"Костюмные" [почти] понедельники: о сильной слабости

Aug 11, 2015 20:28

Всех с началом еще одной августовской недели! Расстояние в целое полушарие отделяет меня от многих из вас, поэтому в гонке за очередным понедельником я, кажется, опять опоздала. Но это, конечно же, не отменяет очередной "костюмный" (и почти понедельничный пост ;)), который сегодня посвящен героине “Игры престолов”, чьи образы рассказывают её историю особенно мягким тоном, почти что шепотом, ибо, согласно книгам и сценарию, обстоятельства не позволяют её протестовать во весь голос. Уже догадались, о ком пойдет речь? - Да, действительно о Сансе Старк, которую благородное происхождение и воспитание утонченной леди не спасли от тяжелой судьбы, но также сделали персонаж (и её костюмы) особенно интересными для разбора.





Санса - старшая из дочерей северного правителя из клана Старков. Она же единственная из двух сестер, мечтающая о романтичной судьбе сказочной принцессы - в отличие от своей младшей сестры, задорной, боевой и немного хулиганки, Сансу не привлекает приключения за пределами замка, она домашняя девочка, для которой вышивание и чтение романтических историй интереснее активных игр с мальчишками. Вместо этого Санса с удовольствием получает воспитание благородной леди в мечтах и надеждах на соответствующее будущее.

В контексте фильмаЕё подростковые романтичность и мечтательность художники передают с первых кадров знакомства с Сансой - посредством её костюмов. Так, её наряд самый светлый, в мягких серо-голубых тонах, выделяющий Сансу среди других членов семьи Старков, отдающих предпочтение более темным оттенкам.



обратите внимание, что одежда Сансы кажется более изысканной из-за своего светлого оттенка
и более сложной отделки (вышивка на платье, меховая опушка по всей длине плаща)
на фоне наряда сестры - более темного и простого


В отличие от других героинь "Игры", мечты Сансы изначально романтичны и феминны - она не стремится управлять, покорять, властвовать, больше всего ей хочется выйти замуж за благородного принца, чтобы проводить свои дни среди других аристократок, предаваясь изящному безделью. Эти мечты сопровождают ее в родовом замке, где она под присмотром наставницы учится быть "правильной" леди, обучаясь вышивке и игре на музыкальных инструментах. И эта мечтательность находит отражение в её домашнем платье - тоже нежно-голубом (и идеально чистым по сравнению с одеждой сестры-хулиганки), украшенном вышивкой с цветочным мотивом, что подчеркивает её юность, нежность, романтичность.



Однако на этом история, которую рассказывают на этом этапе наряды Сансы Старк, не заканчивается. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что ткань её платьев достаточно грубая, что указывает на домотканность. Это отражает сдержанностсь и даже скромность, в которой живет клан Старков - в отличие от жителей королевской столицы, они не имеют доступа к роскошным дорогим тканям и нарядам, и сами ткут и шьют свои платья. И в подобном духе сдержанности они воспитывают своих дочерей.

Кроме того здесь можно развить и еще один, пусть не сразу очевидный, мотив. В отличие от других кланов, Старки по своей вере и происхождению наиболее близки к “первым людям” , к естественности, к природе - святым для них является магическое дерево, растущее недалеко от замка. Поэтому опеделенная грубость и простота из одежды (шершавая поверхность домотканного полотна похожая на кору дерева) - дополнительная связь с верой и историей их предков, близость к природе - источнику их силы. Так что пока в нарядах Сансы доминируют северные / природные мотивы, они символизируют её близость к семье и предкам, она находится под их защитой.



Это также объясняет, почему в начале истории в образах Сансы доминируют растительные мотивы: в дополнение к очевидному символизму "цветок = женственность, хрупкость, нежность" прибавляется связь с предками Старков и с природой. Так, помимо вышивки, цветы и листья в начале истории часто появляются в отделке платьев Сансы, как, например, на платье, надетом на торжество в честь приезда королевской семьи в дом Старков.



Это нарядоное платье Сансы с обильной отделкой, по линии ворота, , имитирующей листья, не случайно выглядит несколько неуклюжим и нелепым, особенно по сравнению с роскошными нарядами королевы Серсеи. Художники по костюмам стремятся показать здесь, что, в отличие от королевских нарядов, над которыми трудились лучшие мастера королевства, Санса сама шьет свои платья. Плюс, форма ворота имитирует один из нарядов её матери, показывая, что героиня пока что крепко привязыванает к своей семье, она одна из Старков, находится под нежной защитой своего клана.


*А еще здесь можно увидеть почти детскую попытку Сансы произвести впечатление на королеву, которая кажется девочке образцом утонченности и красоты, а также на принца. И как многие юные и пока не искушенные в вопросах стиля особы, Санса действует по принципу "я надену все лучшее сразу", т.е., чем больше (украшений/деталей), тем лучше и красиве. Плюс, это первый раз, когда мы видим героиню не в голубой, а припыленно-розовой гамме, что не случайно, но об этом чуть позже, так что keep it mind...

В начале истории нежно-голубые тона превалируют в образах Сансы, фактически это её цвет, в первую очередь символизирующий её юность, невинность, мечтательность. Кроме того, голубой в нарядах Сансы обозначает её близость к матери - леди Кейтлин Старк, которая по рождению принадлежит к клану Талли, ассоциирующим себя с водной стихией, и следовательно использующему "водные" цвета в качестве отличительных цветов своего клана.

Наконец, светло-голубой - цвет льда и снега, и Санса Страк в голубых нарядах - наследная северная принцесса. Поэтому, сопровождать своего отца в путешествии в столицу Семи Королевств героиня отправляется в новом платье...тоже светлого-голубого цвета.



Этот наряд более изысканный, чем её домашние платья, но все еще в типичном для северянок-Старков стиле: платье сшито из домотканного плотного полотна, и украшено цветами, обозначающий Сансу как романтичную леди и одновременно связывающий её с природой и верой предков.

Но вместе с этим у нового платья Сансы широкие рукава - новая для её образа деталь, символизируя её новый героини. Так, в замке Старков Санса носила платья с простым узкими рукавом, более практичным, позволяющим ей шить и выполнять другую женскую работу, как предписывала традиция её семьи. Теперь же она едет в столицу в качестве невесты принца, будущего короля. И следовательно, её ожидает более роскошная жизнь, где нет места домашней работе.



И еще один интересный момент следует отметить в контексе этого наряда. В сценах с принцем, ставшим её женихом, мы можно увидеть, как костюмы предсказывают (увы, безрадостное для Сансы) будущее отношений этих героев.



В то время как девушка одета в нежно-голубой, символизирующий её романтичность и хрупкость, её нареченный одет к кожаные латы оттенка запекшейся крови - цвет, не только символизирующий его истинную принадлежность к клану Ланнистеров (красный - их клановый цвет), но также и его садистские снаклонности, кровожадность и будущие издевательства над нынешней юной невестой.

Стиль Сансы начинает меняться с её прибытием в столицу. *Что не отличает её от многих современных девушкек и молодых женщин, для которых переезд в новую страну, где они сталкиваются с новой культурой и её отражением в местном стиле, оказывается новым толчком к поиску себя и своего стиля уже в новой действительности, с целью хотя бы частично вписаться. Точно также Санса стремиться стать своей среди столичных благродных дам, вписаться в свое новое окружение и быть привлекательной в глазах принца и королевы.

Первыми перемены претерпевают прическа Сансы, а также цветовая гамма ее нарядов. Так, на королевском рыцарском турнире героиня появляется уже не с распущенными волосами и не с косами, как было принято в доме Старков Теперь её прическа имитирует прически столиче в свою очередь имитируют прически самой королевы.



Правда, на данном этапе прическа Сансы еще гибрид северного и южного стиля.




слева - "северный" вариант прически Сансы (более естиественный, природный),
справа - в прическе Сансы появляются столичные мотивы
Платье Сансы, в котором она появляется на турнире, как и прическа, оказывается "стильным гибридом", на границе севера и юга. Здесь все еще сохранился принятый на севере силуэт, украшенная цветами горловина, но вместе с этим платье уже не голубого, а розового цвета (почему - читайте далее). Плюс, более изысканной и дорогой выглядит ткань, шире становятся рукава, отмечающие высокий статус и некоторое сходство с платьями королевы Серсеи.



И все-таки платье девичье, нежное, романтичное, обозначающее Сансу как все ту же наивную юную девочку, мечтающую о союзе с принцем. И таким образом этот наряд обозначает Сансу как самую мягкую, податливую и слабую из всех Старков, что мы и наблюдаем в череде следующих сцен, когда судьба перестает быть к благосклонной к героине - её отец оказывается под стражей, она оказывается без защиты и поддержки и отправляется просить о помощи королеву...в этом же нежном платье:






В этой сцене костюмы без слов описывают нам динамику между двумя героинями. Так, Санса с распущенными волосами, на фоне которых растительные/природные мотивы платья страновятся еще более заметны. Её образ отчетливо говорит, что для королевы она - одна из Старков, даже если сменила цвет своей одежды на столичный.

Напротив Сансы королева Серсея, чьи волосы тоже распущены, а не собраны в высокую прическу. Это визуально как бы объединяет героинь, [ложно] транслирует Сансе "я на твоей стороне, делай, как я тебе скажу, доверяй мне”. Однак вместе с этим королева в темном платье из тяжелой материи - она в положении силы и на темной стороне. Плюс, принт её платья напоминает ядовидых существ - клубки змей / медуз, символизируя, на на фоне невинной и наивной (как бутон цветка) Сансы королева хитра и манипулятивна.

Оставшись без защиты отца, Санса полностью лишается какой либо силы, о чем свидетельствует её сильно изменившийся образ в последующих сценах. Находясь в нескольких метрах от своего отца, она не может ничего сделать, чтобы отметить его казнь, она как невидимка, которую никто не слышит. Не случайно в этот момент на Сансе бледное, как будто выцветшее платье, "платье без цвета":



Как неслучайно и то, что ни прическа, ни платье уже не имеет никаких упоминаний о северном стиле, связывающим Сансу с её семьей, со Старками. Лишившись отца, Санса - пленница королевской семьи, лишенная собственной воли.



*обратите еще внимание, что во всех этих сценах на шее Сансы медальон с изображением льва, подаренный ей женихом-принцем, и символизирующий здесь власть клана Ланнистеров над ней
Впоследствии мы еще увидим Сансу в этом платье, которое можно окрестить “платьем слабости” - художники по костюмам будут одевать в него героиню в моменты, когда она будет наиболее бессильной и беззащитной.



Точно такой же прием мы уже видели в контексте к оролевы Серсеи и её собственного “платья слабости”, расшитого птицами. В случае Сансы художники выбрали другой мотив - стрекозы, хрупкого существа с прозрачными крыльями, которое легко сломать одним неловким движением.






Стрекоза украшает также и шею Сансы в виде изящного кулона. Этот кулон время сменяет медальон со львом, символом клана Ланнистеров, подаренном ей принцем, что должно было символизировать их союз, но на самом деле превратилось в клеймо власти правящего клана. Не удивительно, что Санса скоро перестает носить его, возвращаясь к своей стрекозе и к мотиву крылатых существ в общем - в её украшениях и аксессуарах присутствуют также бабочки или их крылья.






Выбор этих хрупких крылатых насекомых в качестве символа Сансы - очень интересное решение художников по костюмам. Эти существа - сочетание красоты и хрупкости, как сама героиня. Но кроме того они могут служить  предсказанием грядущих метаморфоз, ведь перед превращением в бабочку, та должна на какое-то время спрятаться в кокон.

И действительно, оказавшись пленницей в столице, Санса меняет свой стиль. Сначала перемены продиктованы её положением узницы, стремящейся выжить. Пытаясь сохранить собственную жизнь, Санса не пытается бунтовать, открыто выражать свой протест и лишкий раз напоминать всем, что она из семейства Старков, объявленных врагами короны. В связи с этим она одевается, чтобы максимально вписаться в окружение, полностью имитирую столичный стиль.




Заметьте, что героиня больше не носит на людях голубой цвет, заменив его на розовый, в чем можно увидеть определенную символичность. Если задуматься, розовый - более бледная версия красного цвета. Красный - цвет правящего клана Ланнистеров, в чьей власти оказалась Санса.


И одевая Сансу в розовый, Ланнистеры как будто дополнительно подчиняют её себе. Красный цвет не для неё, т.к. королевская семья не видит в ней ровню, но видит подчиненную себе, поэтому для неё выбран более бледная, “ослабленная” производная - розовый.



и да, между образами Сансы и Серсеи есть неслучайное сходство,
т.к. хочет того королева или нет, но их положение схоже больше, чем может показаться на первый взгляд
(обеим приписаны традиционные женские роли, обе де-факто лишены власти и воли)
Однако в скором времени Санса переходит от легких шелковых платьев благородных дам к более закрытым нарядам из все еще роскошных, но значительно более плотных тканей. Одежда становится её защитой от внешнего мира (г де-то мы уже этот прием встречали...), её коконом.

Плюс, от слабого розового Санса переходит в лиловую цветовую гамму. И может этот пассаж прозвучит как over-analysing, не удержусь и добавлю, что это может быть продуманным решением. Так, вернуться к северному голубому - было бы слишком откровенным протестом, поэтому она обращается к фиолетовому - розовому, разбавленному синим.

Итак, наша героиня как будто “окукливается”, и теперь её состояние передают принты и отделка платьев. Во-первых, мы видим её в платье, расшитом крупными листьями, как будто опавшими с дерева - как противовес весенним цветам её ранних “северных” нарядов - на севере Санса была мечтательной и свободной, теперь её мечты опадают, как осенние листья, пока она увядает в неволе.



Короткий период облегчения случается, когда её помолвка с принцем разорвана и Санса обещана в жены одному из представителей благородной семьи, верной короне. Молодой человек симпатичен и учтив и не важно, что предпочитает другое направление, что возрождает надежды Сансы на благополучный исход. Так что принты её платьев снова становятся более романтичными, отражая мечтательное настроение и легкую новую влюбленность.



И с появлением надежды и новых знакомых при дворе, называющих себя её друзьями, Санса чувствует, как к ней возвращаются (пусть ненадолго) контроль ситуации и сила, что и символизирует следующее платье.





Все еще закрытое, все еще аллегоричный кокон, но теперь его покрывает принт, похожий на чешую, что одновременно приближает Сансу к ее матери (рыбы и водная символика характерны для клана Талли, из которого происходит Кейтлин Старк) - первый своеобразный протест против власти Ланнистеров. Также этот принт похож на кольчугу, символизируя временное чувство защищенности которое чувствует Санса вблизи своих новых друзей/сочувствующих.

Однако это длится недолго, т.к. королевская семья принимает судьбоносное для Сансы решение - её выдают замуж за одного из членов клана Ланнистеров, причем, в глазах Сансы самого непривлекательного, полностью руша её романтичные мечты о доле сказочной принцессы. И роскошный свадебный образ Сансы, несмотря на его объективную красоту, подчеркивает в первую очередь её побежденность.



Наряд в золотых и алых тонах богато украшен вышивкой, где доминирующим мотивом является изображение льва - герольдического символа ныне правящего клана.



В этом образе не осталось ничего от стиля Старков, лев покорил волка, Ланнистеры покорили Сансу. Удастся ли её выбраться ищ-под власти львиной лапы и как это отразится на её костюмах- на это мы посмотрим в следующем разборе.

В контексте типажа и стиля

Создание впечатления романтичности, ранимости, видимой беспомощности - было одной из основных задач, которые встали перед художниками по костюмам при создании образов Сансы. И сделать это было нужно с учетом типажа актрисы Софи Тернер, воплощающей Сансу на экране. Задача не из простых, т.к. Санса-Софи отличается не только рослостью (что менее заметно в первой части сериала, но становится очевидным в последующих сезонах), то также физической крепостью, которая транслирует физическую выносливость, силу.

В таком случае идти простым путем, одевая героиню в откровенно хрупкие / тонкие / воздушные материалы (шифон, кружево и т.д.) скорее всего оказалось бы как минимум проблематичтым. При крепкой атлетичной фигуре подобные ткани способны создавать невыгодный визуальный контраст - на их фоне актиса выглядела бы еще более крепкой и костистой.




Поэтому решение вместо этого одевать Софи-Сансу в плотные материалы, но окрашенные при этом в мягкие цвета, лучше справляется с задачей. Особенно если наряд не облегающий, что также позволяет фигуре казаться более тонкой / хрупкой.



Отмечу, что "кружевной вариант" может сработать для такой внешности, но при условии, что кружево будет не прозрачным /будет присутствововать подкладка / эффект многослойности / фактурности, чтобы наряд не казался откровенно воздушным:





Тоже самое касается и цветочных мотивов. Символизирующие традиционную фемминость, при крепкой внешности цветочный принт следует подбирать осторожно, чтобы, опять же, не создать нежелательный контраст. В костюмах Сансы мы видим это в переходе от нежных мелких цветов в первом сезоне (когда актриса еще не подросла) к более крупным и фактурным растительным рисункам в последующих сезонах:




*Плюс, эффект полного отсутствия макияжа или естественный легкий макияж помогают слелать образ визуально более нежным, хрупким. Как показывают примеры выше, макияж делает лицо актрисы более ярким и динамичным, что в сочетании с крепкой фигурой полностью уводит образ от идеи податливости, ломкости, хрупкости.

Современные образы Софи Тернер дополнительно подчеркивают, что при ее типаже более выгодным является стиль активной [не слабой] женственности и традиционные феминные символы требуют соответствующих адаптаций. Так, если использовать цветочный принт, то более активный, что также гармонирует с её колоритом.



Плюс, удачным для подобного телосложения оказывается более структурированный, четкий силуэт, а не летящий и не имеющий четкой формы. И следуя этому, легко предположить, что подойдут для такого типажа и геометрические принты, правда, полностью уводящие образ от идеи слабости и традиционной феминности:




Это, натолкнуло меня на мысль, что подобная внешность позволяет балансировать два посыла - традиционной женственности и атлетичной/энергичной/активной. Так, платье в цветочный принт будет удачным, если будет иметь четкий силуэт и активную цветовую гамму. А при активном геометрическом притне можно поробовать эксперимент с более легкой тканью:








На этом сегодня у меня сегодня все, за сим пока что прощаюсь. А если это понравилось, то ждите следующих "игрищ" уже в следующий понедельник ;)

мода, типажи, кино-образие, tv-lishious, костюмы, ИграПрестолов, стиль

Previous post Next post
Up