Кое-кто из авиаторов не понимает, почему я не люблю привлекать других людей в авиацию? Почему я не рассказываю на каждом углу, что летать это здорово, что самолет - это прогрессивно, быстро, удобно и безопасно, а свой собственный самолет - это в 100 раз интересней, чем, например, своя спортивная машина?
Да, главным образом, потому, что авиация - это часть моего внутреннего мира, а большинство тех, кто не имеет к авиации отношения, врываются в него грубо и бесцеремонно, не признавая его, со своими правилами, как хозяева к себе домой:
-1-
Многоэтажное жилое здание, перед зданием пустырь - поляна 50 на 50 метров, заканчивающаяся лесом. Посередине пустыря - тропинка. И не многим дано понять, что эта поляна - сложный аэродром, а тропинка - его ВПП, каверзная, неприятная, но единственная.
Долгий кропотливый труд, огромное количество нервов и тысячи долларов выброшены в буквальном смысле на ветер в попытках многих людей освоить этот аэродром и полосу. Достаточно только приглядеться и это можно увидеть - в обломках пропеллеров, нервюр, лонжеронов и стрингеров разбросанных вокруг, в кусках пенопласта, бальзы, лексана и проводах, развешанных по деревьям. Раз за разом люди бросают вызов этой полосе. Их воздушные суда слишком малы, для того, чтобы поднять в воздух их самих, но, оставаясь на земле, эти люди летают по-настоящему!
Когда модель в небе, достаточно посмотреть им в лицо, чтобы понять, что их здесь нет - они тоже там, вместе с их самолетиком, им приходится одними глазами безо всякой обратной связи оценивать сложное поведение самолета в воздухе, в реальном небе - том же самом, что треплет настоящие самолеты и испытывает на прочность их пилотов.
А после того, как модель, едва не зацепив дерево, преодолев болтанку возле земли, облетев торчащий на пару метров кусок столба и даму с собачкой, все же мягко приземлится на полосу-тропинку, посмотрите пристально на их пальцы и коленки и вы увидите неочевидное. Но вместо этого, вы подойдете во время полета из-за спины и громко спросите: "Сколько стоит ваш комплект?" А ваш пес в это время поднимет ногу над футляром от моего передатчика. Вместо того, чтобы дождаться посадки и потом попросить посмотреть самолет, аппаратуру и хотя бы поинтересоваться, как он управляется, вы властно потребуете: "Слышь, а дай порулить!" И после того, как вам будет отказано, будете обиженно гудеть мне в ухо, что я принимаю вас за идиота, и что у вас "тоже дома пульт и машинка"...
А более продвинутые скажут - "Что за чушь, какие проблемы с посадкой, да видел я эти радиоуправляемые самолеты! Им вообще не нужна полоса - они могут на винте зависнуть как вертолет! А потом его в руку берешь и все дела." Да, есть и у меня такой самолет - контурный биплан, отдаленно напоминающий Питтс.
И он действительно так может - это самолет больших возможностей, специально для таких аэродромов, как тот пустырь. Вот он висит передо мной на винте, а вы собрались вокруг толпой, как всегда спрашиваете меня, сколько стоит "такая игрушка" и пытаетесь потрогать висящий самолет. Мое лицо бледно, я улыбаюсь вам вымученной улыбкой и ничего не могу вам сказать, лишь быстро протягиваю руку и выхватываю модель из воздуха за переднюю кромку верхнего крыла, одновременно выключив мотор. И только теперь, немного отдышавшись, я могу вам сказать, что я только что пытался устоять одной ногой на катающемся шаре, который произвольно перемещается в пространстве, а вы все дружно пытались меня завалить. Только теперь я могу вам объяснить, что килограмм неуправляемой массы с быстро вращающимся винтом - это может быть больно и травматично, а мне так не хочется доставлять вам неприятности. Только теперь я могу рассказать как долго тренировался я реализовывать эти возможности самолета. Только теперь могу показать вам все рубцы, шрамы и срощенные поверхности того самого самолета, что только что так просто и естественно висел прямо в метре от вас. Я готов! Но вам неинтересно - вы уже разошлись!
-2-
Вы спрашиваете меня, зачем я пошел учиться в аэроклуб... На этом старом самолете - ведь автомобили его года уже давно в переплавке.
Вам не понятно, ради чего можно рисковать, летая на самолете с одним мотором, который в любой момент может заглохнуть. Вы крутите пальцем у виска, когда слышите, что я трачу полдня на дорогу до аэродрома и обратно. Вы интересуетесь, можно ли будет пойти работать пилотом после этого обучения и искренне недоумеваете, когда я говорю, что не намерян этого делать. Вы скептически пожимаете плечами, когда я пытаюсь до вас донести, что летаю, просто потому, что мне это нравится.
Но первый вопрос, который вас интересует - "Сколько это стоит?" И когда я вам отвечаю, волосы встают дыбом на вашей голове. Вы пытаететсь выразить это в поездках в Италию, Турцию, Египет и другие страны, полетах пассажирами, отдыхах в пансионатах и даже покупках автомобилей... И впечатление обо мне, как о психически нормальном человеке у вас окончательно портится. И я не могу вам ничего объяснить, я могу только позвать вас попробовать, но ведь вы уже слышать не желаете об этом: "Разве какой-нибудь нормальный человек попрется за тридевять земель в выходной, чтобы сесть в тарахтящую развалину и оторваться от надежной опоры абсолютно безо всякой гарантии на удовольствие и, хотя бы, на безопасность..." Вы заявляете, что если вам надо будет немного адреналина, то парк аттракционов гораздо ближе и дешевле. А потом вы начинаете приставать к моей жене с вопросами и нравоучениями о семейном долге и правильной жизни. Вы спрашиваете ее о том, понимаю ли я, что у меня есть семья и дети, как она допускает такие растраты бюджета, мое частое отсутствие дома и такое опасное увлечение. Через некоторое время и относительно нее у вас образуется "галочка", и вы считаете психами уже нас обоих.
-3-
Узнав, что я купил свой собственный самолет, вы сперва начнете мне завидовать и проявлять интерес. И я с удовольствием рассказал бы вам про конструкцию, про мотор, про ресурсы и возможности самолета, и про то, как научиться на нем летать, и про то, как я его купил, где его содержать, и какие интересные воздушные путешествия он мог бы обеспечить. Я рассказал бы вам все, я уберег бы вас от своих ошибок, поделился бы своими знаниями, опытом и впечатлениями - у нас могла бы получиться хорошая авиационная беседа...
Но первый вопрос, который вы задаете: "Почем взял?" И сразу понятно, что вас интересует совсем другое... Дальше идут расспросы с целью выяснить, откуда у человека такие деньги, если он работает инженером, отдыхает в палатке на берегах Карельских рек и на Черноморском побережье Кавказа, носит тертые джинсы и драные ботинки, и даже не имеет собственного автомобиля. Здесь что-то не так. Здесь явно должно быть что-то не так! Но когда вы слышите про возраст этого самолета, то у вас более-менее, все встает на свои места, вас больше ничего не интересует, вы знаете все: "Этот больной неудачник, который тратил всю свою невеликую зарплату на непонятное развлечение полетами в аэроклубе, теперь надорвался и купил самую дешевую, самую старую развалину, летать она, конечно же не сможет, а если взлетит, то есть хороший шанс убиться... Понимаем - хотелось быть как люди! Жалко парня, но что ж поделать - естественный отбор!" Ваши глаза теперь смотрят на меня с каким-то надменным сочувствием, а рот, ехидно ухмыляясь, продолжает спрашивать для порядка: "И сколько литров на сто километров потребляет твоя махолайка?" "Сколько сил в двигателе - 160? Ну у меня на Субаре побольше, конечно..." "А сколько ты платишь за стоянку?" "А как добираешься до аэродрома? - Ха-ха-ха, на электричке к личному самолету!" "Сколько стоит литр авиабензина? - СКОЛЬКО-СКОЛЬКО?" "Сколько стоит техосмотр на самолет? - СКОЛЬКО-СКОЛЬКО?" "А в Питер сколько по времени лететь получается? - Понятно, лучше на Сапсане доехать" "А кто этот самолет тебе будет обслуживать - ты что ли сам? - Понятно, скоро увидим в газетах, что потерпел крушение легкомоторный самолет, выполнявший несанкционированный полет и находившийся в неисправном техническом состоянии..." И резюме: "Не валял бы ты дурака - взял бы лучше Мерина нормального или Бумера, был бы хоть на человека похож!"
...И ведь как правильно говорят! Убедительно! Рассудительно! Логично! И потом я остаюсь один в своем внутреннем мире, в котором все вверх дном, и долго навожу там порядок, упорно пытаясь понять, почему же я не могу поступать так же рассудительно и логично, ну или хотя бы говорить так же убедительно... Я ни в коем случае не сержусь на этих людей, ведь каждый человек - своя вселенная. Но может быть, у меня нет достаточного количества сил и терпения, и я предпочитаю никого не убеждать. Я с удовольствием побеседую с тем, кто неравнодушен к авиации, а всем остальным... От винта!