Мозаики и фрески Хоры. Экзонартекс. Чудеса Иисуса Христа. Часть 5.

Jan 25, 2018 00:01

От vladimirdar
(Владимир д'Ар)



Итак, мы завершаем осмотр мозаик Хоры в экзонартексе Церкви Христа Спасителя в Полях. Эта часть будет посвящена мозаикам деяний Иисуса Христа. Также по сути мы закончим осматривать мозаики Хоры, чтобы приступить к лицезрению не менее захватывающих фресок этой удивительной церкви. Ну а пока мы еще в экзонартексе и продолжаем осмотр на чем остановились в четвертой части - сцене, которая должна была завершать весь этот эпизод - Христос среди учителей в Иерусалимском храме. Напомню, что мы все еще находимся в экзонартексе (внешнем нартексе) церкви.



От входа в экзонартекс повернем налево и снова зайдем в первый северный компартимент. Мы здесь уже были. Но сейчас обратим внимание на верхнюю часть объема первого компартимента (над аркой).



Христос среди учителей в Иерусалимском храме и Проповедь Иоанна Предтечи располагались выше, на северном склоне свода и сохранились фрагментарно. Они же, по существу, открывают следующий цикл...









Прежде, чем перейти к следующему циклу мозаик, обратим внимание на портреты святых в экзонартексе. Всего их 29 в медальонах и 8 - в полный рост. Чем был обусловлен выбор тех или иных персонажей, можно понять далеко не всегда. Мы уже некоторые видели, но стоит обратить внимание, что в самом северном компартименте в арке над восточным люнетом изображены (в медальонах) святые Мардарий, Авксентий, Орест и Евгений (над сценой "Святое Семейство стоит перед губернатором Сирии Квиринием").



Дело в том что к северу от открытой цистерны Мокия и самой большой в Константинополе находился монастырь Олимп. Сюда на праздник святого Евстратия обычно наведывались император и патриарх. Как-то раз в этот день выдалась плохая зимняя погода с ветром и снегом, и никто не приехал - тогда нерадивые монахи решили пропустить литургию. Но чтобы не случилось такого поношения, в монастырь под видом царского посланника прибыл сам святой Евстратий вместе со святыми  Мардарем, Авксентием, Орестом и Евгением и сделал инокам строгое внушение. Ниже святые в медальонах ниже - это они и есть.


>



Свя­тые му­че­ни­ки Ев­стра­тий, Авк­сен­тий, Ев­ге­ний, Мар­да­рий и Орест по­стра­да­ли за Хри­ста при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане (284-305 гг.) в Се­ва­стии, в Ар­ме­нии.





В софите поперечной арки между первым и вторым компартиментамит представлен святой Андроник, явно удостоившийся его изображения по причине тезоименитства с императором...

>

Святой Андроник и его помощница Иуния (Юния или Гуния) были родственниками апостола Павла и сподвижниками в его апостольских трудах. О них он упоминает в послании к Римлянам (Рим. 16:7). Святой Андроник был епископом Сирмии Паннонской, но проповедовал и в других странах. О нём известно, что он обратил в христианство множество язычников, разрушал языческие храмы, воздвигал церкви, творил чудеса.



Перейдем, наконец, к третьему циклу мозаик Хоры, который изображает земное служение Христа. К несчастью, значительная часть сцен этого цикла утрачена. Занимает он своды экзонартекса и продолжается в нартексе, а начинается, как уже было отмечено, на северном склоне самого северного компартимента - сценой, представляющей Христа среди учителей в Иерусалимском храме. В том же своде сохранился фрагмент мозаики с проповедью Иоанна Предтечи.



Сюжет продолжается в своде второго компартимента с северной стороны, в сопровождении подписи: “Сей был Тот, о Котором я сказал, что "Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня” (Ин.1: 15).



Проповедь Иоанна Предтечи
Согласно Евангелиям Иоанн Редтеча - ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии. Иоанн жил в пустыне аскетом, проповедовал и совершал священные омовения/окунания для очищения от грехов и покаяния иудеев, которые впоследствии стали называться таинством крещения.



Иоанн крестил в водах реки Иордан Иисуса Христа, окунув его в воду. Он был обезглавлен иудейским царем Иродом Антипой по желанию царицы Иродиады и её дочери Саломеи. Иоанн Предтеча считается исторической фигурой. Упоминание о нем есть во всех известных рукописях «Иудейских древностей» Иосифа Флавия, что считается большинством исследователей аутентичным текстом, а не позднейшей вставкой переписчиков-христиан.











Искушение Христа
Искушение Дьяволом Иисуса Христа произошло во время его сорокадневного поста в пустыне, куда он удалился после своего крещения. В христианстве искушение Христа трактуется как одно из доказательств двух природ в Иисусе, а уязвление Им Дьявола - как пример должной борьбы с силами зла и результат благодатных плодов крещения.





С южной стороны сцены в куполе изображено Искушение Христа, с полностью выписанным диалогом между Спасителем и Сатаной: “Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами” - “Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих”. - “Всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне”. - “Отойди от Меня, сатана”. - “Потом берет Его диавол в святой город (и поставляет Его на крыле храма): “Если Ты Сын Божий, бросься вниз”. - “Написано: не искушай Господа Бога твоего” (Мф. 4: 3-10). При этом “все царства мира и славу их”, которые обещает Иисусу дьявол, символизирует обнесенный стенами город и находящиеся в нем шесть царей.




>

Святой Великомученик Георгий
Святой Георгий Победоносец (Георгий Каппадоки́йский) - христианский святой, великомученик, наиболее почитаемый святой с таким именем и один из наиболее известных святых в христианском мире. Существует множество вариантов его жития, как канонические, так и апокрифические. Согласно каноническому житию, Георгий пострадал во время Великого гонения при императоре Диоклетиане и после восьмидневных тяжких мучений в 303 (304) году был обезглавлен. Одним из самых известных сказаний о его чудесах является "Чудо о змие".





Святой мученик Тарах (Ταράχος) (западная часть свода).
Святые мученики Пров, Тарах и Андроник пострадали за Христа в 304 году в городе Тарсе Киликийском также во времена Диоклетиана>. Мученики допрашивались поодиночке, и сам допрос был в таком порядке: сначала, как старший годами, Тарах, потом Пров и, наконец, Андроник.



На первом допросе святой Тарах смело исповедовал себя христианином, отвечая на неоднократные вопросы проконсула Нумерия Максима о его имени. "Я - христианин. Это имя для меня дороже и славнее, нежели имя, данное родителями. Но если нужно знать и то имя, - моими родителя я наименован Тарахом, а когда был воином, звали меня Виктором... Максим, раздраженный его смелыми ответами и обличениями, говорил своим воинам: "Бейте его по зубам... сокрушите его челюсти... снимите с него хитон и пустите в дело палки".



После допроса и истязаний трех обессиленных мучеников бросили в амфитиатре на съедение диким зверям на потеху зрителям. Но дикий медведь только что убивший трех человек только лизал раны Андроника, а огромная львица преклонилась перед святыми и легла у ног Тараха. В дикой злобе Максим приказал заколоть мучеников и разрубить их тела на части и не допускать никого к их останкам под страхом смерти. Однако христиане тайно взяли останки мучеников и похоронили в скальной пещере.



















Сцены проповеди Иоанна Крестителя и Искушения Христа с западной и восточной стороны.







В своде третьего компартимента (в объеме над входом в экзонартекс) с северной стороны размещается Чудо в Кане Галилейской, а с южной - Умножение хлебов. Сюжеты, связанные с хлебом и вином, указывают на то, что прихожанин пришел в храм: то место, где совершается причастие.





Полотно мозаики в центре свода как мы видим разрушено. Остались несколько уцелевших сцен - это свадьба в Кане с превращением воды в вино, где изображены Иисус Христос с Марией и учениками, а также чудо окормления Иисусом народа пятью хлебами, когда Христос достает из пустых корзин хлеба и наполняет ими другие три корзины.



Умножение хлебов.





Перед Иисусом Христом стоят удивленные ученики, а за ними много людей. Сохранился также небольшой фрагмент с принесением в жертву тельца. Надписей на композициях нет, отсутствуют даже имена Иисуса Христа и Марии.





Напротив мозаики Богоматерь Воплощение что над входом в экзонартекс - в третьем компартименте над входом в нартекс находится мозаика Христос Панткратор. Рассмотрим ее в деталях.





>





Над ней можно "до-рассмотреть" другие фрагменты мозаики чудес совершаемых Иисусом Христом.

Претворение воды в вино (в Кане Галилейской; первое чудо Иисуса Христа)
Во время брачного пира по просьбе своей матери Иисус превратил воду в вино.
Православная и католическая традиция видят в этом выражение особой силы молитв Богородицы за людей.



Умножение хлебов



Это единственное чудо, о котором упоминают все евангелисты. Иисус проповедовал в пустынном месте, и ученики попросили его отпустить людей, чтобы те могли пойти и купить себе пищи. Христос ответил ученикам: «не нужно им идти; вы дайте им есть». В ответ на сомнение учеников, как можно накормить пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, Иисус Христос взял пищу в руки и, посмотрев на небо, благословил её, разломил и дал ученикам, а ученики раздавали народу. По утверждению евангелиста: «ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов».



В своде четвертого компартимента с востока представлено Исцеление прокаженного, а с запада находилась сцена Хождения по водам, но она утрачена.





















Стены экзонартекса в основном свободны от мозаик. Однако есть некоторые изображения святых на опорных колоннах экзонартекса.

Возможно это апостол Петр...





Богородица с младенцем Христом



Очевидно это фрагменты мозаики "Иоанн Креститель"



Западная стена экзонартекса выделена под захоронения как и конечно же парэкклессий.
О захоронениях в Церкви Христа Спасителя в Полях будет отдельный завершающий материал этого цикла о мозаиках и фресках Хоры.











В пятом компартименте все мозаики свода погибли.










В шестом угадываются фрагменты следующих сцен:  Исцеление расслабленного в Капернауме, Исцеление расслабленного в Вефсаиде и Христос с Самаритянкой.

Исцеление расслабленного в Капернауме









Христос с Самаритянкой



Исцеление расслабленного в Вефсаиде





Итак, мы закончили осмотр удивительных мозаик не только экзонартекса но и всей Церкви Христа Спасителя в Полях. Перед нами за пределами седьмого компартимента (за этими двумя колоннами на фото ниже) - парэкклесий (часовня, усыпальница) - галерея пристроенная как продолжение южной части экзонартекса к востоку. Фрески парэкклесия однозначно не менее впечатляющи нежели мозаики Хоры. Давайте же убедимся в этом!



* Оригинальный пост

(Снимки Владимира д'Ара vladimirdar)

Содержание

Вектор, Владимир д'Ар, Искусство, История, Христианство

Previous post Next post
Up