Архетипичный стиль "Чародеев"

Jan 06, 2021 13:08


На днях мне на экран неожиданно попали «Чародеи». Фильму больше тридцати лет, так что костюмы, естествено, устаревшие, но… все ещё «говорящие».

И хотя в современном виде теория о 12-ти архетипах появится только в 91-м, образы главных героев [как и положено сказке] тем не менее, отлично соответствуют. Анализировать их интересно и сегодня. Так что поехали!





Самый простой и понятный (и с точки зрения стиля) персонаж - конечно Иван(ушка). Романтичный молодой человек и архетипичный «Невинный».





Внешность молодого Абдулова мягкая и фактурная: черты лица крупные и округлые, волосы мягкие и даже фамилия у героя «мягкая» - Пухов. Все складывается в образ романтического героя.

Иван не чародей, а «простой советский человек» (т.е. ещё и архетипичный «Славного малого»). Так что одевали соответственно: серое пальто (не совсем по размеру - рукава явно коротковаты) и простой шарф, шапка-ушанка (кстати, из гардероба самого художника В.Соковнина).



Иван - сугубо положительный персонаж, поэтому его основной цвет - светлый, белый. В молочной водолазке он проводит почти весь фильм, под конец меняя её на костюм-тройку белого цвета.



Бытует мнение, что знаменитый белый костюм вдохновлен образом Джона Траволты в «Лихорадке в субботу вечером».



совпадение или нет, зато у нас есть возможность посмотреть, как один и тот же костюм совершенно по-разному выглядит на людях разной внешности и создает совершенно разное впечатление.
Однако со слов самого Соковнина (главного художника по костюмам), тогда он и понятия не имел, кто такой Джон Траволта. Белый костюм Ивана должен сочетаться с белым же платьем главной героини - потому что оба они молодые, светлые и положительные персонажи.



Однако Алена(ушка), главная героиня, далеко не так просто и наивна. И по сюжету её предстоит быть не только «пушистой и мягкой», но и настоящей ведьмой. Поэтому и актриса нужна была не милая и нежная, а именно со «стервозиной».



Имидж Аленушки тоже переживает революцию. Вначале мы видим её светлую сторону: с длинной [сказочной] косой, в белой шубке и светлом и мягком джемпере.



Художник по костюмам рассказывал, что на этом этапе нужно было подчеркнуть, что Алена - не модница (а все так же «просткая советская девушка», aka "Славный малый"). Поэтому не носит сложных причесок, а по улицам ходит в валенках.

Зато с момента превращения в ведьму, как и положено интерес героини к моде и своему внешнеми виду существенно поднимается.

Из нежной и милой (пересечение архетипичной «Невинной» и «Славного малого») Алена превращается в карьеристку, которая использует женский шарм для достижения целей. Меняется прическа, исчезает коса, макияж становится ярче и тяжелее прежнего.



А вот наряды меняются не кардинально, но в них появляется тот элемент, который подчеркивает, что героине важно, как она выглядит и какое впечатление прозиводит. Например, валенки заменяют более изящный сапоки. А белую шубу дополняет такой же головной убор, так что образ получается величественный, роскошный.



В гардеробе новой Аленушки появляются и модный бежевый комбинезон и необыкновенное и символичное алое платье.



И с точки зрения теории архетипов Аленушка уверенным шагом перемещается от «Невинной» к «Любовнице». Ну а затем, как и положено в сказках, превращается обратно (хотя жаль немного красное платье - сшитое специально для фильма и окрашенное по особой технике вручную):



Единственный образ, который оставил вопросы лично у меня, следующий:



Главный художник по костюмам в своем интервью сказал, что кардиган взяли из гардероба его жены, тоже занятой на съемках. Однако смысл этой вещи и образа в целом...  Алена здесь полноценная ведьма и может быть, вязаный кардиган должен напоминать наряд Бабы-Яги своей фактурой? А вместе  с «пионерским» нарядом, получается советская версия? ;)



В комментариях принимаю ваши версии на тему!

Еще один женский персонаж - всемогущая Шемаханская. Главная колдунья по сюжету, однако это архетипичный «Эксперт», который анализирует и критично оценивают любую ситуацию. И имеет соответствующий имидж.



И если вы заметили сходство с товарищем Калугиной «Служебного романа», то не случайно.



Единственный «магический» элемент в образе Шемаханской - её густо подведенные черным глаза, по замыслу художников, выдающие страстную натуру.



А я еще отмечу игривую белую ленточку -модный тогда элемент, заменяющий мужской галстук.



Сухую и жесткую женщину в строгих костюмах уравновешивает влюбленный в неё мягкий мужчина.



Именно таким делают героя Киврина его округлые черты лица, округлая же форма очков и мягкий пиджак из бархата. Такой же «бархатный» он обычно и в своих манерах - мягкий, обходительный, вежливый. В таком облике это архетипичный «Опекун / Заботливый».



Не только Киврин носит в «Чародеях» бархатный пиджак. Но совершенно другая внешность и стиль производят совершенно иное впечатление.



Но по порядку. Аполлон Сатанеев (Гафт) по типажу - больше всех остальных «Маг», в чьем облике точно есть и сумрачность, и интенсивность.



Но по сюжету это человек бюрократ, офисный интриган и конъюнктурщик. Поэтому его «магический» облик балансирует деловой костюм, в котором он должен как бы выглядеть профессионально и офисно (классическая «форма» «Экспертов»).



А вот переодевание в то, что сам Сатанеев считает нарядом молодого героя-любовника  дает обратный эффект - актер становится похожим на конферансье и вид у него несколько шутовской. Причина в цветовом решении и общей стилистике: бархатный вечерний пиджак с розовыми широкими лацканами, а также с сочетанием вещи и внешности, особенно когда образ дополняют усы и парик, делающие образ sleazy.



И наконец, подходим к лучшей и любимой всеми парочке - Брыль + Ковров (только мне напоминающих комедийную версию Коровьева и Кота Бегемота?).



Простой и забавный Брыль в рабочем кобинезоне - несомненный «Славный малый». А вот подтянутый трудоголик Ковров в своем черной водолазке выглядит как Стив Джобс одновременно просто и стильно.



И если добавить к этому его «потрепанную» дубленку, получим воплощение «Искателя» в лучшем виде (и без стиля сафари ;)).



И хотя, с одной стороны, это очень разные по характеру персонажи...  В одном из кадров одежда выдает, что они - настоящая одна команда! Смотрите, как их объединяет «клеточный» принт, у каждого свой при этом.



На этом сегодня у меня все, но... впереди продолжение и новые разборы костюмов и образов [советских!] новогодних фильмов. Так что не переключайтесь ;)

Ну а для всех, кто хочет по-настоящему разобраться в теории 12-ти архетипов, я запускаю 3-й поток моего авторского онлайн-курса «ПАРАД АРХЕТИПОВ»!

Курс стартует 15-го января и будет состоять из 4х полноценных вебинаров.

Здесь мы не только разберем теорию и «матчасть», но и детально проанализируем каждый из 12-ти архетипов. В том числе, их влияние на вопрос имиджа и стиля.

Будет интересно, полезно и эффективно. Впрочем, как всегда на моих вебинарах )

Больше подробностей и запись - на странице курса ЗДЕСЬ.

До встречи!

заряд&стиль, кино-образие, типаж внешности, костюмы в кино, кино, архетипы, стиль, вебинар по стилю

Previous post Next post
Up