Как мы находимся

Oct 19, 2017 00:01

От assalam786
(Нина Ассалам)


Поскольку мне часто задают такой вопрос, я поделюсь тем, что не является тайной - как я искала свой путь в Традицию. И, в то же время, как Традиция нас находит, как мы ею находимся.

В немногочисленные североамериканские группы, к одной из которых я принадлежу по географическому принципу, большинство людей попали, прочитав книги Идриса Шаха, Омара Али-Шаха или другие, вышедшие в издательствах «Октагон» или «Трактус». Некоторые из этих людей писали прямо в редакции, некоторые нашли Друзей через книжный магазин, одно время содержавшийся американской супружеской парой, до сих пор состоящей в Традиции (сейчас они уже на пенсии, и магазина давно нет). У этого магазина, который назывался Keysign Books, была страничка в Интернете, через которую я и вышла на людей, которые в дальнейшем стали моими Друзьями. Это было около десяти лет назад, тогда я уже жила в Канаде.

(В книгах Омара Али-Шаха или других, относящихся к Традиции, обычно указывается где-нибудь на обороте задней обложки маленькими буквами адрес электронной почты, куда можно обратиться, если есть интерес к дальнейшему изучению. Есть также сайт, где содержится самая базовая информация о Традиции, и есть возможность отправить сообщение).

Я написала письмо в Keysign Books, и оно довольно быстро попало к человеку, уполномоченному на контакт с «желающими глубже изучать Традицию», который потом стал одним из моих самых близких Друзей. Он уже пожилой и очень опытный человек, психиатр, более тридцати лет работающий в группе.

(Следует заметить, что первым контактом с потенциальным «новым составом» в группах, как правило, занимаются профессионалы в области психологии, психотерапии и т.п. Это отражение того факта, что многие ищущие контакта с Традицией нуждаются не столько в учителе, сколько в хорошем психологе, а иногда и психиатре. Даже я, непрофессионал в этой сфере, наблюдая некоторых «искателей Истины» в ЖЖ или в социальных сетях, прихожу к такому выводу. Проблема, однако, в том, что для работы в группе Традиции человек должен быть хотя бы минимально душевно сбалансирован - в противном случае вызов предстоящей трансформации может быть для его психики неподъемным. Принцип «не навреди» - во главе угла).

Обычно все соискатели проходят через подготовительную работу в «группах чтения» (если речь, скажем, идет о большом городе, где таких людей несколько в одно и то же время), или им высылаются тексты для работы (в случае, если человек живет далеко от города, где существует действующая группа). Как правило, задается определенный ритм работы с текстами, например, нужно высылать свои мысли по поводу текстов в письменном виде раз в неделю или две, после чего отправляется новый текст. Те, кому поручено работать с соискателями, обычно не высказывают суждений в смысле «молодец, правильно написал» или «что за бред» - оценки в обычном школьном смысле не являются целью такого взаимодействия. Отсутствие принципа «кнута и пряника» нередко сбивает с толку начинающих, однако такой подход характерен для суфийского обучения в целом.

Искатель попадает в непривычные для него условия, где он вынужден посвящать качественное время работе, за которую его никак не стимулируют внешне. Все очень буднично: читают тексты, пишут свои реакции на них, снова читают, снова пишут. И так - полгода, год, два. Искатель, готовый к испытаниям огнем, водой и медными трубами, зачастую проваливает испытание скукой, неопределенностью и тем, что «ничего не происходит». Значительная часть людей отсеивается на этом этапе, ссылаясь на те или иные причины.

Но бывает и по-другому. Соискатель может заметить, что все-таки существует нечто, что толкает, мотивирует его работать изнутри - независимо от одобрения или порицания. Собственно, это и есть предмет нашего поиска. Обучение необходимо для того, чтобы активизировать это «нечто» в нас.

Кроме того, соискатель может заметить, что работа над текстами, осуществляемая в определенном ритме, приучает его высвобождать часть времени, энергии и жизненного пространства исключительно для работы в рамках Традиции. В дальнейшем это время может быть посвящено другим видам деятельности, например, упражнениям или встречам группы. Если человек не в состоянии посвятить даже этого минимального количества времени и энергии предварительной работе, он не сможет участвовать в настоящей деятельности группы.

Моя предварительная работа была не очень долгой: около полугода. В городе, где я сейчас живу, больше никого из Традиции не оказалось, и мы со старшим товарищем какое-то время в переписке обсуждали некоторые обучающие истории из книги «Сказки дервишей» Шаха. Он посылал мне истории для изучения, затем мы обменивались мыслями по поводу прочитанного. Иногда разговаривали по телефону. Все это продолжалось до того момента, когда товарищ сказал, что мне можно было написать письмо Учителю и попросить разрешения работать в группе. Разрешение было получено, и вот я в группе, уже десять лет.

Бывает, конечно, что люди приходят через друзей, родных. На данном этапе развития Традиции на западе в целом, она растет преимущественно органически, за счет детей и внуков тех, кто когда-то начинал в 60-х и 70-х. Второе и третье поколение - совсем иного рода искатели, чем мы, но это отдельная тема.

С присоединением к группе может возникнуть иллюзия - «ну вот, я и прибыл к месту назначения», хотя настоящая работа с этого только начинается. В этот момент приходит понимание, что найти школу - не самоцель. В группе можно заснуть так же крепко, как и без нее, если не работать. Некоторые на этом этапе теряют интерес, поскольку действительность не соответствует их ожиданиям.

Дело обычно в том, что они ждут, как в той дервишеской истории, что им дадут серебро, и недоумевают, когда получают золото, которое они не могут потратить, «потому что золото не белое». Приходиться вновь «учиться как учиться». На этом этапе отсеиваются люди, которые надеялись найти в Учителе отцовскую фигуру, персонального тренера или утешителя; люди, которые подспудно искали доступ к высшим силам и способностям, надеясь решить свои личные или социальные проблемы, самоутвердиться; люди, искавшие эмоционального возбуждения, чудес и чудотворцев (Ага назвал это «Диснейлендом»). Все они, как правило, быстро разочаровываются в нашей работе.

Те, кто прошел и через эти испытания, подходят к моменту, когда их связь с Традицией становится постоянной, необратимой. Этот момент в традиционных дервишеских Школах отмечали особой церемонией посвящения. И хотя эта церемония у нас сейчас не проводится, данный момент хорошо чувствуется каждым, кто его достигает. Я писала об этом ранее.

*****

Путь у каждого искателя к школе свой. Иногда он прямой и короткий, иногда - длинный и извилистый, полный всевозможных препятствий и ложных ходов. Кто-то из моих Друзей прошел через разного рода «школы самовоспоминания», самодеятельные кружки гурджиевских движений, имитаторские или даже подлинные среднеазиатские суфийские группы, работающие в исключительно традиционном религиозном исламском контексте, и тому подобное. Некоторые из рассказов про их «учителей» или «инструкторов» слушать без слез (или смеха) было невозможно.

Мне не пришлось испытывать (думаю, к счастью) ничего такого. Я просто долго, лет десять или двенадцать, читала книги - начиная с Успенского, потом Гурджиева, затем Шахов, и хотя с самого начала чувствовала сильное сродство и тягу к учению суфийской Традиции, не испытывала ощущения готовности или достойности, как и настоятельную нужду в активных поисках действующей группы вплоть до определенного момента, который проявился как необоримый позыв к действию, как толчок изнутри. В моем случае это выразилось в виде удивительно реалистического сна, однозначно сообщавшего, что время уходит,  и подтолкнувшего меня к действию. Когда этот момент настал, дверь возможности открылась, и все обстоятельства сложились к ее осуществлению.

Напомню в заключение такую историю:
Постучались в дверь двое нищих бродяг. Открылась дверь, одному из них дали сухую корку, и он, радостный, ушёл. Другому ничего не дали, но он терпеливо ждал. И вот, через долгое время, дверь опять открылась, и тому, кто терпеливо ждал, тоже дали кусок хлеба, но не черствую корку, а теплый, свежеиспеченный каравай.

И кто знает, какой у Водителей план для него?

* Оригинальный пост

(Снимок Андрея Саликова mevlevi)

Содержание

Вектор, Суфизм, Саликов, Нина Ассалам

Previous post Next post
Up