мне! Чувствовалось, что каждый мой подъем в небо происходит с чьей-то санкции, не важно, лечу ли я в командировку пассажиром или поднимаюсь в небо на стареньком кукурузнике, чтобы прыгнуть с парашютом. Все время кто-то кому-то что-то разрешает или запрещает, и даже на аэродром-то ты без пропуска или без связей не попадешь...
И вот, случилось так, что мы поехали к нашему немцу в гости в Германию частным порядком. Слова из нашей известной песни "первым делом - самолеты!" были близки ему, и он, конечно же, прежде всего, повез нас летать! Мы оказались на маленьком летном поле недалеко от Лейпцига.
Аэродромом его можно было назвать разве что с натяжкой. Это было натуральное поле, хотя и более-менее ровное. Однако все было по-немецки аккуратно - трава на поле была ровно подстрижена, в углу поля располагалась площадка с парой ангаров, в которых находились всевозможные небольшие летательные аппараты - от мотопарапланов и воздушных шаров, до маленьких самолетов. Чуть поодаль виднелась ВПП - участок поля, обозначеный по всем правилам, и отведенный для взлета и посадки самолетов. Самолетик оказался маленьким полотняным Скай-Рейнджером украинского производства.
Полеты на поле организовывали всего два человека - один должен был летать с нами, другой - находиться на земле с обычной портативной рацией, на всякий случай. Они же и готовили к полету самолет. Все выглядело простым и понятным, похожим на вождение автомобиля: есть правила, которые можно изучить, есть авиашколы, одну из которых можно выбрать и обучиться летать, есть частные аэродромы и посадочные полосы, с которых можно летать и где можно ставить свой самолет, для большинства операций по обслуживанию самолета не надо звать техников, можно выполнить их самому. А дальше, ты, если позволяет погода, приезжаешь на свое поле и летаешь на своем самолете в свое удовольствие, соблюдая правила и не вторгаясь без согласования в воздушные пространства крупных аэропортов. Простота и доступность организации полетов поражали.
И вот мы в немецком небе! У меня в руке - ручка управления самолетом и я наконец-то сижу в кабине не как простой пассажир, я управляю самолетом! Мы пробуем развороты! Какое же это непривычное чувство - самолет накреняется и разворачивается по моему желанию. И я могу, уставив крыло в какой-нибудь пруд или вышку, развернуться вокруг нее, пройти над ней, справа или слева. Вдалеке я вижу памятник Битве народов на окраине Лейпцига - башню и пруд, на который мы недавно заезжали. Спрашиваю: "а можно ли подлететь поближе к памятнику?" Получаю утвердительный кивок и лечу туда! Самолет послушен - я направляю нос на памятник и слежу за отклонениями по горизонту. Я управляю самолетом - и все происходит вполне адекватно, точно так, как я представлял себе. Мы подлетаем к памятнику.
Охваченный восторгом, я начинаю нарезать круги вокруг памятника то в одну, то в другую сторону! "Как здорово! Как просто!", - восклицаю я. В ответ получаю в полушутливом тоне задачу - раз так все просто, выйти обратно на наш "аэродром". Ну что же, попытаемся - разворачиваемся "спиной" к памятнику и... Везде одинаковые грозди домов с красными крышами, рассыпаные по одинаковым полянкам с перелесочками. Поля тоже есть... Но где же среди них наше?
Видя мой растеренный вид, мой провожатый довольно улыбается и показывает, то что в последствие я буду называть "характерными ориентирами": пашню, пару ангаров, блестящих на солнце, вышки и трубы.
"А еще, - говорит он, - можно было запомнить курс, которым мы летели сюда и засечь время. А сейчас развернуться на обратный курс и, пролетев то же время, оказаться над аэродромом". Эта немудреная прописная истина, носящая название "метод счисления пути", поражает своей очевидностью, простотой и гениальностью, и я ощущаю, что искусство пилота - что-то несравнимо большее, чем уметь направить нос самолета туда, куда ты хочешь. Под нами наше поле, мой приятель берет управление в свои руки: стрелки приборов начинают согласованно и упорядоченно двигаться, а мы начинаем снижаться и маневрировать, заходя на посадку. Хотя самолет и маленький, я осознаю, что посадить его на землю мне было бы не под силу - теперь мы перемещаемся в трех измерениях. Действия пилота легки, уверены и точны. Самолетик, продолжая снижаться выходит на "полосу" и приближается к ней.
Впервые в жизни я вижу полосу в таком ракурсе - мы идем в нее носом. И вот, когда уже кажется, что мы сейчас врежемся в землю... Пилот выравнивает машину и полностью убирает обороты мотора! Двигатель работает на холостых оборатах, а мы продолжаем лететь. Чувствуется, что самолет стал неустойчив - пилот энергично орудует ручкой, задирая его нос и-и...
Вот мы уже не летим, а катимся по полю! Тормозим, разворачиваемся и рулим к друзьям. Грань между миром в пространстве и миром на плоскости пересечена, мы опять на земле, где все привычно и обыденно.
Я выхожу из самолета с дурацкой, широченной улыбкой на лице!
Тем не менее, сквозь радость уже просачивается ощущение, что то, что сейчас было у меня - не было управлением самолетом! Это было всего лишь малое прикосновение, первое знакомство с целым миром. Параллельным миром тех, кто летает на самолетах. Я не достиг своей мечты, хотя безусловно стал еще на шаг ближе к ней. Но теперь я знаю, я твердо уверен, что обладаю силами и возможностями приближать мечту к реальности - все большое состоит из того, что поменьше, а то что поменьше, состоит из малого, а малое из совсем малого! И тогда как большое, как правило, далеко и непонятно, несбыточно, малое - осязаемо и достижимо. Главное - быть последовательным, принимать правильные решения и выдерживать общий курс. И каждый день, успешно справляясь с малым, ты обязательно достигнешь большего!
Что дальше? - Как я стал курсантом К началу