Когда я впервые прикоснулся к штурвалу моего Мушкетера, я удивился, насколько тугое у него управление по элеронам. Потом посмотрел конструкцию, увидел какие-то хитрые взаимосвязи между рулем направления и элеронами и решил, что так и надо - передняя стойка на земле, руль направления не повернешь, соответственно и элероны тоже тугие. В полете это вроде бы было не так заметно, а может я просто был занят другим. Хотя другие иногда подмечали, что штурвал не возвращается в центр, если его отпустить...
И вот самолет в ангаре, двигатель снят - самое время разбираться, что к чему. Добрался я и до элеронов. Поубирал все эти "хитрые взаимосвязи", снял центрирующие пружины, а управление все равно тугое! Открутил тяги от элеронов - и обратно, тугое! Ну что ж, тогда расцепил тросы, покрутил штурвалом - легко! Взялся за тросики правого элерона, подергал - пушинка. Теперь левого - ого! Если штурвалом было бы просто туго, то тут - вообще никак. Вот оно! Ну что же - надо разбираться...
Я открутил сервисные лючки под качалками, запустил руки и обнаружил, что качалка левого элерона ходит очень туго. Выбив снизу и сверху крыла соответствующие заглушки, я чуть-чуть отпустил гайку снизу болта - оси вращения качалки, и она тут же стала ходить легко! Это было в прошлый раз. Я обрадовался, подумав, что решил еще одну застарелую загадку и решил в следующий раз хорошенечко промазать обе качалки, т.к. по ощущениям их уже очень давно не касалась масленка со свежей смазкой: лючки еле открутились, гайка была ржавая и "сухая", а вокруг все было черным и липким - похожим на следы высохшего масла. Надо было ехать уже вдвоем, снимать элероны, откручивать качалки, промывать их и смазывать заново...
И вот, в следующий раз - на этих выходных за бортом бушует непогода, а мы с Серегой закрылись в не очень теплом, но все же уютном ангаре и ковыряемся потихоньку. Подготовили рабочее место, разложили инструменты, под крылом расстелили одеяло, на крыле - разложили схемы. Сняли элероны...
Открутили левую качалку. И то что увидели, собственно, подтвердило мои опасения: несмотря на 100-часовой или годичный регламент, смазке уже, наверное лет двадцать, если не больше. Записи в логбуке о том, что самолет прошел annual inspection и все 100-часовые работы выполнены согласно Beech Shop Manual, выглядят куда красивей, чем эта качалка:
Не успел Серега взяться за щетку с керосином, как я осознал, что то, что мы вытянули качалку из лючка, это, как бы, не совсем нормально... И нам удалось это сделать, благодаря тому, что троса в кабине были расцеплены. А теперь-то они где? А?! Известное дело, где - в крыле!
Да. Один из тросов, тот который связывает качалки, ушел в крыло. Лежа на полу кабины в философской задумчивости я сцепил оставшиеся тросы, чтобы ненароком не утопить в крыльях и их. И пока сцеплял, конечно же потянул их туда-сюда. Связка сработала, и Серегин другой конец, который он успел открутить от качалки, тоже благополучно усвистел в крыло...
Раньше бы присел бы спокойно на крыло и закурил... Но теперь осталось только сосчитать до десяти. А может до пятидесяти, что все равно плохо помогало рассеять отчаянный гнев, разрывавший меня на части.
Обычно, чтобы ребенок перестал плакать, надо его чем-то отвлечь. Как ни странно, со взрослыми это тоже работает. Серега отвлекся тем, что промыл наконец-то открученную качалку в керосине. А потом отвлек и меня тем, что увидел.
....
....
Это магниевое гнилье помогло осознать, что плавных и легких элеронов, которые я себе представлял в прошлый раз, сегодня уже точно не будет. А когда будет, и будет ли вообще, непонятно. И все пошло легче. Тросы из крыла выудили, можно сказать, на одном дыхании. Открутили второй лючок возле шасси, и Сереге хватило руки, чтобы нащупать трос в глубине крыла и вытянуть его из лючка. Я заприметил остаток медного провода, который пропустил через лючок качалки, и Серега поймал его возле шасси и тоже вытащил из лючка:
Далее прикрутили конец троса к медным жилам и вытянули его за кабель туда, откуда он убежал.
А с тросом со стороны кабины тоже вышло достаточно просто - в свете фонарика его конец был заметен сквозь дырку в крыле. Я соорудил спиральку из толстой контровки, которую пропустил в отверстие в крыле, а затем, попросив Серегу пошевелить трос с другой стороны, навил спиральку на конец троса и вытащил его в отверстие. После этого все тросы были перевязаны контровкой, чтобы уже не улетали в крыло. А мы с Серегой отправились обедать.
После обеда занялись правой стороной. Правая качалка тоже подгнила, правда не столь сильно как левая. Так что теперь думаем как выходить из этой ситуации.
Пока разрабатываются варианты: заказать под замену или изготовить подобные где-нибудь здесь... Ну и эти взял с собой - попробую обработать. Посмотрю, что получится.
Вот так, в очередной раз, надеясь починить, залезли еще глубже...