Художники, которым не повезло. Якоб ван Оост Старший и Якоб ван Оост Младший.

May 15, 2017 00:01

От tito0107
(Тихон Токарев)

Появление гения - это не всегда хорошо, гений может затормозить развитие чего-бы то ни было. Гений легко может превратиться в непререкаемый авторитет и все кинутся подражать ему, вместо того, чтобы искать альтернативные пути развития. Возможно, в живописи 17 века мы видим как раз такой пример. Во Фландрии в начале столетия властвовал Рубенс и почти равный ему Ван Дейк и фламандская живопись 17 века для нас это прежде всего школа Рубенса. Альтернативные варианты были, но выглядят они бледно. А в Голландии равного Рубенсу по авторитету художника на тот момент не было, сам же Питер Пауль не пользовался на севере слишком большой популярностью из-за политических, религиозных и эстетических противоречий.

Так, или иначе, повторю: фламандская живопись 17 века находится в тени рубенсовской школы. Там же пребывает и тот, о ком речь пойдет сейчас: Якоб ван Оост Старший (1603-1671). Он родился в Брюгге и учился у своего брата Франса ван Ооста. Уже в 18 лет вступил гильдию Св. Луки и следующие пять лет провел в Италии, обучаясь, возможно, у самого Аннибале Карраччи. Но большее влияние на ван Ооста оказал Караваджо и его последователи, в частности Бартоломео Манфреди. Стиль ранних работ художника можно охарактеризовать как караваджизм, близкий к утрехтской школе, позднее в его творчестве обнаруживается заметное влияние Ван Дейка. Якоб ван Оост писал религиозные картины и бытовые сцены, но наибольшие его успехи связаны с жанром портрета.



Игроки в карты, 1634



Пьющие и курящие солдаты



Поклонение пастухов со Св. Антонием Падуанским на заднем плане, 1645



Призвание апостола Матфея, 1641



Меркурий и Юпитер у Филемона и Бавкиды
На примере этих картин явно видно, как караваджистское влияние сменяется рубесовско-ван-дейковским



Мадонна со святыми, 1648
Жуткая репродукция, но картина хорошая, потому и помещаю



Св. Мартин и нищий



Поклонение пастухов



Вознесение Св. Аполлонии



Младенец Христос во славе



Коронование терновым венцом, 1661
Возможно, лучшая религиозная картина художника.



Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем



Мастерская художника, 1666
Сейчас бы этого художника привлекли за несоответствие условий санитарно-гигиеническим требованиям.



Гадалка, ок. 1659-1670

Левая часть картины по колориту и манере письма напоминает венецианцев первой пол. 16 столетия. Якоб ван Оост изучал наследие не только своих старших современников, но и многих мастеров прошлого. Среди его заслуг - реставрация "Мадонны каноника ван дер Пале" Яна Ван Эйка. Заслуга, быть может, сомнительная, но обращение к фламандским "примитивам" обогатило творчество художника:




Портреты Эверарда и Вильгельмины Тристрам, 1646
Замечательный пример архаизации без примитивизации.



Давид с головой Голиафа, 1643
Самая известная работа художника в России, и действительно, выдающаяся картина, несмотря на несоответствие грубоватой руки и юного лица



Мужской портрет, 1645



Старик и мальчик. (Аллегория возрастов)



Урок чтения



Женский портрет, 1647



Портрет молодой женщины



Евангелист Иоанн



Портрет семьи из Брюгге, 1645
Один из самых знаменитых, но далеко не самый выдающийся портрет Ооста



Мученица с пальмовой ветвью



Портрет мальчика 11 лет, 1650
А вот это - действительно шедевр (довольно известный).



Портрет девочки



Теолог и его секретарь, 1668



Портрет двух мужчин
(Сразу вспоминается "Автопортрет с Эндимионом Портером" Ван Дейка)



Два мальчика у мольберта, 1645



Мальчики, надувающие мыльные пузыри



Пишущий юноша



Голова девушки
Оцените живопись!



Молодой человек в окне, играющий на лютне, 1646



Портрет мальчика в виде Иоанна Крестителя



Мальчик с кружкой и трубкой



Портрет молодого человека со статуэткой, 1629



Апостол Павел



Апостол Петр



Давид, 1640-е



Пожилая женщина перед распятием



Портрет юноши

Он же крупно:






Богоматерь с четой донаторов, 1660

Сын и ученик Якоба ван Ооста Старшего, Якоб ван Оост Младший (1639-1713) талантом не уступал своему отцу, но ему не посчастливилось жить в эпоху, когда величайшие достижения живописи оставались уже позади. Так что известно о нем очень немногое и число дошедших до нас работ очень невелико.



Святой Макарий Гентский, помогающий больным чумой, 1673



Христос и самаритянка



Воскрешение Лазаря



Жених, представляющий свою невесту матери, 1680



Мадонна со св. Симоном



Портрет юноши



Мужской портрет, 1697



Мужской портрет
(Одет вроде бы архаично для второй половины 17 в.)



Лейтенант Назер Жозеф д'Анжевиль, 1693

Оригинальный пост

Содержание

Вектор, Тихон Токарев, Искусство

Previous post Next post
Up