Друзья, всех с понедельником! Как вы знаете, сегодняшний понедельник особенный - последний календарно-летний, поэтому и этот "безумный" пост будет чуть-чуть необычным. До нынешнего момента я представляла вашему вниманию анализ образов прекрасной половины состава Mad Men, но сегодня мы повернемся на 180 градусов и обратимся непосредственно к самим "безумным" мужчинам с Мэдисон авеню и, конечно же, к их стилю.
Несомненно, сериал Mad Men, чьи действия изначально разворачиваются в ранних 60х, заслуженно признан одним из самых стильных явлений современного телевидения. Не только благодаря описываемому стилю жизни, но и ввиду замечательной работы художников по костюмам. И вот при этом самый главный герой самого стильного сериала вряд ли может быть назван стильной персоной номер один на экране. И, что интересно, это не случайно:
Я долго носила эту мысль в себе, но обнаружив вчера, что
редакторы Esquire полностью со мной солидарны, могу наконец сказать это вслух: удивительно или нет, но у Дона Дрейпера...просто нет своего стиля! И из всех мужских персонажей Mad Men его образы, пожалуй, самые простые, если не скучные:
Дон есть мужчина в неизменном сером костюме. Простом, однобортном, с непримечательной формой лацканов, дополненном галстуком неброских цветов, классическими запонками, иногда серыми же(!) плащом и шляпой. Конечно, можно сказать, что время, его каноны и рабочая атмосфера агенства не предполагали ничего другого для человека его профессии и ранга. Однако, как мы увидим дальше, чувство стиля всегда может подсказать своему обладателью пару трюков. Равно как и желание выделиться. Дон (или точнее, Дик) не был воспитан в среде, где прививали первое, а его жизненные обстоятельства ("волшебное" превращение из Дика Уитмана в Дона Дрейпера) сложились так, чтобы заставить его полностью избегать второго.
Мы помним, что Дон вырос в бедности, где людям, окружающим и ответственным за него, было не только не до его эстетического образования, но порой и не до стандартного воспитания. Не удивительно, что вот таким мы видим его в "до-рекламно-агентский", "неотполированный" период:
Это как раз тот случай, когда человек одевался не в то, что сильно/модно/привлекательно, а в то, что на этот момент было в его шкафу. Даже на фото можно увидеть низкое качество его одежды, так что оставим в стороне вопросы сочетаемости цветов и фактуры. Тем паче личного стиля.
Попав в мир Sterling Cooper, Дон, наконец-таки, смог прикоснуться к своей мечте, к Большой Американской Мечте простого человека, к коммерческому и личному успеху. И тем страшнее оказалось для него теперь все это потерять, если хоть кто-то узнает, что живет и действует он под чужой личиной. Вот почему отныне основной целью Дона будет...НЕ ВЫДЕЛЯТЬСЯ!
Дабы не вызывать подозрений, отныне он будет стремиться быть как все: все в его офисе, все его клиенты, все в кантри-клубе пригорода, где живет его новая семья. А научившись быть идеальных хамелеоном, Дон, конечно же станет самой лучшей, самой привлекательной, самой отполированной версией среди всех - эталоном и образцом "как-всешности" и нормальности. В отличие от тревожно-запутанной личной жизни, в своем внешнем виде Дон практически никогда не выходит за рамки общих правил - его одежда неброская по цветовой гамме, сосоящая из простых линий, соответсвующая по качеству и цене его нынешнему статусу и..все! Когда вы смотрите на него в таком виде, вы мало что сможете сказать на тему "кто есть настоящий Дон Дрейпер":
В нем нет ни эпатажности, ни эгоцентризма, ни даже индивидуализма - во внешнем виде он прост и правилен как плоский прямоугольный платок его нагрудного кармана:
внимательно посмотрите сейчас на все иллюстрации и вы увидите, что Дон всегда носит свой платок одинаково...плоско
Но эта нормативно-правильная одежда и есть его самая надежная броня, пожалуй, редкий (если не единственный) фактор постоянства в весьма неспокойной и тревожной жизни:
если присмотритесь, то увидите, что вопреки принятым правилам, у Дона на пиджаке застегнута нижняя пуговица (этикет предполагает, что именно эта пуговица должна оставаться расстегнутой) - это одновременно намекает и на просто-народное прошлое героя (=незнание базовых правил), и придает его пиджаку сходство с латами
В противовес Дону выступает его непосредственный начальник (и почти-друг) Роджер - потомственный совладелец рекламного агенства, где первый работает. Он немного старше Дона и многократно его богаче.
Ссылкой на возраст является, несомненно, предпочтение Роджером классических костюмов с двубортным пиджаком или с однобортным, но при этом с жилетом в тон костюма. По большому счету счету, светлый костюм с жилетом фактически является его "фирменным" образом:
А присмотревшись к деталям, можно увидеть, насколько более явственно проступает индивидуальность этого персонажа в его внешнем виде. Костюмы Роджера в большинстве своем светлые, как бы демонстрирующие ту легкость, с которой состояние и социальный статус позволяют Роджеру идти по жизни (плюс, в этом случае жилет под пиджаком не выглядит так тяжело и оборонительно). Лацканы его пиджаков всегда заметно шире и более явно очерчены, чем у пиджаков Дона. Также нередко это лацканы с острыми, направленным вверх "уголками", подобными пикам, что демонстрирует силу, власть и соответствующее отношение к жизни - Роджер не привык подстраиваться, ему тяжело уступать или проигрывать. Острые уголки платка (опять в противовес плоскому прямоугольнику платка у Дона) только подчеркивают и усиливают это ):
Плюс, важным моментом являются используемые Роджером аксессуры (как и сам факт их использования, т.к в образах Дона аксессуары практически отсутствуют) - менее традиционные, более эпатажные:
Что и не удивительно - в отличие от Дона, у Роджера не только нет необходимости прятаться или скрываться, но он в силу своего положения и характера всегда и с удовольстием оказывается на виду. И кто знает, возможно, с годами, он превратится в еще более эгоцентричную версию себя - войдет в нишу, которую сегодня занимает старший совладелец агенства Берт Купер:
Now, that's where you have style!
Богатство, социальный статус и возраст позволяют этому герою не считаться практически ни с кем, по крайней мере в вопросах внешнего образа и личного стиля. Это единственный персонаж, которого мы видим не в традиционных галстуках, а в "бабочке", что добавляет его наряду фривольности, намек на дендизм и ссылку на образ безобидного и чудаковатого профессора:
Кажется, что мистер Купер больше времени и сил посвящает своим причудам, нежели руководству агенством. О чем сигнализируют и интерьер его кабинета в необычном тогда восточном стиле, где он заставляет всех посетителей снимать обувь (*в том числе чтобы продемонстрировать свои яркие разноцветные носки, нередко в полоску или "школьные" ромбы). И его внешний вид: с яркими цветными акцентами в виде "бабочки" и нагрудного платка, с рубашками, которые нередко не однотонно-белые, как у остальных, но в мелкую клетку или полоску. Его можно также увидеть в пиджаке из более мягкой "домашней" ткани, а порой даже с незаостренными, но со слегка закругленными лацканами (= сигнал о мягкости, податливости):
Однако, впечатление доброго и чудаковатого старика может оказаться поверхностным, и острые пики платка в нагрудном кармане Берта (очень похоже на деталь, которую мы видели у Роджера) регулярно напоминают, что "есть еще порох в пороховицах"... Чего точно не скажешь об одном из самых молодых работников рекламного агенства Пите Кэмпбеле.
Хотя тоже из состоятельной семьи со "старыми" деньгами, "зеленый" out-of-college Пит охвачен жаждой быстрого успеха, горячкой, которая в его случае приводит к многочисленным ошибками и недочетам, в том числе и во внешнем виде.
Чаще всего мы видим Пита в костюмах с преобладающей синей или даже голубой цветовой гаммой - более энергичной, чем серой, но и более молодой, немного напоминающей о школьной форме = ссылка, что совсем не так давно Пит был студентом колледжа (а значит, его профессиональный опыт весьма ограничен). Так что в глазах своих старших коллег Пит - мальчик, школьник и ученик, чьи потуги чаще вызывают не восхищение, а усмешку:
По этой же причине лацканы его пиджаков обычно тонкие, подчеркивающие "детскую" округлось его лица, baby face, даже когда он серьезен (= опять же, всерьез Пита воспринимают не часто):
А иногда (и это почти усмешка самих художников по костюмам), героя одевают и вовсе в пиджак с округлыми лацканами со "спущенными" уголками - как конфликт между его амбициями и несотоятельностью их воплотить в реальность. Старайся или нет, в глазах многих (и в том числе тех, кто ответственен за его профессиональную судьбу), Пит еще долго будет оставаться вспыльчивым и неопытным подростком:
И последний на сегодня, а на мой взгляд и самый интересный со "стильной" точки зрения мужской персонаж - Салваторе (Сал) Романо:
Персонаж этот, равно как и его стиль, отражают популярную фразу с современных футболок: Same Same But Different. Сал - офисный работник, но при этом, будучи арт-директором, он занят не бизнесом, а творческой стороной рекламы. Сал американец, но итальянского происхождения. И наконец, хотя Сал женат, он гомосексуалист, пусть и глубоко скрытый. Подобное положение вещей заставляет его регулярно балансировать на грани принятого и дозволенного, в том числе во внешнем виде.
Будучи творческим человеком, занимающим соответствующий пост, Сал должен одновременно соответствовать офисному дресс-коду, но с нотами необычности, с "творческими" элементами. Поэтому нередко мы видим его не в классическом "целом" костюме, но в ансамбле из брюк и пиджака, не являющихся изначально костюмом, но сочетающимися между собою. Это позволяет ему выглядеть одновременно office-appropriate, но не так формально и строго. Плюс, его галстуки обычно более ярких цветов или с более активной расцветкой, напоминающие окружающим, что перед ними не бизнесмен, но творческая личность:
Заметьте также, что лацканы на пиджаках Сала нередко либо округленные, либо почти лищены явных острых углов, что как бы намекает на (тщательно скываемое им) отсутствие в его образе маскулинности в традиционном понятии его современников, когда мужчина-гомосексуалист не считался бы в глазах большинства "настоящим мужчиной":
И одним их центральных элементов его нарядов является, конечно же, жилет. Жилет в случае Сальваторе (и в отличие от Роджера) может выполнять несколько важных функций, подчеркивающих качества самого персонажа. Так, будучи однотонным, в цвет пиджака, жилет на крупном туловище Сала нередко напоминает защитный панцирь, под которым он надеется спрятать свое истинное я:
С другой стороны, выбирая жилет яркий, пестрый, с активным рисунком, Сал в такие моменты не только демострирует свою творческую натуру. Этот жилет под однотонным серым/темным пиджаком подобен самому герою, вынужденному прятать свою "необычность" под костюмом традиционности. Отчасти как сам Дон, но, как и полагается итальянцу, у Сальваторе результат оказывается куда более впечатляющим (пусть и не таким "хамелеоно-шпионским"):
На сегодня у меня все! В следующий понедельник мы опять вернемся к образам прекрасных героинь сериала,так что stay tuned!...