Когда-то давно, летом 2010 года состоялся перелет группы энтузиастов-авиаторов на Соловки. Я с удовольствием принимал в нем участие. А потом (благодаря пинкам коллег :) ) написал по нему некое подобие отчета, которое сначала долго не могло появиться в Интернете, а затем появилось на сайте avsim.su в несколько видоизмененном содержании. Т.к. одна из целей заведения мной этой уютненькой ЖЖ-шечкии - это как раз подгрести сюда все былое, чтобы оно не валялось, где попало, то публикую здесь тот самый отчет в первозданном и неурезанном виде.
Тыр-тыр, Чих-пых! Заметки с фотографиями с перелета Москва-Соловки.
Мысль вместо пролога: Полеты. Что такое полеты?
Ну это - когда надо переместиться в тридевятое царство и быстро, желательно, даже не заметить как. Тогда мы летим: мы приезжаем в аэропорт, толчемся возле стоек регистрации, проходим досмотр, пьем кофе, садимся в уютное кресло и уносимся через пространство и время к цели. Мы летим и читаем газету или спим, а где-то там за иллюминатором плывут наши тысячи километров и хочется, чтобы они плыли поскорей. Мы летим. Сжимается время, проносится расстояние. И для нас это настолько естественно, что мы даже недоумеваем, когда нас просят не ходить по салону и пристегнуться.
А еще?
Еще? Это когда вдруг мы ощущаем, что можем перемещаться по воздуху. В этой прозрачной, невидимой и зыбкой стихии. Это он, такой неверный и случайный, бьет нам под крылья, сбивает с курса, заставляет нас болтаться вверх-вниз и в стороны, то проваливаться, то наоборот, подскакивать. Это он, такой упругий и надежный, держит нас так, что мы ощущаем еще одно измерение. Небо. Нам начинает не хватать его на земле. В нашу жизнь прочно входят всякие летательные аппараты и все что с ними связано - крылья, винты, лопасти, шасси, шум моторов, запахи бензина и керосина, марево над взлетной полосой, бурчание докладов в радиоэфире и, наконец, штурвал в руках. Мы учимся летать, мы поднимаемся в небо ради полета…
Начало.
Вечер четверга. Солнышко уже почти село, но еще светло. На улице тихо. Штиль. Вернувшись после работы усталый, я стою на поляне перед домом. В моих руках передатчик радиоуправления, а в воздухе - мой самолетик крутит фигуры. Полет проходит штатно, хотя не все выходит идеально, можно лучше. В кармане звонит телефон - быстренько сажаю самолет на тропинку и выхватываю трубку.
В трубке раздается знакомый голос моего приятеля, Сани - пилота-частника, с которым мы постоянно видимся на небольшом аэродроме под Москвой и неоднократно вместе летали на его самолете. Саня приступает сразу к делу:
- Привет! Хочу тебе сообщить, что ты летишь вторым пилотом на Ан-2 из Владимира на Соловки в эти выходные.
Я ошарашен новостью, в эфире повисает вынужденная пауза, и Саня недоуменно спрашивает:
- Или не летишь?
- Лечу, - тотчас же нахожусь я, и дальнейший разговор протекает уже без эмоций в чисто деловой манере. Итак, диспозиция следующая:
Организуется перелет на Соловки и обратно. Участвуют частные пилоты Москвы, Владимира, Смоленска и Питера при активной поддержке авиаторов Карелии. Шесть самолетов идут из разных мест. Маршрут решено разбить на две части - сначала все самолеты собираются в Карелии на аэродроме Гирвас, и затем, на следующий день, летят на аэродром Соловки. Мне надлежит прибыть во Владимир в распоряжение владельца Ан-2 и командира его экипажа - Вадима. Его я тоже знаю, но летим вместе в первый раз. Летим втроем - командир и два вторых пилота, я и Женя. Будем в полете меняться. Для меня на настоящий момент это самый длинный маршрут - его протяженность свыше тысячи километров, а также первый маршрут за пределы московской воздушной зоны.
Ну, поехали!
Таким образом, мы оказываемся утром на посадочной площадке под Владимиром. На площадке нас поджидает единственный самолет - наш Ан-2. Самолет уже заправлен заранее. Расчехляем, отвязываем, заливаем масло, готовим двигатель, грузим вещи и в путь.
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/0001rq9c/s640x480)
Погода во Владимире обещает быть жаркой - за 30 градусов, в духе лета 2010. Сейчас еще пока жара не успела набрать полные обороты - все-таки утро, но уже к 30 подбирается. Площадка наша представляет собой короткую, но асфальтированную ВПП, грунтовые рулежные дорожки и небольшую стоянку.
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/0001sq73/s640x480)
Я пока занимаю место в салоне у иллюминатора. Через пару часов сменю Женю на месте второго пилота. Лететь нам чуть больше четырех часов и конечная цель на сегодня - аэродром Гирвас, что находится где-то между Петрозаводском и Медвежьегорском не так далеко от Онеги. С характерным гудением раскручивается стартовый маховик. И вот напряженный свист - маховик отдает свою энергию мотору - уже крутится винт, заходили поршни. Нехотя пробуждается мотор - чих-пых, бах-хлоп! По правому борту идет густой сизый дым - горит масло, вылетают остатки непрогоревшей смеси. Но вот мотор просыпается - дым рассеивается, беспорядочные звуки переходят в ровное, знакомое с детства «кукурузное» тарахтенье. Двигатель быстро прогревается, рабочие параметры приходят в норму, приборы включены, проверки пройдены и мы рулим на полосу.
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/0001tkh8/s640x480)
Вот мы и в небе. За бортом проплывают незатейливые пейзажи Владимирской области, самолет побалтывает. В общем, путешествие началось.
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/0001we14/s640x480)
Деревеньки, поля, леса. Моему глазу все это привычно. Под Владимиром полей много. По привычке отмечаю особенности на случай вынужденной посадки - пригорки, уклоны, поляны, пашни, поросли, отсутствие ЛЭП. В принципе вариантов хватает даже с такой малой высоты - садись, где хочешь, тем более, на таком вездеходе, как Ан-2.
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/0001xw9x/s640x480)
Но пока я - пассажир, и я настолько расслаблен, что даже не заглядываю в карту и не знаю точно, где мы идем. Напрягается Женя, а я с удовольствием глазею в иллюминаторы, фотографирую землю и ни о чем не думаю.
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/0001y5d8/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/0001zhb9/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/000208gw/s640x480)
Иногда что-то выбивается из привычного ландшафта. Вот запруженная река, дамба на ней, а после дамбы причудливым рисунком, явно рукотворным, расползаются полоски воды. Какое-то рыбное хозяйство?
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/00021psd/s640x480)
Так точно! Позже я окажусь дома, буду жить воспоминаниями, листать фотографии, мне станет интересно, я полезу в Сеть-сетей и найду некое селение Бильдино, над которым мы тогда шли. Действительно, там разводят рыбу.
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/00022zxx/s640x480)
Но это все позже, а пока лечу я на красном биплане над этим всем, любуюсь. Пора бы выяснить все-таки, где летим, как летим. Подхожу к кабине.
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/0002347t/s640x480)
Высота 400, приборная скорость 160, путевая - 190 (ветер попутный), параметры работы двигателя в норме, настроение экипажа бодрое. Идем на север.
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/00024kw6/s640x480)
Желтеют пески карьеров, тянутся к ним грунтовки, такие же желтые. А дальше, чуть дальше уже видна Волга, подлетаем потихоньку к Угличу.
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/000259xp/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/00026kze/s640x480)
Вот и Углич показался. Обходим его правее. Когда-то я много летал в районе Кимр. Волга тут почти такая же, как там, да и пейзажи в общем-то тоже.
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/00027ywc/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/00028xgw/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/000294sp/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/0002ascg/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/0002brek/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/0002c611/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/0002e9ph/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/0002fwrb/s640x480)
А вот дальше - обстановка на земле меняется в корне. Местность пустеет. За бортом плывут леса и болота, изредка взирая на нас дикими темными глазами озер. Если присмотреться, то среди топей можно различить какие-то тропы. Они тянутся на десятки километров, и мне думается, что оставлены они скорей животными, чем людьми. Как-то трудно предположить, что люди ходят пешком сквозь эти гиблые трясины, да еще и так далеко. Дальше болота становятся просто бескрайними. Кажется, что мы летим над каким-то огромным океаном, покрытым ряской.
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/0002g6fx/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/0002hxd3/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/0002kgdx/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/0002p9ee/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/0002q3ap/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/0002r505/s640x480)
Однако неприветливый пейзаж не успевает нагнать на меня тоску - настает время менять Женю. Вот и пролетело уже два часа полета. Я убираю фотоаппарат и с удовольствием занимаю место второго пилота рядом с Вадимом. Осваиваюсь на месте и беру управление. По началу с трудом удерживаю самолет в воздушных потоках и порывах ветра, но потом все приходит в привычную норму, руки-ноги будто бы сами знают, что делать, и, глаза, уставившиеся за окно, как-то незаметно, исподволь зацепляют показания приборов. Скоро начинает казаться, что самолет летит сам по себе. Вадим сидит, уставившись в карту, и я тоже расслабляюсь. Ровно работает мотор, крутится впереди темный диск винта с желтой каемкой по краю. Женя уснул в салоне. Неторопливо болтаем с командиром. За окном - все тот же унылый болотистый пейзаж. Однако, ориентироваться по нему - одно удовольствие: озера хорошо прорисованы на карте, достаточно крупны и резко выделяются на однообразном ковре болот. И вдруг среди болот и редких перелесков попадаются какие-то хуторки. - Ура, люди! - восклицаю я. - Что они только тут делают? - бурчит Вадим, вытаскивая фотоаппарат. Он снимает эти домишки посреди болот, и мы недоумеваем, знают ли их жители хотя бы, в каком государстве они живут, или это им просто ни к чему. И правда, не очень понятно, как они связаны с остальным миром.
А тем временем болота все больше пестреют озерами, да и лесной покров попадается чаще и становится гуще. А потом вдруг замечаю, что как-то незаметно край за окном преобразуется в знакомую карельскую сторону: сосны, скалы, быстрые порожистые речки, озера. Больше становится дорог и населенных пунктов. Уже и Петрозаводск недалеко, а там и до Гирваса рукой подать - какие-то 100 км!
На аэродроме Гирвас из нас никто еще не бывал. Связавшись с РП аэродрома перед выходом на точку, начинаем с пристрастием искать полосу. И она открывается, конечно, но далеко не сразу - оказывается по краям она уже основательно заросла деревьями, поэтому ее сначала не видно вообще, а потом запросто можно перепутать с дорогой. Выполняем заход с проходом над полосой, видим возле полосы машины, людей, у многих из них фотоаппараты, развевается по ветру колдун и флаг на флагштоке - нас ждут! Выполняем круг и садимся.
Первый этап маршрута успешно завершен. Даже не верится, что наш полет длился четыре с лишним часа. Тут я вдруг ощущаю, что устал - спина затекла, скрюченные пальцы нехотя выпускают рога штурвала, мышцы рук и ног ноют. А во время полета ничего этого не было заметно.
Вновь беру фотоаппарат в руки и снимаю, перво-наперво, кабину - наши места, потом салон, ну и самолет на полосе. Мы первые - кроме нас пока больше никто из намеченных бортов не прибыл.
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/0002srg4/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/0002td98/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/0002ww63/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/0002x6h3/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/0002yf27/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/0002zy5f/s640x480)
Аэродром Гирвас расположен недалеко от поселка с аналогичным названием. Это - бывший военный аэродром, от которого сейчас осталась одна лишь ВПП. Полоса хорошая - асфальтированный бетон длиною 2300м. Сначала здесь сидели перехватчики Су-15, потом, в лихие 90-е летали сюда Ил-76 с контробандой из Китая. А сейчас - никто не летает здесь. Грунтовые дороги на озеро пересекают полосу, по ним снуют туда сюда машины с отдыхающими. И белыми ночами на полосе состязаются в лихости водители. Лишь на сегодня, завтра и послезавтра мы наведем здесь порядок и полоса наконец-то будет использоваться по назначению.
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/00030wac/s640x480)
Наша стоянка - в торце полосы
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/000313e4/s640x480)
Местная авиационная общественность устроила нам шикарный прием. Были организованы: заправка самолетов топливом, охрана полосы от посторонних машин, охрана самолетов на стоянках, управление воздушным движением в районе аэродрома, ну и конечно совместный отдых и даже забронированы места для нас в гостинице в Медвежьегорске. И сейчас все эти люди радостно принимают нас в лагере возле полосы.
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/00032eyx/s640x480)
Среди лагеря белеет наш заправщик - обычный фургон, внутри которого бочки с разным бензином и портативный насос.
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/00033c8g/s640x480)
Гуляем по полосе. После московской жары здесь просто рай - температура около 23 градусов, насекомых немного, иногда покапывают слабенькие кратковременные дождички.
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/00034q6t/s640x480)
Когда бросаешь взгляд на полосу, то убеждаешься, что как бы ни был вечен бетон, время берет свое неумолимо… Полоса зарастает по бокам деревьями, в стыках плит хозяйничают муравьи.
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/00035xqq/s640x480)
Время от времени проезжает патрульная машина и смотрит, чтобы на полосу не выезжали и не выходили посторонние люди. Те, кто собирается ехать по ВПП сначала недоумевают - людям, как ни странно, удивительно, что на полосу могут прилететь самолеты. Но потом, замечая наш Ан-2 в торце полосы и лагерь, с уважением на лице едут в объезд.
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/00036cqq/s640x480)
Пока остальные борты еще в воздухе, мы размещаемся в беседке у стола…
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/00037a5s/s640x480)
… и с радостью приступаем к активному послеполетному отдыху - пиво, шашлыки, пилотские разговоры: серьезные, не очень, и просто байки.
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/00038q45/s640x480)
А рядом стоит большой мангал, где не покладая рук, друзья жарят для нас те самые вкуснейшие шашлыки…
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/00039zqp/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/0003a4ar/s640x480)
Немного в стороне от беседки располагается мобильный аэродромный диспетчерский пункт. Гирвас-вышка. Раскладной столик и все необходимое на нем - высотомер с давлением аэродрома, карта, рации для связи, бинокль.
![](http://pics.livejournal.com/n2367l/pic/0003bw75/s640x480)
Продолжение следует...