Электроснабжение метрополитенов

Jun 25, 2013 23:40




(фото метропоезда by docent)

Удивительное-рядом. Каждый день катаешься на метро, и сложно даже вообразить, насколько оно больше внутри, какой айсберг зарыт в глубине, закрытый от постороннего взора.
Если я скажу, что на каждой тяговой подстанции установлен и успешно работает плазменный двигатель 200-мегаваттного класса (и не один, а по крайней мере два и еще пара десятков поменьше), то не сильно попру против истины. Только называют его по-научному "Быстродействующий выключатель с дугогасительной камерой магнитного дутья", чтобы никто не догадался, не иначе!
Один-единственный поезд метро при разгоне потребляет около 4.5 МВт мощности (ток через контактный рельс более 5000 ампер), а одна подстанция может снабжать сразу два поезда, итого 9 МВт. Если внезапно случится короткое замыкание, может пойти ток еще раз в 10 выше, и нужно его быстро разомкнуть. Тут-то и начинаются проблемы. Как только контакты выключателя разъединяются, между ними возникает электрическая дуга, и даже когда контакты отойдут на почтительное расстояние, затухать она вовсе не желает - ионизированный воздух имеет чрезвычайно низкое сопротивление, подкачка мощности - еще какая! Что ж ей гаснуть? Конечно, конвекцией дугу относит вверх, но процесс этот неспешный, пока она поднимется, защищать уже будет нечего. Поэтому нужен был какой-то способ эту дугу поскорее "сбить".


Метод потрясающий: весь ток проходит через несколько витков катушки с сердечником, создающей магнитное поле, перпендикулярное направлению электрической дуги. За счет силы Ампера дуга выталкивается вверх, где она вынуждена идти по более длинному пути, через керамические пластины, быстро забирающие с нее тепло. Всего 20мс уходит, чтобы дуга прошла расстояние примерно в человеческий рост и, наконец, исчезла.


Ровно по такому принципу работают и плазменные движки космического назначения, разве что мощности там пока совсем скромные.

P.S. Видео, как на обычной, наземной трансформаторной подстанции размыкают цепь 500кВ:
UPD. Этот выключатель не должен был размыкаться под нагрузкой, не его это дело. Видать, основной, быстродействующий, не сработал. Сработай он, нечего было бы выкладывать на youtube)

image Click to view


Об этом и многом другом читайте в только что отсканированной книжке "Электроснабжение метрополитенов". Как обычно, торрент и яндекс.диск
[Оригинальная обложка книги]


странные девайсы, электроснабжение метрополитенов, ЖД, Книги, красивые решения

Previous post Next post
Up