От
y-d-dargye(Владимир Вишняков)
26 апреля родился австрийский один из самых ярких мыслителей XX века Людвиг Витгенштейн
(нем. Ludwig Josef Johann Wittgenstein; 26 апреля 1889, Вена - 29 апреля 1951, Кембридж)
1. "Верить в Бога значит понимать вопрос о смысле жизни. Верить в Бога значит видеть, что факты этого мира еще не конец всех вещей. Верить в Бога значит видеть, что жизнь имеет смысл". (Витгенштейн, цит. по: Arthur Allen Cohen and Paul Mendes-Flohr, Contemporary Jewish Religious Thought, New York, Free Press, 1988, 567).
2. В определенный период жизни Витгенштейн начинал каждый день с молитвы Господней. По поводу этой молитвы он однажды сказал своему другу Морису Друри:
"Это самая поразительная молитва из всех. Больше такой молитвы не сочинил никто и никогда Но имейте в виду, что христианство не предполагает большого разнообразия молитв; напротив, нам заповедано как раз противоположное. Если мы, вы и я, хотим жить религиозной жизнью, это не значит, что мы должны много говорить о религии; это значит, что наша жизнь должна определенным образом измениться". (Витгенштейн, цит. по: Ludwig Wittgenstein: Personal Recollections, editor - Rush Rhees, Oxford, Basil Blackwell, 1981, 109).
3. Из дневников Витгенштейна времен Первой мировой войны (на которую он пошел добровольцем) видно, что он часто молился - не о спасении от смерти, но о том, чтобы встретить ее без паники, не утратив самообладания:
"Как я поведу себя, если дойдет до стрельбы. Я не боюсь быть убитым, но боюсь не исполнить свой долг. Боже, дай мне силы! Аминь! Если же мой срок настал, дай мне хорошую смерть, смерть в полном сознании. Не дай мне потерять себя! Дай мне возможность остаться достойным человеком, встречая смерть лицом к лицу. Пусть Дух просветит меня". (Витгенштейн, цит. по: Norman Malcolm, Wittgenstein: A Religious Point of View?, London, Routledge, 1993, 8-9)
4. Витгенштейн говорил Друри:
"Я уверен, что только стараясь помогать другим, человек в конце концов находит путь к Богу" (Витгенштейн, цит. по: Norman Malcolm, Wittgenstein: A Religious Point of View?, London, Routledge, 1993, 20).
5. В 1929 году Витгенштейн писал:
"Если что-то хорошо, значит, это свыше. К этому странным образом сводится вся мой этика. Только сверхъестественное может стать выражением Сверхъестественного. (Витгенштейн, цит. по: Norman Malcolm, Wittgenstein: A Religious Point of View?, London, Routledge, 1993, 20).
6. Вот сравнение Евангелий с посланиями Павла:
"На водах прозрачного ручья, который тихо течет через Евангелия, в посланиях Павла словно бы появляется пена. По крайней мере, так кажется мне. Возможно, я вижу эту муть из-за собственной нечистоты; вполне возможно, что эта грязь способна замутить чистую воду? И все же я словно бы вижу здесь человеческие страсти, нечто вроде гнева или гордыни, несообразное кротости Евангелий. Как будто во главу угла ставится его собственная персона, причем словно в религиозном действе, что чуждо Евангелию.
В Евангелиях - так мне кажется - все менее претенциозно, все смиреннее и проще. Там - хижины, у Павла - храм. Там все люди равны и Сам Бог - Человек; у Павла уже некое подобие иерархии; почести и должности. Я это словно бы носом чую". (Витгенштейн, цит. по: Norman Malcolm, Wittgenstein: A Religious Point of View?, London, Routledge, 1993, 16).
7. "ВИТГЕНШТЕЙН: Друри, какое ваше любимое Евангелие?
ДРУРИ: Никогда об этом не задумывался.
ВИТГЕНШТЕЙН: У меня - от Матфея. В нем, на мой взгляд, есть всё. А вот четвертого Евангелия я не понимаю. Когда я читаю все эти длинные речи, мне кажется, что говорит кто-то другой, не тот, кто в синоптических Евангелиях. Единственный эпизод в нем, который напоминает мне об остальных Евангелиях, - это история женщины, уличенной в прелюбодеянии.
…Одно время мне казалось, что послания Павла - это другая религия, не такая, как в Евангелиях. Но теперь я ясно вижу, что ошибался. В Евангелиях и в Посланиях одна и та же религия". (Витгенштейн, цит. по: Ludwig Wittgenstein: Personal Recollections, editor - Rush Rhees, Oxford, Basil Blackwell, 1981, 177-178).
8. "Христианство - религия только для тех, кто нуждается в бесконечной помощи, то есть для тех, кто испытывает бесконечную нужду. Вся планета не может страдать сильнее, чем одна-единственная душа. Христианская вера, как я ее понимаю, - прибежище, в котором можно укрыться от этого величайшего из страданий.
Тот, кому дано посреди муки открыть, а не закрыть свое сердце, принимает сердцем средство спасения". (Витгенштейн, цит. по: Norman Malcolm, Wittgenstein: A Religious Point of View?, London, Routledge, 1993, 17).
9. "Христианство - единственный надежный путь к счастью". (Витгенштейн, цит. по: Monk, 1991, 122).
10. "Христианство - не доктрина, то есть не теория о том, что произошло и произойдет с человеческой душой; это описание реальных событий в человеческой жизни. Ибо "сознание греха" - это реальное событие, равно как и отчаяние, и спасение верой". (Витгенштейн, цит. по: Norman Malcolm, Wittgenstein: A Religious Point of View?, London, Routledge, 1993, 16).
11. "Религиозная вера полностью отлична от суеверия. Одно проистекает из страха и является своего рода лженаукой; вторая по сути своей есть доверие". (Витгенштейн, цит. по: Norman Malcolm, Wittgenstein: A Religious Point of View?, London, Routledge, 1993, 18).
12. Биограф и друг Витгенштейна Норманн Малколм писал:
"Жизнь Витгенштейна в зрелом возрасте была всерьез отмечена религиозными мыслями и чувствами. Я склонен думать, что он был глубоко религиозен, гораздо больше, чем многие люди, по праву считающие себя верующими". (итгенштейн, цит. по: Norman Malcolm, Wittgenstein: A Religious Point of View?, London, Routledge, 1993, 21-22).
13. За два года до смерти Витгенштейн сказал Друри:
"Я получил письмо от старого друга из Австрии, священника. Он пишет: надеюсь, что ваша работа идет хорошо, если на то есть Божья воля. Так вот, это всё, чего я хочу: чтобы на то была Божья воля.
Бах написал на титульной странице своей "Органной книжечки": "Во славу Всевышнего Бога и ради блага ближнего моего". Вот это и я хотел бы сказать о своей работе". (Витгенштейн, цит. по: Ludwig Wittgenstein: Personal Recollections, editor - Rush Rhees, Oxford, Basil Blackwell, 1981, 181-182).
Источник *
Оригинальный пост Содержание