От
larkin_donkey(Морис Николь, перевод
Андрея Коклина)
Мало пользы от пребывания на нашей исправительной планете, вечно и всем возмущаясь при этом. Возмущение, подобно прочим негативным состояниям, лишь отравляет организм, прививая на здоровое тело негативную психологию. В этом смысле, следует помнить, по крайней мере, о двух вещах. Первое - помните, что ваше бытие притягивает вашу жизнь. Если кратко, то это связано с неким ошибочным образом восприятия вещей. Второе - поскольку Творение всегда исходит от взаимодействия Трёх Сил - Троицы, составленной активной, пассивной и нейтрализующей силами - то в любом действии всегда будет присутствовать пассивная, вторая или сила сопротивления, призванная противостоять вам самой природой вещей. Это не только чья-то чужая вина. И также бесполезной является персонификация Второй Силы в виде Дьявола, etc.
Это те два фактора - один внутренний, другой внешний - которые мы упорно игнорируем. Реально мы и не слушаем, и не слышим. Наше самолюбие глухо. Мы предпочитаем персональное восприятие вещей. Хотя ещё в Институте нам всем твердили о том, что Личность едва ли имеет право на существование, никто тогда так и не осознавал в достаточной мере смысл этого. Как мне кажется, мы даже тогда и не знали, что обладали Личностями, от которых необходимо отделяться. На то, чтобы начать видеть это, уходит много времени. Я не осознавал тогда, что одно из значений этой ремарки в том, что я не должен принимать всё персонально / личностно. Если бы я знал и практиковал "отсутствие возмущения", вместо обычного британского толерантного, утомительного, терпеливого сокрытия моих обид и возмущения, я бы гораздо раньше сумел понять некоторые практические вещи. Вместо этого, скажем, я неизменно брился, в какой бы неудобный час нам ни приходилось вставать, поскольку в любой ситуации, конечно, следует соблюдать приличия. Я не отделял себя от Личности, а наоборот. Это худший из идеалов, поскольку я лишь следовал видимым образам. Или говоря по другому, я следовал собственному себялюбию, не уменьшая его. Более того, в то время я и Работу искал больше из самолюбия, ожидая, что она сделает меня магом, обладающим сверхъестественными способностями.
Сейчас же я говорю не о том, что не следует показывать обиду или негодование, но о практике отсутствия возмущения, что совсем другое дело. Вежливое сокрытие обиды и возмущения не изменяет лежащую в основе любовь к себе. Практика отсутствия возмущения делает это. Работа, со всеми её учениями, идеями и диаграммами, нацелена именно на поиск путей трансформации самолюбия. Любить себя недостаточно, надо полюбить также Работу.
Что же такое есть самолюбие? На что оно похоже? Как действует?
Мы основаны на нём, но в нашей механичности осознать это в действительности трудно. Давайте попытаемся найти подходящие иллюстрации и примерные соответствия в определениях самолюбия. О нём можно сказать, как о принимающем несчётное множество обличий, подобно волку в овечьей шкуре. Само по себе, оно возмущается несправедливостью. Оно ненавидит насмешки других и само не может смеяться над собой. Ему бы хотелось, чтобы каждое событие отражало его заслуги и каждый восхищался им, а если это возможно, то и поклонялся ему. В последнем случае оно маскирует себя в предельной скромности и умеренности. Но если его вдруг ужалит что-то услышанное, голос его становится подобным звукам осы в банке патоки. В основе своей оно практически бесчувственно ко всем, за исключением усиливающих его заслуги. В отношении к ним оно может являть саму любезность, меняющуюся на жестокость при виде критики или совершённой ошибки. Можно быть уверенным, что в любом своём действии самолюбие преследует собственные интересы - как бы вы ни восклицали, что не верите этому. Вся благотворительность, щедрые дары, etc приносят пользу другим, усиливая при этом репутацию дарителя, что и является настоящей целью. Реальный мотив и его видимость - вещи разные. И мы должны уметь видеть их в себе. Один автор говорит о самолюбии следующими словами: "Что ещё может быть более беспокойным в сердце, легче провоцироваться, неистовее приходить в ярость, чем любовь к себе? Так бывает всякий раз, когда она не чествуется соответственно тщеславию в сердце, или когда что-то идёт не в соответствии с её удовольствиями и желаниями".
Никто не может видеть своё самолюбие прямо. Его возможно видеть лишь по результатам. Чувство обиды, возмущение, беспокойство, очень легко провоцируемые или вызываемые сильной яростью, как раз являются результатами, доступными случайному наблюдению. Но мы предпочитаем не видеть их; а точнее видеть их нам не позволяет самолюбие. Ещё раз, все негативные эмоции являются результатом самолюбия, задетого или неудовлетворённого. Как вам известно, все негативные эмоции ведут вниз, к насилию - к доисторическому человеку. Наша цель находится по другую сторону ото всего этого. Далее, некоторая трансформация любви к себе будет означать определённую степень освобождения от насилия, с появлением новой воли, не являющейся самоволием. Воля возникает из того, что мы любим. Себялюбие и своеволие - близнецы. В недавнем комментарии я уже описывал мою встречу с одним человеком новой воли, ушедшим далеко за пределы залива доисторической кости, за пределы насилия. В нём не было возмущения. Его себялюбие трансформировалось - возможно в любовь к Богу (Amour propre в Amor Dei) - или в любовь к ближнему. Хотя в этих сферах вы не можете получить последнего, не достигнув первого. В любом случае, суть в том, что именно в этом фундаменте самолюбия заложена основа всех наших общих несчастий. Это основание есть во всех нас, так что бесполезно смотреть сверху вниз на других, говоря "Слава Богу, во мне нет подобного себялюбия" - поскольку это просто очередные слова самолюбия в нас, в чуть более тонком обличии. Это лицемерное самодовольство ложной добродетельности является ещё одним импульсом Ложной Личности. А вместе себялюбие, своеволие и самодовольство формируют единое безобразное трио. Совсем о другом виде добродетельности говорят нам одновременно и Евангелия, и Работа. Этот вид не имеет ничего общего с лицемерной добродетелью Ложной Личности, её достоинствами, репутацией, внешним представлением и работой на публику - которые являются лишь различными формами любви к себе.
Осознаёте ли вы, что вы можете делать добро, говорить истину, практиковать искренность и вести себя справедливо, но всё это исключительно из любви к себе - всё ради репутации, желания достойно выглядеть, выгоды и почёта - так и оставаясь ничтожеством, не имея за душой ничего хорошего и даже не думая об истине? Но именно поиск путей изменения этого вашего внутреннего содержания и являет собой сущность Работы. Этот сокрытый внутренний человек и являет собой субъект для трансформации, чтобы, когда все ограничивающие его нормы морали, социальные страхи и прочие внешние ограничения будут сняты, он не бросился во все тяжкие, исходящие из его себялюбия.
В определённом смысле, всё воспитание в жизни является, или должно являться, воспитанием себялюбия, одновременно желательным и необходимым. И понятно, что тут предпочтительнее быть среди людей, воспитавших своё самолюбие, а не хамов. Но парадоксальным образом, являясь желательными и необходимыми, подобные вещи часто становятся на пути Работы. Работа может так и не найти места, чтобы войти, а внутреннее восприятие её истинности оказаться недоступным для переживания. Полученная от других сила может входить, но продолжать отвергаться лежащим в основе себялюбием, а Заместитель Управляющего так никогда и не сформироваться. Именно Заместитель Управляющего начинает противостоять самолюбию. Приходящий же на смену Управляющий объявляет ему войну.
Атака на позиции самолюбия начинается с фазы самонаблюдения. Сначала замечаются одна-две, а потом всё больше глупых фантазий самолюбия касательно себя постепенно извлекаются на свет сознания. Самонаблюдение впускает свет. Свет освещает смехотворность занимаемых позиций. Человек смеётся над собой и начинает ранить своё собственное самолюбие. Такая способность искренне посмеяться над своим самолюбием демонстрирует уже значительный шаг вперёд. Сознательное - то есть, свет - встречается с действовавшим бессознательно, в темноте. Чёрное и белое встречаются, пусть вначале и на незначительных участках. Но каждый раз, когда это происходит, самолюбие убывает, а сознание возрастает за его счёт. Человек постепенно теряет своё прошлое, легко детонирующее, сверхчувствительное чувство "я". Это означает появление большего баланса, появление мягкости и терпимости. Если вам удаётся ясно увидеть проявление одного из аспектов самолюбия на протяжении длительного периода, то вы получите его полно-размерную фотографию, как оно двигалось сквозь ваше Тело-Времени. Но мы уже говорили обо всём этом раньше. К этому ещё следует добавить следующее - нетрансформированное самолюбие препятствует реальному изменению уровня бытия.
В своих Посланиях Павел неоднократно говорит о трудностях с людьми, реально ищущими своего, которых не волнует само учение. "Потому что все ищут своего, а не того, что [угодно] Христу" (Фил. 2:21). Также и в другом месте, где он говорит явно о "самолюбивых", "вечно учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины" (2 Тим.3:7). Он подразумевает, что обладая лишь самолюбием, без реальной его трансформации ("А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении..."), они не способны поднять своё бытие до уровня, требуемого для внутреннего восприятия истины.
NOTE : Предмет самолюбия настолько необъятен, что лишь несколько из сторон его упомянуты здесь. Вся жизнь основывается на самолюбии. Везде люди ищут удовлетворения своего самолюбия тем или другим путём, или же жаждут мести за то, что, как они воображают, ранит их самолюбие. Можно отметить ещё один момент. Одной из величайших опасностей, угрожающих всему человечеству, является организованное самолюбие. Это делается навязыванием людям определённых идеалов и вдалбливанием их в молодое поколение, но я не собираюсь говорить далее на эту тему. Вы можете подумать об этом сами...
Источник - Maurice Nicoll, Psychological Commentaries, Vol. 5, SELF-LOVE, Amwell, 26.7.1952
*
(Оригинальный пост) Содержание