От
barucaba(
Наталья Колесникова)
Шпор был одним из выдающихся виртуозов XIX столетия. Его игра отличалась не только совершенным мастерством, но и глубокой содержательностью. И тут он шел своим курсом, не склоняясь перед авторитетами, будь то даже сам Паганини.
Людвиг Шпор родился 5 апреля 1784 года в семье врача. Отец страстно любил музыку и хорошо играл на флейте, а мать - на клавесине. Людвиг поступил на службу в оркестр герцога Брауншвейгского. Когда ему исполнилось 15 лет, он уже занимал должность придворного музыканта. Для того чтобы развить технику игры, Шпор занимался по 10 часов в сутки. «Так удалось мне в короткое время достичь такого умения и уверенности в технике, что для меня уже не было ничего трудного в тогда известной концертной музыке».
В 1805 году Шпор поселился в Готе, где ему предложили место концертмейстера оперного оркестра. В 1812 году Шпор с феноменальным успехом выступает в Вене. В столице Австрии ему предложили должность руководителя оркестра в театре «An der Wien». Здесь же Шпор написал одну из своих самых известных опер - «Фауст». В Вене музыкант пробыл до 1816 года. Из Вены Шпор переехал во Франкфурт, где работал капельмейстером в течение двух лет (1816-1817). 1821 год музыкант провел в Дрездене, а в следующем году поселился в Касселе, где занимал должность генерал-мюзикдиректора.
В дальнейшем Шпор совершил ряд длительных концертных поездок: Италия (1816-1817), Лондон, Париж (1820), Голландия (1835). В 1847 году состоялся торжественный вечер, посвященный двадцатипятилетию его работы в Кассельском оркестре. Через пять лет Шпор ушел в отставку, посвятив себя всецело педагогике.
Последние годы его жизни он провел в горделивом одиночестве. Музыканта быстро забыли придворные меломаны. Ко всему в 1857 году он сломал руку и совершенно прекратил выступления. Прекрасный артист, еще недавно находившийся на вершине славы, умер в бедности и полном забвении 22 октября 1859 года. Но объективная история восстановила справедливость, ибо и под сенью великих современников Людвиг Шпор в немалой степени способствовал развитию музыкального искусства, которому служил с рыцарской преданностью.«Шпор был человеком гордым; особенно тяжело переживал, если в чем-то ущемлялось его достоинство художника, - пишет Л.Н. Раабен. - Однажды он был приглашен на концерт ко двору короля Вюртембергского. Такие концерты часто происходили во время карточной игры или придворных пиров. „Вист“ и „хожу с козырей“, стук ножей и вилок служили своеобразным „аккомпанементом“ игре какого-нибудь крупного музыканта. Музыка расценивалась как приятная забава, помогающая пищеварению вельмож. Шпор категорически отказался играть, если не будет создана подобающая обстановка».
Шпор не выносил пренебрежительно-снисходительного отношения знати к людям искусства. С горечью рассказывает он в автобиографии, как часто приходилось даже первоклассным артистам испытывать чувство унижения, выступая перед «аристократической чернью»;.
С именем Шпора связаны некоторые нововведения в области скрипичной игры и дирижирования. Так, он является изобретателем подбородника. Именно Шпору приписывается и применение дирижерской палочки. На Франкенгаузеиском музыкальном празднике в 1810 году музыкант дирижировал палочкой, скатанной из бумаги. Поначалу этот невиданный дотоле способ управления оркестром поверг всех в изумление. Но довольно скоро дирижеры поняли его преимущества. Шпор был и первоклассным педагогом, пользовавшимся европейской известностью. В 1831 году вышла из печати его «Скрипичная школа», которая долгое время верой и правдой служила молодым музыкантам. Характерно, что еще в «Русской музыкальной газете» за 1909 год можно было прочесть, что на этой скрипичной школе учится масса русских скрипачей.
Людвиг Шпор был женат на Доротти Шейдлер, певице театра и дочери музыканта. Она настолько хорошо владела арфой, что считалась лучшей арфисткой Германии. Брак оказался очень счастливым. И сегодня прозвучит одно из красивейших произведений композитора - концертино для скрипки и арфы с оркестром соль мажор:
Click to view
II. Adagio. III. Rondo:
Click to view
Владимир Гентцельт - скрипка, Андрес Измайлов - арфа. Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, дирижёр Владимир Альтшулер.
*
Оригинальный пост Содержание