От
vladimirdar(
Владимир д'Ар)
(
Начало;
Продолжение)
Обычно считается что интерьеры Айя-Софии более впечатляющи чем её внешний образ. Сразу скажу - это через чур смелое упрощение. Нельзя это всё сравнивать - внешне Айя-София неповторима и мягко побуждает лицезреть её снова и снова. Внутренние же пространства Святой Софии впечатляют, поражают, заставляют трепетать твое сердце и душу. Кроме того, есть нечто такое в образе Айя-Софии чего не описать словами - это то что проникает в тебя всеобъемлюще на бессознательном уровне, и ты это чувствуешь всецело и во всем, а время останавливается и Чудо происходит... Я воспринимаю это всё как ту самую божественную благодать, что целиком и полностью поглощает тебя, окутывает проникновенным золотистым цветом и сияет не побоюсь сказать неугасимым мистическим светом. Или можно сказать попроще - здесь особая энергетика, что чувствуется сразу, везде и всюду. Но это расхожее в наше время слово ничуть не позволяет понять, что же чувствует человек ступивший под своды величайшего и славного храма христианства всех времен и народов, впрочем и не только христианства.
Как мы знаем Айя-София почти тысячу лет была главным христианским собором. Он оставался церковью до 29 мая 1453, когда Султан Мехмед Завоеватель захватил древний и славный Константинополь. Османский владыка не только восхитился архитектурным шедевром христианства, но и оценил неземное величие собора Святой Софии. Он был так поражен красотой Айя-Софии что повелел преобразовать ее в государственную главную мечеть. И надо отдать должное османам - Айя-София утратив многие свои прежние внешние и внутренние черты тем ни менее основные сохранила до наших дней. Айя-София выполняла роль великой мечети Стамбула в течение почти 500 лет, став основой и образцом для многих будущих Оттоманских мечетей Стамбула, таких как Голубая Мечеть и Мечеть Сулеймание. В период правления султана Абдул Меджида (1839-1861) архитекторы Гаспар и Джузеппе Фоссати, приглашенные для ремонта здания Айя-Софии, кроме реставрации купола и колонн, внесли некоторые изменения в художественное оформление интерьера, и обнаружили мозаики, замазанные штукатуркой в течение нескольких веков. После падения монархии при Ататюрке в 1931 году начались реставрационные работы византийских мозаик и фресок. В 1934 году вышло постановление Ататюрка о секуляризации Айя-Софии и превращении её в музей, который распахнул свои двери для посетителей уже в следующем году. Надо отметить, что работы по реставрации проводились и продолжают проводиться довольно грамотно, сохраняя внутри Айя-Софии необходимый баланс между двумя культурами - исламской и христианской.
И сейчас в объеме главного нефа одна четверть внутреннего объема собора закрыта строительными конструкциями для реставрации. Но думаю нам это не помешает насладиться величием и красотами Айя-Софии. Давайте же осмотрим эти легендарные внутренние пространства Айя-Софии, что видели множество византийских императоров, султанов Османской империи и бесчисленное количество прихожан и путешественников. Во время обработки этих фото я столкнулся с непреодолимым желанием показать моему читателю как можно больше неповторимых образов Айя-Софии поэтому как-то само собой получилось две статьи о внутренних пространствах Айя-Софии - первого уровня (первого этажа) собора и его второго уровня (второго этажа) с уникальными мозаичными фресками. Надо сказать, что даже для этих двух постов пришлось пожертвовать многими обработанными фото собора. Так что этот материал для тех, кто хочет увидеть Айя-Софию как можно подробней. Этим и будет отличаться этот материал от других подобных.
В плане Софийский собор представлял собой трёхнефную базилику с двумя пристроенными с западного фасада нартексами. Базилика имела два яруса галерей, причем, на верхний вёл каменный пандус, по которому императрицу перед службой на паланкине вносили на верхнюю галерею. Мы его
еще увидим.
Мы с вами в экзонартексе - внешней паперти. Это нечто вроде открытого «вестибюля», «сеней» для раннего времени архитектуры византийских христианских церквей. Экзонартекс лишен отделки, мраморная облицовки здесь давно нет и мы не сильно задерживаясь проходим в нартекс...
02.
03.
Нартекс сохранил изначальный, юстиниановский декор - потолки выложены золотой мозаикой, а на стенах - уникальный византийский мрамор с зеркальным узором. Предположительно, мраморные пластины распиливались на тонкие слои, разворачивавшиеся подобно переплету книги.04.
Сейчас мы находимся перед императорскими вратами. Есть легенда, что Царские (императорские) врата сооружены из деревянных конструкций Ноева Ковчега.
05.
На тимпане Царских врат изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом Христом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. Эта мозаика, исполненная на границе X и XI веков, символизирует вечную власть, даруемую Богом византийским императорам. Лев VI, по трактовке некоторых исследователей, неслучайно пал ниц, он вымаливает прощение в связи со своим четвертым неканоническим браком, после которого патриарх Николай Мистик отказал ему в венчании и не пустил в храм.
06.
Пользоваться этими дверями мог только император, соседними двумя - высшие сановники.
07.
Нартекс уже впечатляет своей величественной архитектурой и красочными орнаментальными мозаичными сводами времен Юстиниана (в то время в Софии не было фигуративных изображений). Мраморные панели стен в основном остались со времен Юстиниана.
08.
09.
Проходим Царские врата и мы - в основном нефе Айя-Софии. Здесь сразу бросаются в глаза реставрационные конструкции и строительные полотнища в основном с левой стороны главного нефа. Но пусть это нам не мешает.
10.
Первое что ощущаешь - это как захватывает дух от восторга и удивления от этого творения рук человеческих!
11.
12.
Это Царские врата - мы только что вошли через них - над ними ложа императрицы, но об этом в третьей части.
13.
Ты останавливаешься, замираешь, и на тебя обрушивается Красота и вдохновенные мысли творения архитекторов Айя-Софии.
14.
Красота пронизывает и в душе стремительно поднимаются восторг и откровенное удивление искрящейся плотности бесконечных человеческих эмоций в которых пребывает Софийский собор.
15.
16.
Это чувствуется в каждой детали, в каждом видимом архитектурном элементе.
17.
18.
Хотелось увидеть знаменитые кувшин и шар из Пергама, но сейчас они скрыты строительными полотнищами.
Слева мы видим знаменитые порфировые колонны - их по две в каждой экседре.
Они привезены из Аврелиановского Храма Солнца в Риме.
19.
Свободный доступ к этим колоннам возможен из правого нефа ближе к нартексу.
20.
Из Эфеса также доставили восемь колонн из зеленого мрамора.
21.
Неф справа.
22.
23.
Храм был богато украшен. Для его декорирования использовали не только мозаику, мрамор, но и золото с серебром, слоновую кость. Существует легенда по которой император Юстиниан хотел полностью украсить Софийский храм золотом, покрыть им потолок и стены, но астрологи его отговорили. Они предрекли, что придет время бедных императоров, которые из-за своей жажды богатств варварски взломают золото в храме и повредят собор. Поэтому чтобы уберечь Айя-Софию Юстиниан отказался от этой идеи. Хотя надо сказать, что некоторые элементы украшений храма все же были выполнены с использованием золота и серебра.
Мраморные плиты, использованные в строительстве церкви, были привезены в Константинополь главным образом из месторождений Анатолии, Средиземноморского бассейна, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии, Нумидии и даже с той самой знаменитой горы Пентеликон близ Афин, из мрамора которой за 10 веков до Айя-Софии был построен на Акрополе Парфенон - Храм Девы-Афины.
24.
Как мы помним это удивительное сооружение - продукт совместной работы архитектора Исидора Милетского и математика Анфимия из Тралл. Гениальные архитекторы на протяжении 4 месяцев трудились над архитектурным планом здания. Работа, начатая 23 февраля 532 года, продолжалась 5 лет и 10 месяцев...
Изначально внутренний объем храма освещали 214 окон, сейчас их всего 181 (часть закрыта контрфорсами и более поздними пристройками).
25.
Алтарная часть в апсиде.
26.
Перед алтарем огороженная площадка выложенная мрамором с вставками из цветного камня. Это Омфалион символизирующий "Пуп Земли" или Центр Мира. Вообще же эта площадка под главным куполом собора служила местом царемонии коронации византийских императоров. Трон императора стоял в центре большого круга. Приближенные стояли в малых кругах.
27.
Император Юстиниан не жалел средств на этот проект. Затраты на строительство были огромны. Они составили, как утверждают древние авторы, 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн. Айя-София - самая ресурсозатратная византийская постройка.
28.
В центре купола, окруженного 40 окнами в византийский период находилось изображение Иисуса. После захвата Константинополя турками в этом месте было нанесено покрытие и исписано сурой из Корана.
29.
В апсиде выполнено изображение Богоматери. Божья матерь ассоциировалась с мудростью (Софией), потому она и является владычицей собора. Изображение было восстановлено по предыдущему, уничтоженному в период иконоборчества. Богоматерь прекрасна, она символизирует божественную Красоту. Фотий написал о ней: "...Вид Её красоты возвышает наш дух до сверхчувственной красоты истины...". Цвет одежд Богоматери возвышенный - темно-синий на золотом фоне - сочетание цветов будет позже связано с имперским духом наполеоновского времени.
30.
Образ Богоматери с Младенцем в полукуполе центральной апсиды относится к 867 году.
31.
Симпатичные витражи в апсиде, но уже с арабской вязью.
32.
33.
В алтаре находится Михраб - классически это ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой. Михраб указывает направление на Мекку. В данном случае османам пришлось приспосабливать устройство Михраба к апсиде. Выглядит он здесь откровенно говоря чуждо и неуместно.
34.
35.
Слева на фото ниже - арка (золотистого цвета) ведущая в султанскую ложу.
36.
37.
38.
Правее от апсиды мы видим минбар - трибуну в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь.
39.
40.
Здесь же напротив Мимбара - памятник XVI столетия, специальное возвышения Махфиль мюэдзина, служителя мечети, призывающего с минарета к молитве.
41.
42.
С трех сторон подкупольное пространство Айя-Софии окружают хоры - галереи, открывающиеся в центр храма арками.
43.
44.
Шестикрылые серафимы в восточных парусах под куполом относятся к VI веку (их собратья в западных парусах - работа реставраторов XIX века). Лица серафимов (длина 11 м) в виде льва, орлицы и ликов ангелов покрыты многоугольной звездой.45.
46.
У одного из серафимов все же открыли его лик.
47.
Поражает невесомость и визуальная легкость этого грандиозного храма как будто бы созданного ангельскими силами. Создается такое впечатление что купола не опираются на колонны, а парят в бесконечном божественном золотистом пространстве света и духа.
48.
Привлекают внимание обтянутые кожей восемь огромных дисков диаметром 7,5 метров с золотой арабской вязью среди колонн галерей второго яруса - это одни из главных святынь мусульманских святынь Айя-Софии.
49.
На медальонах арабской вязью написаны имена Аллаха, по левую - Мухаммеда, по бокам - имена четырёх халифов Эбу Бекра, Омара, Османа и Али; а по двум сторонам парадного входа - имена внуков пророка Гасана и Гусейна. Эти плакаты принято считать самыми выдающимися надписями исламского мира.
50.
51.
Резные изысканные капители колонн - подлинное сокровище Айя-Софии.
52.
53.
54.
55.
56.
На капителях колонн, расположенных вокруг основного пространства, созданы монограммы императора Юстиниана и его супруги Теодоры.
57.
Взгляд лихорадочно и отовсюду непрерывно "выхватывает" удивительные и изысканные архитектурные детали Айя-Софии.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
72.
Сейчас мы зайдем в правый неф.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
Здесь можно легко увидеть еще пару порфировых колонн из римского Храма Солнца.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
Справа, у правой анфилады, библиотека Айя-София, перевезенная сюда в годы правления султана Махмуда I, в XVIII веке. Книги, выстроенные в ряд на полках, декорированных изникской керамикой редчайшей работы, сегодня экспонируются в другом музее.
89.
90.
91.
Мы снова вышли в нартекс и сейчас пройдем к "плачущей колонне", что находится в левом нефе к которой невозможно сейчас добраться сразу из главного.
92.
Золотые юстиниановские мойоликовые потолки просто поражают звоим "золотым сиянием". Вообще находясь в Айя-Софии ты как будто непрерывно находишься в состоянии возвышенной радости мгновения которой бывают столь редки в обычной мирской жизни.
93.
Минуем правые от Царских врата...
94.
...Царские врата...
95.
... и вскоре оказываемся в пространстве левого нефа Айя-Софии.
Уже знакомые нам порфировые колонны...
96.
... многочисленные арки, окна, восхитительные мозаики...
97.
98.
99.
100.
101.
Последняя литургия в Святой Софии началась вечером 28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь. Когда на следующий день в храм, выломав двери, ворвались янычары, священник с чашей в руках чудесным образом скрылся в этом мраморном столбе в северо-западном углу здания.
...и вот она - "плачущая колонна"!
102.
Обычно к ней стоит большая очередь чтобы исполнить три своих самых заветных желания... Надо вставить в отверстие в медном листе закрепленном на колонне большой палец ощутив влагу и "прокрутить" свою ладонь на 360 градусов касаясь медных листов колонны не отрывая ее от поверхности меди и сделать это трижды произнося про себя нужные просьбы. Реально исполняется ритуал довольно затейливо. Говорят загаданные желания непременно сбудутся.
103.
Вот так "волшебная плачущая колонна", а точнее ее участок "исполнения желаний" выглядит вблизи.
104.
105.
Ну, что ж, все желания мы загадали. Теперь самое время подняться на второй этаж собора, на второй его уровень - будет любопытно. Там мы увидим внутренние объемы Айя-Софии с высоты императорской ложи, восхитительные мозаики и узнаем о других загадках и тайнах Айя-Софии.
Нам как раз сюда...
106.
© Vladimir d’Ar, 2017
*
Оригинальный пост и обсуждение (Снимки Владимира д'Ара
vladimirdar)
Содержание