Теория вселенского чудотворения

Mar 27, 2013 00:36

От y-d-dargye
(Владимир Вишняков)

"Теургия (древнегреческое θεουργία, из θεός «бог, божество» + ὄργια «обряд, священнодействие, жертвоприношение») - «богоделание», «магическое искусство» достижения богоподобного состояния, совершаемое посредством призывания (инвокации) или личного воздействия (эвокации) на одного или нескольких Богов. Цель теургии - воссоединение с Божественным, достижение Гнозиса и возвышение теурга. Также, теургия - это «искусство» воздействовать на божества, духов, демонов при помощи определённых ритуалов"

«Что такое теургия? Это - работа богов, а также вся человеческая деятельность, направленная на получение божественной помощи. От теологии, науки об именах и природе богов, теургия отличается своим действенным, практическим характером: она - реальный опыт единения с богами; и она - все, что служит такому единению» (Лосев А.Ф., История античной эстетики. Том VII)
Божественное сияние (ellampsis)

Основой теургии является, по Ямвлиху, всеприсутствие божественного в космосе. Сияние (ellampsis) божественного света неограниченно и самопроизвольно изливается повсюду. По этой причине в космосе нет такой вещи, которая была бы лишена присутствия Бога и не могла бы использоваться в теургии. Боги дарят пророчества, а совершаемые теургом действия и применяемые предметы (materia magica) лишь вмещают этот дар и благословение. Ямвлих считал, что теургия - это заповеданное Богами совершенное жреческое служение, происходившее, прежде всего, у так называемых священных народов - египтян и ассирийцев (халдеев). Она является подражанием Богам, и в своей главной работе, "О Египетских Мистериях", он охарактеризовал теургические ритуалы как "ритуализированную космогонию", которая наделяет воплощенные души Божественной ответственностью создания и сохранения космоса.

По Ямвлиху, сущность (ousia) вещи является источником способности (dynamis), которая реализуется в действии (energeia). Обитатели разных уровней бытия распознаются именно по отличию своих энергий. Люди обладают врожденным знанием о Богах - вернее, это даже не знание (потому что у него нет противоположности), а изначальное соприкосновение, - и задача теургии состоит в том, чтобы раскрыть это знание как деятельный принцип (энергию). Поэтому Ямвлих рассматривал теургию как «обращение к самим себе» и как форму самопознания. Необходимо также заметить, Ямвлих считал, что соединение с божественным происходит на уровне энергии, а не сущности - поскольку энергии не образуют сущности, но могут указывать на них. По Ямвлиху совершенный теург не образует одну ипостась с вдохновляющим его божеством, поскольку это означало бы единосущие (homoousion). В этом он расходился со взглядами своего учителя Порфирия.

Теургические действия не затрагивают (не аффицируют - т.е. не принуждают) высших Богов, а имеющаяся в некоторых случаях страстность действия объясняется особенностями и многообразием человеческого существования и материального мира. Страстный характер обрядов объясняется страстностью обращающегося. Боги «бесстрастны и невозмутимы, хотя и снизошли к изменчивому и претерпевающему миру», а каждая вещь, причастная Богам, «восприемлет от них частицу по-разному: одно - как свойственно эфиру, другое - как свойственно воздуху, третье - как свойственно воде». Посредническую функцию выполняют даймоны (демоны): они высвечивают «неизреченное в Нем (в Божественном Начале), как то, что можно высказать, и невидимое - в виде образов, и то в нем, что превыше всякого смысла, сводит к ясным смыслам». Но более совершенный теург не нуждается в таком посредничестве - достигнув ангельского чина, он общается с Богами непосредственно.
Ямвлих считал, что инициатива принадлежит Богам. Восхождение человека - в руках Богов, без божественной помощи человеческая мысль всегда остается вне постигаемого ею предмета. Только Боги способны перенести человека через непереходимый барьер, присоединить его к себе, обожествить его. Своими собственными усилиями человек погубит себя, если приступит к теургии без нравственной и интеллектуальной подготовки. Нужно всячески молить Богов о помощи.

Учение Ямвлиха о теургической молитве

По Ямвлиху, божественные имена выражают природу богов, и установлены не по человеческому произволу. Непонятность имен «варварских» богов является проявлением их человеколюбия - и служит укрытием или «завесой» их сверхъестественной духовной силы и смысла. Повторение божественных имен (синфем) само по себе является возвышающим и очищающим действием, - оно способно «зажечь мыслительный факел» и «озарить сердце сиянием мудрости».

Подобно именам, молитва также пробуждает божественное в человеке. На высшей ступени молитвенной практики Бог соединяется с божественным внутри человека. Кроме того, молитва придает совершенство жертвоприношению и трем теургическим добродетелям (вера, надежда, любовь), а также создает «нерасторжимую теургическую общность с богами».

Ямвлих выделяет три вида молитвы:

1) собирающий (узнавание и соприкосновение с божественным);

2) связующий (образующий общность умов теурга и богов, «ниспосылающий дары прежде речей» - потому что божественные энергии излучаются быстрее, чем ум); и

3) неизреченное единение (обретение совершенного единения, покоя и власти).

Плодами молитвы являются осияние, успех в обычных делах и наполненность души огнем.
Согласно Ямвлиху, Боги способны слышать молитвы, поскольку Они (как первые причины) «схватывают все, что под ними» - то есть они «охватывают в себе актуализации слов благих людей, и в особенности тех из них, кто посредством священного служения утверждается в богах и соединяется с ними. Ведь тогда само божественное без [человеческого] искусства соединяется с самим собой и участвует в мыслях, выражаемых молитвами, не как иное в ином»

* Оригинальные заметки здесь и здесь

(Снимок с телескопа Хаббл)

Содержание

Владимир Вишняков, неоплатонизм, теургия

Previous post Next post
Up