От
larkin_donkey(В продолжение беннеттовских тем из серии "Драматической вселенной", перевод
Андрея Коклина)
Что знаем мы о мире? Несомненно, это некое обусловленное место, даже если и бесконечное. Если вы вспомните, о чём мы уже говорили, в нём везде присутствует
'хазард' (опасность), и это является ценой свободы. 'Хазард' приходит сюда как раз для того, чтобы дать возможность свободе и решению действовать в рамках мира времени и пространства. Но накладываемые условия пространства и времени не обладают абсолютной властью. Нечто в нас способно возвращаться к прошлому, проецировать себя в будущее и делать больше, чем просто наблюдать, как разворачиваются события. Оно способно вмешиваться в сами события и не может пребывать под теми же условиями, как и то, движением чего оно пытается управлять. Можно быть достаточно уверенными, что это 'нечто' в нас является не единственной вещью подобного рода в мире, и что, почти наверняка, это является также характерной особенностью самого мира. А если это так, то и мир также являет собой нечто большее, чем те пространственно-временные события, которые мы способны увидеть и потрогать - большее не просто по размеру и длительности, но по содержанию и значимости.
Наш опыт следует в направлениях, не полностью заключённых в рамках пространства и времени. В нас присутствует и другой, более глубокий опыт. У нас бывают одновременные, синхронные переживания или вневременной опыт, хотя большинство людей и не осознают эту сторону его природы. Кроме того, мы можем действовать в мире.
Под "существующим миром" я подразумеваю не только тот мир, которого мы достигаем посредством своих органов чувств, вместе с концепциями, полученными из знания вещей и их взаимоотношений. Я подразумеваю под этим всё возможное из доступного нам в переживании, также как всё, что может быть достигнуто в любом виде опыта. Мир есть совокупная область всего возможного опыта.
Почему именно возможного, а не фактического, актуального опыта? Мир включает в себя прошлое, а опыт прошлого не актуален, это "прошлый опыт". И он также включает в себя будущее, которое ещё не актуально, а возможно, и никогда не станет актуальным. Опыт включает в себя всё, что могло быть пережито. Если речь идёт о встрече людей, то такой опыт включает также и встречи, которые могли бы произойти, если бы на них приходили различные люди и для разных тем, выбранных для обсуждения. Хоть это и не фактический опыт и он никогда не был и никогда не будет пережит в реальности, всё это один и тот же опытный материал.
Этот мир возможного опыта является как раз миром, который "происходит". И как происходящее, оно содержит в себе некий общемировой процесс, очень сложный, состоящий из бесчисленного количества суб-процессов, вплоть до атомарного уровня и ниже, процесс, который совершается в масштабах, далеко за пределами человеческого представления. От атомов до галактик, весь мир есть процесс. И когда мы изучаем мир, мы изучаем этот мировой процесс. Мы постигаем то, что происходит в мире, наблюдаем происходящее, чтобы предсказать, что может произойти далее, а если это возможно, то и изменить то, что должно произойти, в соответствии с нашими желаниями.
Но даже если мы сделаем всё возможное на пути описания мирового процесса, мы так и не сможем сказать ничего о том, что включает в себя этот процесс. Есть множество различных видов образующих его сущностей: от огромных по размерам и длительности, подобно галактикам и звёздным кластерам, до крошечных, с бесконечно малой продолжительностью существования, как у субатомных частиц, или также малых, но с очень большой, сравнимой с возрастом вселенной, длительностью существования, как у стабильных атомов. Есть отдельные простые образования и есть сложные комплексы - вроде наших собственных тел. Есть инертно-пассивные сущности, но также есть и активно-сознательные сущности. Плюс, все эти сущности могут пребывать в различных состояниях - их тело может быть живым или мёртвым, бодрствующим или спящим.
Когда мы смотрим на что-то и мысленно спрашиваем: "Что это?", а не просто "что происходит?" или "что оно делает?", при этом вовлекаются дополнительные подразумеваемые смыслы ценности и значимости. Тем самым мы подразумеваем вопрос: "По какому праву он существует? Может ли он быть разрушен безнаказанно? Обладает ли он своим местом, которое следует уважать?"
Если речь идёт о мировом процессе, в нём одна вещь неразрывно связана с другой, поэтому мы можем лишь очень приблизительно пытаться изолировать одни события от других. Но мы можем с большей уверенностью говорить о пределах и границах отдельных сущностей, включая материальные объекты. Мы распознаём, где они начинаются и где заканчиваются. Имеют ли распознаваемые сущности некий смысл и значение или это просто некие условности восприятия, всего лишь видимые обрезки целого мирового процесса, которые мы по той или иной причине выделяем? Это на самом деле серьёзный вопрос, доступный к наблюдению, когда мы применяем его в отношении себя. Являемся ли мы действительно человеческими существами или просто случайными трансформациями материи и энергии, составляющими мировой процесс? Или же мы действительно, в каком-то смысле, являемся индивидуумами? Если мы говорим - а я не вижу, как можем мы сделать иначе - что мы есть "нечто", то мы едва ли сможем отрицать ту же характеристику и для других сущностей, поскольку мы с ними очень тесно связаны. Мы должны допускать наличие чего-то подобного и у животных, у деревьев и у великих произведений искусства, которые не являются чем-то не значимым в мировом процессе, а говорят сами за себя.
Следовательно, можно сказать, что в существующем мире есть общий мировой процесс и есть то, из чего всё это создаётся - общемировая субстанция, дающая каждой сущности её собственную потенциальность и смысл.
Это ещё не всё. Существует также то, что делает меня самим собой или делает какую угодно вещь самой собой. Это утверждение я буду называть «Волей». Люди обычно предполагают, что Воля является только качеством самих людей. И это правильно постольку, поскольку мы думаем об индивидуализированной Воле. Но всё обладает определённой волей - некой идентичностью, посредством которой данная сущность вносит свой вклад в этот мир.
Сравнительно легко говорить о первом аспекте мира - мире как процессе. Процесс являет собой всю познаваемую часть существующего мира и, строго говоря, является единственной его частью, о которой можно сказать, что мы её знаем. Когда мы наблюдаем, называем, классифицируем, регулируем и контролируем, мы учимся познавать мир и использовать это знание внутри мирового процесса.
Можно сказать, что всё известное нам о чём угодно относится к его функциям: его происхождение, каким образом оно пришло к существованию и для чего служит. Скажем, функцией куска мела является его способность делать белые отметки на чёрном фоне. Если я помещу его в определённый кислотный раствор, я получу двуокись углерода; поэтому я могу также сказать, что функция куска мела - быть источником углекислого газа. Что бы я ни знал о куске мела, всё это касается только того, что он может делать и что может быть сделано с его помощью.
Всё имеет некую функцию в отношении определённого мирового окружения. Мел, входящий в геологические формации, образует определённые пласты в земной коре. Он происходит от определённого вида морской жизни, подвергаясь различным природным воздействиям в течение ста-двухсот миллионов лет, лишь изредка возвращая захваченный углекислый газ в атмосферу. Это и есть космическая функция -насколько это касается Земли - мелков. Таким образом, существует некий комплекс функций, каждая из которых зависит от данной совокупности процессов: образование земной коры, проведение лекции, приготовление строительных растворов и так далее.
Функцию можно назвать космическим аспектом процесса, поскольку она происходит от его целостной совокупности. Всё то, что нам известно о процессе, являет собой его субъективный аспект, поскольку знание это зависит от специфических центров восприятия. То, что объективно присутствует в мировом процессе, просто является 'происходящим' или активностью.
Гораздо труднее говорить о следующем аспекте - о том, чем вещи являются...
~ • ~ • ~
(
Часть Вторая,
Часть Третья)
"Existence" / Studies from "The Dramatic Universe",
by John G. Bennett
*
(Оригинальный пост) Содержание