Похвала и наказание как действия - это поддержание двойственности.
Напротив, выражения типа "я рад" или "я огорчен" двойственность не создают; я не навязываю свое мнение, а приглашаю себя слушать, тем самым усиливая тонкое взаимодействие-связь между нами (выражения "ты молодец" или "ты поступил плохо" сильно давят и эту связь уничтожают, а отношения грубеют); и еще такой тонкий момент - говоря так, я утверждаю, не спорю, не протестую, не критикую, а - утверждаю. Очень мощная штука - утверждать. Утверждать - прославлять саму Жизнь. А если это делать любя и/или радостно, то это.. то, к чему есть смысл стремиться))
Полагаю, с детьми - аналогично: важнее установить тонкую связь-отношения, чувственность ребенка к другому, чем высказать правоту (когда ребенок станет старше/сильнее, это обернется боком, да и просто - это давление/грубость). Если ситуация - из ряда вон, то естественно как-то эмоционально проявиться, но это не должно стать нормой: для ребенка сама эмоциональность является индикатором, а не содержание реплики. Т.е. не быть всю дорогу эмоциональным, иначе - сбой в понимании ребенка. При этом, как-то надо чадо подготовить к коммуникации со внешним миром, дабы подготовить ко всяким разным проявлениям отдельных индивидуумов.
Это довольно тонкие штуки, нужно зреть )) Но - вот такой вот проруб. Всем привет! ))