От
larkin_donkey(Дж. Г. Беннетт, перевод
Андрея Коклина)
Дж.Г.Беннет: Я хочу напомнить вам об описанном Вельзевулом различении между двумя принципами существования - «Фуласнитамному» и «Итокланоц». Мне так и не удалось пока выяснить, откуда Гурджиев взял эти слова, но на моей памяти, он использовал их всегда. «Фуласнитамный принцип» является правильным способом существования для трёхмозгного-существа. Если человек способен жить таким образом, он будет в состоянии исполнить своё предназначение и он не покинет этот мир до тех пор, пока не завершится формирование его тела «Кесджан». Речь здесь идёт о чём-то, что является целью наших жизней. Согласно другому же принципу, человек живёт за счёт внешних толчков, особенно возникших в прошлом причин. Следуя Итокланоцу, мы живём лишь действием наших прошлых жизней: «Катушко-кандельностей» - заведённых пружин, поддерживающих движение в нас - просто раскручивающихся до исчерпания в них завода и не оставляющих потом за собой ничего.
Существование за счёт причин зависит ещё и от того, создавались ли или нет эти причины намеренно. Если нет, это как раз то состояние, которое Гурджиев называл “жизнью под действием закона Случая”. И это также одна из первых вещей, от которых человек может стать свободным. В этом смысле, существенным является стремление поставить себя под влияние законов Работы или других законов, связанных с определённой целью, которую необходимо исполнить. Это есть акт обязательства, который сам по себе изменяет наше отношение к закону Случая.
Существование согласно принципа Итокланоц является жизнью марионетки, со множеством прилаженных к различным частям нитей, каждая из которых производит определённые действия и поведенческие реакции. С Фуласнитамным же принципом существует нечто, соединяющее вместе разрозненные части, сплетённое с целью, уходящей за пределы настоящего. Для каждого из нас существует некий жизненный паттерн, представляющий нашу судьбу. Осуществляя его, мы тем самым исполняем то, что является причиной нашего существования здесь на земле. Существуют также характерные паттерны дня и часа. Способность видеть всё это требует определённого вида осознания. Прямое восприятие нашего паттерна принадлежит совести и необусловленной стороне нашей природы. А сам паттерн одновременно создающий и создаваемый.
Во всех нас должна вырасти убеждённость, что каждый несёт в себе некий паттерн своей жизни, у каждого своя судьба и все будут идти правильным курсом, если удастся подойти достаточно близко к своему паттерну. А пребывание в нём целиком есть одна из самых больших вещей, на что можно надеяться. Жизнь некоторых из вас, фактически, всегда шла против вашего истинного паттерна. И именно возникавшее при этом ощущение напряжения было одним из тех факторов, что привели вас сюда. Вы чувствовали потребность делать то, что воспринимается правильным для вас. И это как раз то, чему мы можем постепенно научиться в работе, а не просто в разговорах о ней. Это может быть привнесено во всё, что мы делаем - будь это что-то внешнее, подобно приготовлению пищи, или внутреннее, например, утреннее упражнение. Мы пытаемся привнести этот паттерн целостности нашей жизни в своё осознание.
Если бы не существование общего паттерна событий человеческой истории, то человеческая дезорганизующая сила давно бы уничтожила всю жизнь. Редкие люди могут генерировать действительно действительно экстраординарные события в мире, поскольку они наделены способностью осознания подобных паттернов. Но и мы также можем обрести вкус этого, если будем принимать вещи в масштабе всей нашей жизни. И тогда наша жизнь сможет стать не просто результатом действия последствий прошлых причин, но приобретёт творческое чувство в себе.
Студент: У меня получилось сочинить музыку, которая подходила по смыслу действия. Не знаю как это случилось; это просто было одной из тех вещей, которые уже присутствовали там. Я не осознавал происходящее как свою заслугу: "О мой Бог, это приходит ко мне". Нет, всё как бы уже было там. Думаю, это было подобно принятию некого рода, но для которого требовалась определённая степень раскрытия. Я могу участвовать в чём-то, но пока у меня есть предвзятые идеи на свой счёт, я лишён этого качества. Необходимо особое качество принятия себя, чтобы вписаться в данный паттерн.
Дж.Г.Беннет: Всё верно. Должен сказать, что я обратил внимание на эту музыку. И более того, я был совершенно уверен, что она была создана именно так, как вы только что описали это. Никогда вам не удастся достичь такого, если станете эти вещи обдумывать. Как бы много усилий вы ни прилагали, всегда будет присутствовать что-то неподходящее.
Кроме того, здесь присутствует ещё и большой элемент доверия. Вы видите сначала, что существует нечто, чему вы можете доверять. И если вы доверяете ему, оно будет продолжаться и поддерживать вещи в правильном соотношении. Человек может делать действительно экстраординарные вещи при помощи доверия, но если эта вера дрогнет, то падает и человек.
Я общался с некоторыми людьми, которые изучали хождение по горящим углям на Фиджи и в других местах. Огнеходцы говорили, что нужно просто довериться огню и тогда он не причинит вам вреда. И то же самое я видел у дервишей, делающих всевозможные невероятные вещи, вроде протыкания себя шампурами и разрезания ножами. Потом они просто проводили руками над ранами и можно было видеть, как огромные и глубокие раны заживают прямо на ваших глазах. Они говорят, что целиком доверяются при этом Богу. Но чему они реально доверяются в подобных вещах? Они полагаются не на то, что Бог вдруг протянет свою руку с небес и выдернет их из огня. Они доверяются паттерну данного события. Но имейте в виду, что у вас могут сдать нервы при этом и контакт моментально исчезнет. Так происходит во всём - как только в вашем уме возникают вопросы и мысли, всё сразу рассыпается на кусочки.
Студент: Кажется, что любой такой паттерн совершенно бесцветен и неосязаем - нечто прозрачное, но неким образом включающее в себя весь потенциал. Одной из иллюстраций, как мне представляется, может служить музыкальная шкала, фактически, являющаяся просто неким набором отношений. И в то же время, она каким-то образом включает в себя всё, что возможно сыграть в пределах этой шкалы, обладая при этом собственным характером. Мне кажется, паттерн является чем-то практически разумным, стремящимся быть достигнутым.
Дж.Г.Беннет: Думаю, вы пытаетесь сказать, что сам паттерн не находится в этом мире - паттерн не является манифестацией. Я как раз говорил в космологическом классе о Непроявленном Солнце. Оно являет собой Солнце необусловленного мира. И да, оно бесцветное, поскольку неуместно говорить о том, имеет ли оно цвет или нет. Но оно является держателем паттерна эволюции всей солнечной системы, представляющей собой гораздо большую и сложную вещь, чем даже эволюция жизни на Земле. Видимое Солнце является не просто источником материальных субстанций, а реализацией данного паттерна. Но мы не видим сам паттерн. И тоже самое правило применимо к нам - паттерн располагается в необусловленной и непроявленной стороне нашей природы, но реализуется он на её видимой стороне.
Для совершенного человека не существует разрыва между этими двумя сторонами. Один из способов сказать о смысле нашей работы - в её результате, человеческое существо, вместе с телом, интеллектом и все остальным, должно стать полностью интегрированным с невидимой стороной. Работа эта может быть изображена как интеграция проявленного и непроявленного. Именно здесь входит идея необходимости доверия. Явленное полагается в своей природе на неявленное, но это требует особого сорта решимости в явленном, чтобы отбросить все подпорки и позволить направлять себя чему-то, что явленное не может увидеть и понять до тех пор, пока это не начнёт проявляться. И тогда уже можно будет сказать: "Так вот оно что, вот оно как!"
Студент: Но как можем мы знать, когда видим появление паттерна, правильно ли позволить ему случиться или надо пытаться изменить его? Я действительно запутался в этом.
Дж.Г.Беннет: Вы знаете в соответствии с вашим собственным состоянием. Если вы находитесь в субъективном состоянии, у вас не может быть достоверных указаний на это. Более того, вполне возможно, это состояние будет заставлять вас видеть белое чёрным, а чёрное белым. Поэтому, когда вы чувствуете, что нечто проявляет себя, действительно важно приступить к переводу себя, насколько возможно полно, в объективное состояние. Если вы реально желаете быть способным на беспристрастное суждение о том, правильно ли что-то или нет, вы должны быть готовы посветить этому определённое количество времени. Это может занять у вас час. Вам надо на это время выбросить всё из головы и заняться только своим собственным состоянием. К примеру, если бы я делал это - я бы пошёл сначала совершить омовение, а далее сел, приготовившись делать упражнение. Я бы, конечно, обнаружил в себе тенденцию думать о какой-то конкретной вещи, но продолжал бы, пока не осознал, что успокоился и больше не думаю о ней. Далее я бы начал делать упражнение или зикр. Если я осознаю себя свободным от субъективных чувств, обычно происходит так, что всё далее раскрывается совершенно ясно. Мне не нужно беспокоиться о самостоятельном решении. И также, не следует ждать, когда вы будете в правильном месте лишь потому, что вы хотите там быть; так это не работает. Человек должен быть готов. Даже людям, действительно много и регулярно работающим над собой, по прежнему требуется подготовка себя для входа в объективное состояние, если они хотят прийти к беспристрастному суждению.
Студент: Мне казалось, что я не знал ничего о паттерне, пока что-то не произошло и с этого времени он предстал как неизбежный. Удивительно при этом, что когда нечто происходит, кажется, что я знал об этом всё время. Вы однажды сказали, что мы должны быть очень внимательными и осторожными, никогда не ожидать ничего заранее, поскольку в подобном ожидании мы помещаем себя в другом времени, а не в том, к которому относится данный паттерн. Я не мог понять этого тогда, но сейчас уже начинаю видеть, что каждый паттерн должен соотноситься со временем. Если он присутствует в этом мире, то он весь в том же времени. Я не могу создавать и видеть изначальные паттерны для моей собственной жизни, но после определённого события они становятся различимыми.
Дж.Г.Беннет: Если мы говорим о паттерне в объективном смысле, то мы не видим его именно потому, что он непроявлен. Сам паттерн ещё не существует, а следовательно, мы не можем знать его. Но паттерн есть то, что даёт существование возможности обладания правильной формой, быть как должно быть. И нашей задачей, как человеческих существ, является создание возможности сплавления этих двух частей вместе, когда всё происходящее в проявленном мире будет реально соответствовать происходящему в непроявленном мире.
Молитва Господня содержит следующие слова: "Да будет воля Твоя и на земле, как на небе". Небо означает здесь непроявленный или необусловленный мир, а земля - мир проявленный или обусловленный. Если мы представим дхарму в качестве воли Отца, то когда мы говорим "Да будет воля Твоя и на земле, как на небе", мы желаем объединения вместе проявленного и непроявленного.
Если бы мы могли знать паттерн, тогда он был бы уже проявленным. А если он проявлен, тогда это будет несовершенный паттерн, поскольку в манифестации что-то обязательно теряется. Следовательно, чем ближе вы сможете подойти к тому, чтобы позволить паттерну работать без предварительного обдумывания, без ожиданий, тем ближе будет он в результате к своей правильной форме. Об этом много говорится в Евангелиях: ищите же прежде правды Его (доверьтесь паттерну), не заботьтесь о завтрашнем дне. Вы должны доверять именно непроявленному паттерну, а не фактам, которые явлены - факты будут тянуть вас вниз.
Существует будущее, которое познаваемо, поскольку причины его уже присутствуют здесь. Но если вы станете ожидать чего-то не принадлежащего этому казуальному будущему, чего-то с качествами свободы и креативности, то вы можете никогда не найти его и оно никогда не случится. Ожидая конкретного результата - или даже просто ожидая чего угодно - вы препятствуете вхождению в вас более свободных качеств.
(Источник - The Way To Be Free. Talks and Conversations with Students by John G. Bennett)
*
(Оригинальный пост) Содержание