От
larkin_donkey(Дж. Г. Беннетт, перевод
Андрея Коклина)
"Оглядываясь назад, я осознаю, что мало что из себя представлял бы без Гурджиева и в основном именно благодаря его совершенно экстраординарному поиску и жертвам получили свой шанс как я сам, так и другие. Не всё конечно пришло от него, но даже самой возможностью использовать найденное мной я во многом обязан ему. Это вовсе не означает, что он не совершал ошибок, или что он нашёл наилучший способ, как помочь людям в наше время. Но безусловно он был пионером необычайного мужества - можно даже смело сказать - он пытался делать такие вещи, которые люди никогда не делали до него, причём делал это в гораздо более трудных жизненных обстоятельствах, чем те, в которых мы находимся сейчас. Именно благодаря его готовности подвергнуть себя крайним опасностям и страданию такого рода, которое нам трудно даже представить себе, многие вещи открылись для нас. Но совершенно глупо, конечно, думать о нём как о ком-то непогрешимом. Даже совершенный человек несвободен от ошибок. И чем дальше мы заходим, тем больше ловушек….”
~ Дж. Г. Беннетт
~ • ~ • ~Паттерны.
Читая Рассказы Вельзевула вам, я иногда демонстрировал скрытый за их поверхностью некий паттерн. И иногда некоторые из вас действительно могли видеть его сами. Одной из целей того вида работы, которой мы с вами занимаемся, является обретение способности различения таких скрытых паттернов в общей картине вещей. Вспомните, как Гурджиев описывал, каким образом из знания лишь одной из частей человеческого тела возможно знать все остальные. Это как раз и есть пример видения паттернов такого рода.
Один из способов выражения этой идеи - сказать, что существует некий порядок, скрытый за очевидным беспорядком, или скрытая цель за видимым отсутствием цели. Часть нашей задачи становления как сознательных существ, способных действовать намеренно, заключается в привнесении скрытого паттерна в видимый мир. В главе "Чистилище" Гурджиев указывает именно на это. Он говорит, что наш БЕСКОНЕЧНЫЙ предвидел подобную возможность в трёхмозных существах, "для помощи СЕБЕ в управлении увеличившимся Миром". Это передаёт суть понимания человека, как связующего звена между видимым и невидимым мирами - не только в восприятии невидимого и вступлении своим сознанием в мир ценностей, но также и в привнесении в видимый мир особой работы, направленной на реализацию скрытого паттерна, замысла и цели вещей.
Мы трудимся с ложным представлением о том, что мы должны сами придумывать, что нам надо делать? Но истина в том, что как раз это и не входит в наши обязанности, общая картина вещей (паттерн) гораздо больше, чем мы можем себе это представить.
Например, при строительстве великих кафедральных соборов средних веков, весь план был в уме архитектора, но детальная проработка оставлялась мастерам, которые имели свободу выражения. Но если их работа не шла в гармонии с общим целым, она выбрасывалась. Мастера должны были обладать особой чувствительностью к плану. Люди специально подготавливались в течение очень долгого времени, чтобы обрести способность учить мастеров необходимому виду восприятия.
Следует помнить о базовом принципе начинания с тем, что соразмерно вашим силам. Гурджиев всегда говорил, что люди пытаются делать слишком большие вещи, всячески избегая при этом того, что реально в их силах. В главе "Мнение Вельзевула о войне" он приписывает неизменно повторяющиеся неудачи различных организаций в попытках остановить войну к их стремлению к таким вещам, которые совершенно вне власти человека на данной стадии его развития. В то же время, люди пренебрегают вещами, которые они могли бы реально делать. Гурджиев всячески подчёркивал важность коммуникации и говорил о чрезвычайной важности взаимопонимания, также как о необходимости наличия единого языка, единой религии, некого единого совещательного и консультативного центра. С умеренным успехом в этом направлении, людям это удавалось уже раньше, например, когда они смогли пойти в сторону избавления от ужасающей ситуации, существовавшей в центральной Азии в тринадцатом, четырнадцатом и пятнадцатом столетиях.
Будучи трёхмозгными существами, мы имеем в себе потенциал для создания порядка. Безусловно, насекомые также создают чудеса упорядоченных структур, но эти чудеса не являются результатом их собственного намеренного и сознательного действия. Это творческое действие некой необычайной разумности, которое, по какой-то непростой для понимания причине, и принесло такие поразительные силы насекомых в видимый мир. Некоторые люди считают, что это был некий эксперимент по подготовке к созданию трёхмозгных существ. Другие думают, что насекомые сами были изначально трёхмозгными существами, которые, в определённом смысле, предали ту задачу, исполнить которую они были призваны, и были поэтому впоследствии лишены способности к намеренному действию. Но что бы там ни произошло, сам мир насекомых является удивительным опытом. Нам может быть доступна та же способность в намеренном действии. Но что мы делаем в этом отношении? Пьеса Ибсена "Пер Гюнт" в этом смысле всегда служила мне как предупреждение.
/ Плавильщик пуговиц Пер Гюнту:
Да почему, не пойму я никак,
Тревожит тебя подобный пустяк,
Ты ведь и не был собой никогда,
Значит, не быть - для тебя не беда.
...
Нет, невозможно! Согласно приказу,
Который обязан я выполнить сразу,
"Пер Гюнт, не свершивший предписанный труд, -
Ошибка. Пускай его перельют!" /
Доведите это до вашего непосредственного восприятия. Вы постоянно обращаетесь со всевозможными материальными объектами. Что представляет собой паттерн, который может явиться при этом? Когда вы готовите пищу, будьте чувствительны к этому паттерну. Если всё идёт как должно, значит данный паттерн был реализован. Это не будет чем-то незначительным, поскольку что-то входит в реальность при этом. Необходимо учиться замечать, когда вы теряете контакт с паттерном. Такая потеря контакта обычно будет происходить из-за вашей небрежности или своеволия.
Вы работаете над выполнением конкретной задачи каждый день. Необходимо создать очень ясный паттерн в своём уме и довести его до вашего ментального видения. Есть такой спонтанный момент, когда то, что вы будете делать, вдруг предстаёт перед вами: "Это именно то, что я буду делать". Необходимо научиться к этому приходить, но без принуждения. Возможно, кому-то из вас удалось уже наблюдать разницу между чем-то, что приходит к нам в подобной форме, и тем, чего мы должны доискиваться, сопоставлять и собирать вместе в обдумывании. То же самое и в ролевых упражнениях, которые вы делали. В них требуется тот же самый процесс: должно происходить спонтанное возникновение паттерна в уме, которое человек далее облекает в определённую форму действия с людьми и характерными чертами, после чего оно обретает жизнь и будет играть само.
Делайте вещи правильно и у вас не возникнет необходимости делать их самому правильно в следующий раз. Если вы не вмешиваетесь, они будут далее делать себя сами. В нас есть способность к созданию требуемых мыслеформ или паттернов. Она может прийти через повторение или полностью создаваться в нашем внутреннем видении. Один из важных видов таких паттернов связан с тем, когда мы создаём образ и проецируем его в будущее. Такая возможность быть связанными с будущим есть то, над чем мы должны работать. Многие из вас обнаружили, что когда вы делаете проекцию образа в будущее, это выглядит так, как будто материальная ситуация адаптируется к вам и вещи разрешаются сами собой. На самом деле, это не вещи приспосабливаются к вам, но нечто в вас создаёт связь с тем, что является реально возможным в данный момент в будущем.
В некоторых людях эта способность развита и у них бывают удивительные достижения. Хотя обычно они в результате лишь всё портят. Люди начинают думать, что это они делают что-то и заставляют события происходить, тогда как, фактически, в них устанавливается некая ясновидящая связь с определённым паттерном будущего. Любой изучавший компании Наполеона знает, что он обладал способностью видеть, что должно произойти в битве, и как он при этом мог дожидаться нужного момента, чтобы в полной мере воспользоваться тем, что должно произойти. Затем он утратил эту способность и всё у него пошло наперекосяк. Собственный образ себя в нём занял место его простой восприимчивости. И такое случалось со многими успешными людьми. Весьма редко случается, чтобы случайно получившие эту способность люди сумели сохранить правильное отношение к ней. Они не осознают, что это не их собственные действия и что происходящее никак не связано с качествами их бытия. Для человека, на которого смотрят, как на кого-то способного достичь поставленных целей, чрезвычайно трудно поддерживать осознание того, что он лишь обладает даром чтения возможных цепочек событий и адаптировать себя к ним, но никак не влиять на них.
(Источник - The Way To Be Free: Pattern. Talks and Conversations with Students by John G. Bennett)
*
(Оригинальный пост) Содержание