От
vita-colorata(
Елена Тахтамышева)
От Углича отправились мы к конечной цели выезда, селу Мартыново. Дорога петляет вдоль реки Кадки. Позже нам рассказывают, что название произошло, согласно легенде, от исторического случая. После битвы с ордынцами в 1346 году река в воде была отравлена из-за обилия трупов по её берегам, битва случилась зимой, а весной всё оттаяло. И один умный житель этих мест принес деревянную кадку и поставил в воду на родник. Кадка наполнялась чистой водой, которая не смешивалась с загрязненной и оттуда брали воду.
Мартыново - село не простое, а туристический объект. Главная улица здесь носит название Музейной (вторая - Школьная). Привлечь туриста в свои крепкие объятья сейчас стараются многие, и есть места, где есть чем. Красивые виды, исключительные церкви, музеи, которые слепливаются по примеру мышкинских из всего, чем можно хоть как-то заинтересовать. Есть места, где есть и то, и другое, и еще какой-никакой промысел вроде местного кружева или каких поделок. Мартыново - село отдаленное от реки Кадки, хоть и считается, что там живут кацкари,так же, как по реке Сить сицкари. Красивых пейзажей там нет. Церкви тоже нет. А музей народного быта есть, а главная достопримечательность - кацкий диалект, изюм в туристической программе.
Кацкий диалект и вообще Мартыново, как туристический заповедник кацкарей, - во многом, заслуга деятельного Сергея Темняткина, главного идеолога и движителя проекта, отца "Кацкой летописи" - деревенской газеты, издающейся уже много лет. Сергей Темняткин, точнее, по кацки Сёрьгей, вёл у нас первую часть экскурсии, так что мы насладились кацким говором в его исполнении. Темняткин здесь и швец, и жнец, и на дуде игрец. И экскурсии ведет, и разыгрывает перед туристами с другими сельчанами смешные сценки, в которых артистично изображает старуху.
История кацкого диалекта слегка запутана, если погрузиться в отчеты лингвистов. Темняткин занялся записыванием кацких словечек давно, ещё в юности, в 80-е годы, потому сейчас опомнившиеся лингвисты видимо не могут уже проверить насколько этот местный язык малого этноса кацкарей существовал до того, как им занялся Темняткин. До последних лет язык даже преподавался в школе час в неделю, пока школу не перевели в другое село. То есть слегка насаждался. И все экскурсоводы говорят вставляя словечки, которые выглядят чем-то вроде падонковского языка. Вроде русский, вроде и понятный, но с подвывертом. Темняткин объясняет это тем, что корни кацкарей и славянские, и меря и потому много слов схожих с финским языком.
- Вздравствуй, Катерина-матушка, куда-то запропастилась ты, и нечуть тёбя? (4 согласных подряд, как в слове "Вздравствуй - норма для кацкарей)
- Ой, дура, лядела я ! (Дура - вполне уважительное слово)
- Да што ты !
- И кекала, и дохала, и камухой трясло !
- Ну и как, отодубела ?
- Лядела, лядела, да и поопналася !
Слово "отодубеть" означает не "дуба дать", а выздороветь. От финского "тудоба" - "чувство".
Итак, язык, то ли записанный точно, то ли подправленный другими говорами и словарем Даля, теперь фишка туристической программы села Мартыново, что редкость для России, не припомнить где подчуют туриста так пикантно местным диалектом.
В остальном, в Мартыново предлагают популярный в последнее время набор туристических сельских радостей, которые вызывают больше интереса у горожан, давно понаехавших в большие города, без бабушки-дедушки в дальней деревне.
Обзор начинается со скотного двора. В Мартыново всё поставлено на туристический конвейер. Вас приметят на стоянке, где можно поставить машину, уговорят на экскурсию с обедом, после того, как с вас возьмут плату, вы получите кусок хлеба для животных и отправитесь их кормить, а там и остальные развлечения подоспеют.
Корова рыжая, рыжий цвет у кацкарей приносит удачу. Не у всех народов рыжие в чести. А солнце у кацкарей - Белая Корова.
А дальше можно пойти в музей. После того, как одна бабушка далеко за 80 лет отправилась жить в город к детям, её изба стала музеем.
Рядом старое дерево.Кстати, кацкари знают, что путь на небо по большому Мировому дереву. Вроде этого.
А тын называется по местному "перетыка", потому, что при желании его можно приподнять и перетыкнуть куда подальше.
В доме нам рассказывает другая экскурсовод или по кацки "бахорица " (бахорить - говорить). В кацком доме многое называется по другому. Голубина - окно, слань - пол, приступки - ступеньки, чоло - передняя часть избы.
Глумяные кацкари не делили свои избы на комнаты до самого конца 19 столетия, затем появились переборки - легкие тесовые стены, которые, как правило сантиметров на 10-29 не доходили до потолка. Их было легко разобрать на свадьбу, биседу или иную гулянку, требующую уборища для голомена людей.
Обстановка была самая простая. В кути всела деревянная вешалка для одежды, под потолком настланы полати, а вдоль русской печки примостилась деревянная лежанка-карженка.
Куть - мужская часть избы, в кути обычно мастерил хозяин что-нибудь для хозяйства. Переднюю часть избы кацкари так и зовут - перёд; "Чего стоишь в кути, - скажут, взаходи, взаходи под перёд !"
А вот металлическая кровать, богатая, для того, чтобы перед соседями похвастаться, а не для того, чтобы спать.
Попробуйте сделать бумажную кацкую занавеску. Вырежьте из газеты полосу сантиметров 30-ть и по ширине окон. Согните пополам, затем ещё раз и ещё - всего в 8 слоев. Теперь вырежьте ножницами узор: край зубчиками (треугольниками), в средине - крупные крестики (солнечные розетки), вокруг мелкие прорези из ромбиков, кружочков и других фигур. Разверните - занавеска готова.
Треугольник в кацкой мифологии обозначает солнцеворот : восход, зенит, закат.
Кацкари издавна заняты были отхожим промыслом, причём в основном в Петербург. Отходников называли "питерянами" в целом. А для уточнения были и питерские питеряне, и тверские и прочие.
Правильная кацкая кукла, как объясняет наша бахорица, без глаз. Если дите глаза нарисует угольком из печки, так мамка отберёт и сожжет от греха подальше.
Девушка с 8 лет готовит себе приданое, если она потенциальной свекрови не люба, та могла взвесить вышитое и сотканное и сказать, что мало сделала, лентяйка, не пойдешь в семью. Не один пуд полотенец нужно заготовить.
Женская часть избы - кухня. На кацкой кухне обязательна грядка (длинная полка от печки до противоположной стены), полица (многоярусная полка для посуды) и судёнка (шкафчик с дверцами и без).
Квадратный девайс справа - картофелерезка для приготовления крахмала. Печь, что стоит на кухне ещё и для мытья. А мылись так. Истопив печь, выгребали уголья дочиста и выстилали пол ржаной соломою. Ставили внутрь тазик с водой, чтобы вода остваласьтеплой, кидали в нее раскаленную булыжин. Рядом клали ошпаренный веник. Залезали внутрь. Ты не смотри, что устье у печки узкое, внутри свод высокий, есть где поместиться.Парились, намыливались, вылезали, брали с собой ведро воды и бежали на двор или улицу окачиваться. Зимой, чтобы не подхватить грипп, натирались перед мытьем редькой.
После всего - обед. Кацкари ели на первое "Хлебанье". Мяса не было, если скотину и резали, так сдавали в налоги, себе оставалась требуха - кишки да брюхавица. "Суп с кишкам" считался деликатесом, в основном ели щи из серой капусты, их называли" купоросные щи. " Тётка моя до последних лет заготавливала по привычке "хряпу" - банку квашеной капусты с морковью для щей. По весне нам бывало приносила в подарок, когда еще ничего не выросло на огороде. Такие щи, видно, и кацкари ели.
А на второе - томленая картошка, у нас была с курицей, а раньше - без курицы.
Желающие увозят отсюда местный творог, сметану, масло. Но нам не досталось, по деревне как Мамай прошёл - три автобуса туристов из Москвы, там такого не видать !
А мы ещё пойдем по деревне и посмотрим дома.
*
Оригинальный пост (Снимки
Елены Тахтамышевой vita-colorata)
Содержание