От
larkin_donkey(из "дисклеймера" к книге Джекоба Нидлмана "Сердце философии", перевод
Андрея Коклина)
… В человеческом сердце есть острая тоска, питаемая лишь подлинной философией. Без этого питания человек умирает точно также, как если бы он был лишён пищи или воздуха. Но эта часть человеческой психики неизвестна и не почитается в нашей культуре. Когда она прорывается в наше осознание, она либо игнорируется, либо расценивается как нечто другое. Ей дают неправильные названия; о ней не заботятся; её подавляют. И постепенно, она может уйти вообще и никогда уже не вернуться. Когда это происходит, человек превращается просто в вещь. Уже неважно, чего он добивается или переживает, неважно, в чём он счастлив или чему он служит, фактически, он утратил свою единственную подлинную возможность. Он мёртв.
Страх такой внутренней смерти уже начал всплывать в восприятии современного мира. В спокойные моменты, отдельный человек чувствует страх этого внутреннего умирания и видит, что все прочие страхи его жизни - его физические и психологические страхи - никоим образом с ним не связаны. И в то же время он ощущает - вместе с этим страхом - страстный зов или любовь, неизвестные ему в обычной жизни. Он видит, что ни одно из других чувств и влечений в жизни - к его семье, работе, возможно, даже своему Богу - никак не связано с этим стремлением к чему-то, что он даже не может назвать. И он задаётся вопросом, чем он может исцелить это глубинное разделение в себе между стремлением к бытию и своими психо-социальными потребностями. Ни обычная религия, ни терапия, ни социальная деятельность, ни путешествия, ни работа, ни искусство не способны соединить эти две фундаментальные мотивации внутри него. Но это восприятие присутствует в нём лишь в подобные особые моменты, когда же человек возвращается к своим повседневным делам, осознание этого разделения внутри него забывается.
Что же поможет ему вспомнить? Поскольку абсолютно необходимо, чтобы он вспомнил эту истину о самом себе. Иначе он будет поглощён внешними силами природы и общества. Он будет "жить" всеми теми эмоциями, мнениями, обязательствами, ужасами, обещаниями, программами и конфликтами, составляющими ежедневную жизнь каждого человеческого существа. Он забудет, что внутри него фактически существуют две отдельные жизни и что эти в корне отличные жизни необходимо каким-то образом соотнести друг с другом. Он будет стремиться к счастью, к творчеству, любви, высшему служению; к пониманию, здоровью, целостности, безопасности, веселью, страстной вовлечённости - но ничто из этого для него не будет возможным в состоянии такой метафизической забывчивости. До тех пор пока он не помнит реальной двойственной структуры своего бытия, он сам и жизнь вокруг него будут создавать лишь ткань иллюзии.
Функция философии в человеческой жизни заключается в том, чтобы помочь человеку вспомнить. Никакой другой задачи у неё нет. И всё из того, что гордо зовёт себя философией, но не служит этой функции - попросту не философия.
Но современный человек отклонился от философии настолько далеко, что он уже даже и не знает, какого рода должно быть это воспоминание. Мы думаем о памяти лишь как о внешней ментальной функции, поскольку само переживание глубинной памяти испарилось из наших жизней. Поэтому я прошу вас не сверяться по словарю или современным психологическим текстам для разъяснений о воспоминании. Это не что-то, что возможно определить с самого начала; смысл его будет проявляться по мере продвижения - это я обещаю.
И есть ещё нечто другое, что я должен озвучить здесь с самого начала - как некий дисклеймер или даже предупреждение. Философия не является ответом на что-либо. И также, с другой стороны, это не просто техника по задаванию вопросов и критике посылок. Философия не служит для того, чтобы умничать. Она не холодна. Не враждебна. И в то же время, она лишает покоя, тревожит. Более того, то беспокойство, которое она приносит с собой, уже никогда не исчезнет, ему никогда не будет конца. Почему? Потому что, не успеет человек вспомнить, как он тут же забывает. И следовательно, вновь и вновь, ему необходимо напоминать - а подобные напоминания бывают далеко не всегда приятны.
Источник: Jacob Needleman, "The Heart of Philosophy", 2003
*
(Оригинальный пост) Содержание