Об изучении каббалы

Aug 04, 2018 00:01



От victorolsufiev
(Виктор Олсуфьев)

"И я познаю мудрость и печаль,
Свой тайный смысл доверят мне предметы" (Белла Ахмадулина)

В последние годы создается впечатление, что изучение Каббалы становится поистине всенародным делом. Кто только ее не изучает! Кто только ей не обучает! Даже сайтов, связанных с этой темой, множество. Ну а что такого? Вон и певица по кличке «Мадонна», говорят, тоже присоединилась. А ты еще не каббалист? Нет, серьезно? Ну, братан, отстаешь...

Шумиха, поднятая (с коммерческой целью или без оной) вокруг древнего учения оставляет неприятный привкус, и не только у меня. Вроде бы налицо противоречие. С одной стороны, Каббала - это великое учение. Оно, как считается, может трансформировать человека, делать его более совершенным: умным, добрым, мудрым и пр. Это мнение, которого придерживались многие достойные люди и нет оснований в этом сомневаться.

С другой стороны, легко понять и другую точку зрения. Те, кто так или иначе сталкивался с людьми, изучающими Каббалу (или, во всяком случае, утверждающими это), могут заметить, что те ничем не отличаются от других, не изучающих. По людям не заметно, чтобы само это изучение сделало их мудрыми, или хотя бы просто умными и добрыми. Иногда даже наоборот...

Как это нередко бывает, путают понятия. Слово-то одно, а стоять за ним могут разные вещи. Можно сказать, что то, что многие сейчас изучают, не является, в сущности, Каббалой. Или является Каббалой, но другой. Или, скорее, является только предварительной стадией (точнее, одной из двух предварительных стадий) для изучения Каббалы. А до самой Каббалы эти люди просто не доходят. При этом сами изучающие, впрочем как и их наставники, убеждены, что то, что они штудируют, и есть та самая, настоящая Каббала. Но увы...

То, что называется «изучением Каббалы» является изучением слов о Каббале. Люди знакомятся с понятиями, идеями, изложенными в книгах. Выучивают эти идеи, запоминают. Соединяют в логические конструкции: иногда более сложные, иногда - менее, пользуясь комментариями, изложенными, опять-таки, в книгах или пересказанными устно из тех же книжек. При этом учащиеся, как правило, гордятся своей причастностью к древней мудрости. Ну и... всё. Как правило, никаких существенных изменений в сущности людей этот процесс не вызывает. Да и откуда им взяться от чисто интеллектуальных упражнений?

Традиционно, такого рода изучение идей является первой, предварительной ступенью приближения к Каббале. Его можно сравнить с изучением отдельных частей трупа. Как правило, большинство изучающих удовлетворяются неким набором знаний (точнее сказать, информации) и на этом все «обучение Каббале» заканчивается.

Впрочем, попадаются и настырные, которые тратят годы и годы, денно и нощно грызя гранит этой науки. В конце концов, такие (сравнительно немногие) люди могут приобрести довольно большие теоретические познания. Они могут помнить или даже знать наизусть тексты, быть знакомым с различными толкованиями и объяснениями, научиться с определенной легкостью оперировать понятиями и идеями. Даже могут писать на эту тему. А то и, подумать только, учить других...

Результатом такого длительного и углубленного изучения может являться то, что изучающий (которого теперь уже можно почтительно именовать «ученым доктором») приобретает уже не отрывочное, а более цельное знание идей. То есть, он уже как бы знает не отдельные части и органы, а, скажем, все (или, во всяком случае, многие) части. Это знание и есть то, что может дать этот первый предварительный этап. Используя образы русских сказок, результатом действия мёртвой воды является то, что у мертвого тела заживают раны. Но само тело еще не ожило.

Вторая ступень заключается в том, что человек, приобретший большие познания (или даже не такие большие), может встретить кого-то, кто может научить его устройству Каббалы.

Понимание этого обычно вызывает трудности. Что значит «устройство»? Вроде, оно и так известно. И вам охотно будут рисовать схему сефирот, бойко рассуждать о 32 путях, 231 вратах, мирах, Адаме Кадмоне, Иезекииле и пр. Но... это не устройство Каббалы. Это только намеки на ее устройство, к тому же нередко не только затемненные, но и искажённые. Иногда намеренно.

Но если человек поймет устройство Каббалы, это понимание может послужить как бы осью детской пирамидки, на которую начнут как диски нанизываться все идеи и понятия, которые он уже знал (или думал, что знает). И начнет вырисовываться Каббала не как набор абстракций, а как нечто живое и даже, можно сказать, сознательное. Этот второй этап можно сравнить с действием живой воды. Мёртвое оживает.

И вот только после этого начинается третий этап: то, что можно назвать действительным изучением Каббалы. Только тот, кто прошел два этапа и хотя бы часть третьего, может быть назван каббалистом.

Можно ещё привести такую аналогию (хотя она и корявая, но лучшая в голову не пришла). Предположим, что мы хотим понять как работает человеческий организм. Первый этап - это, как уже говорилось, знание устройства тканей и отдельных органов. Допустим, мы более-менее разобрались и с тем, как устроены ногти, и даже с устройством глаза. Дальше нам нужно переходить к связи органов, их совместной работе. Но никому ведь не придёт в голову начинать это изучение с поиска взаимосвязи работы, скажем, глаза и ногтя большого пальца ноги! Можно начать с глаза, но тогда придётся изучать его связь с головой. Можно начать и с ногтя, но его тогда нужно изучать в связи с пальцем, суставом, стопой и т.д. Хотя в организме всё связано и есть, без сомнения, связь глаза с ногтем, но если мы начнем изучение с поиска этой связи, мы никуда не придём.

В изучении организма у нас есть то преимущество, что мы уже знаем (в частности, благодаря зрению), как устроен человек. В случае же Каббалы у нас такого знания нет. Вот и получается, что люди пытаются найти связи между идеями, которые кажутся им близкими, а на самом деле далеки, и не ищут связи между идеями и понятиями, которые кажутся им мало связанными (или вовсе не связанными), а на самом деле близки. То есть, налицо своего рода слепота. Вот и нужно, чтобы кто-то зрячий научил, как устроена Каббала.

Что касается первого этапа, то для него учитель не нужен. В общем, идеи можно изучать самостоятельно, по книгам. Можно и под руководством кого-то, кто имеет определенный (или даже большой) багаж знания, относящегося к первому этапу, но обучение такого рода нередко сопровождается тем, что обучающемуся попутно навязывают целую кучу посторонних, ненужных, а то и вредных взглядов. А поскольку он ещё не обладает достаточной способностью различения, обучающийся усваивает всё подряд.

Конечно, хорошо бы начинать сразу под руководством настоящего каббалиста, а не просто ученого эрудита! Но это, как правило, из области мечтаний.

Второй этап может проходить только под руководством учителя. Вероятность докопаться до устройства Каббалы самому практически равна нулю. Хотя теоретически это возможно, но количество различных комбинаций идей, которые необходимо рассмотреть (причем углубленно и с разных сторон) таково, что на это не хватит жизни. Тем более, что благодаря общей деградации человечества продолжительность жизни людей уже давно составляет лишь часть от нормального срока (*1).

Наивно думать, что какой-то учитель вдруг берёт и открывает человеку тайну строения Каббалы. Вторая стадия - это длительный процесс, продолжительность которого зависит от способностей человека. Ему дается не ключ, а только идея ключа, намек, заготовка. А сделать ключ - это задача самого человека (*2). И хотя его иногда подталкивают в нужных местах пути, весь путь изучающий должен проделать сам, своими усилиями. Эта работа необходима для развития человека, для расширения его сознания.

Можно сказать, что только на третьем этапе начинается Путь как познание тайн «Бога, Вселенной и Человека», наукой о которых нередко называют Каббалу. Посколько идущих по этому пути очень мало, то Каббала была и остается тайной наукой. А поскольку (опять-таки из-за общего упадка) подходящих учеников, как и учителей, становится всё меньше, то, пожалуй, даже ещё более тайной, чем прежде.

Подавляющее большинство изучающих не доходит до второго этапа. Некоторые из них превращаются в ученых мужей, которые пишут книги, читают лекции, учат других. Они умирают почтенными патриархами, окруженными толпами учеников, считающих себя и своих учителей «каббалистами». И никто из них даже не подозревает, что они не дошли даже до начала самой Каббалы...

Описанные стадии составляют традиционный путь. Но иногда человек может получить знание о строении Каббалы, относящееся ко второй стадии, без прохождения первой. Это случается, хотя и редко. В таком случае, если человек хочет овладеть Каббалой, ему придется пройти и первую стадию, то есть изучать доступные идеи. Но в этом случае у него есть большое преимущество: его знание строения Каббалы позволяет ему не только гораздо легче усваивать идеи, но и различать правильные идеи от искаженных. У него уже есть критерий, он знает архитектуру будущего здания. Сопоставляя то, что он изучает, с имеющимся у него «генеральным планом», он всегда сможет проверить, насколько та или иная идея гармонически соответствует общей структуре. Это может сэкономить десятки лет и бездну усилий.

Излишне говорить, насколько это важно, особенно для Каббалы, уже в ранние тексты которой вносились искажения. Текст величайшей важности, «Сефер Иецира», содержит неправильности в некоторых кардинальных положениях, намеренно сбивающие с толку. (Достоверно известны по крайней мере два таких места в книге). При этом вполне очевидно, что составитель текста знал правильные решения, но посчитал нужным намеренно затемнить текст в расчете на то, что тот, кому это знание будет действительно нужно позарез, сможет разобраться (*3).

Впрочем, имея «генеральный план», человеку не обязательно направлять свои усилия на изучение именно Каббалы. Он может с равным успехом изучать и другие великие системы, потому что все подлинные учения основаны на одном и том же плане. Это, естественно, и есть план, лежащий в основе нашей Вселенной, или нашего «описания мира» (*4).

Что же происходит на третьем этапе? Можно сказать, что происходит слияние идей с жизнью. Изменяются знание и бытие человека.

Чем дальше проходит человек по этому Пути, тем меньше ему нужен учитель для познания самих тайн. То есть, он, конечно, нужен, но его прямой функцией уже всё меньше является объяснение законов. Пользуясь знанием устройства Каббалы как универсальным ключем (“Master Key”), изучающий со временем научается открывать одну за другой дверцы и двери учения и находить за ними спрятанные сокровища. Его понимание растет. Можно сказать, что Каббала, теперь уже живая, сама его учит. Это и метафора и нет. Иногда в таких случаях говорят, что человека учит Тора, или Илья, или Моисей, или ангел, или Бог, или он сам, или ничто. Это не важно: все эти представления зависят только от настройки восприятия. Важно то, что к человеку приходит качественно новое Знание.

Это новое знание уже не просто мёртвые слова, числа или схемы. Его отличие в том, что, пользуясь известными ему законами, человек начинает понимать: и себя, и других людей, и то, что его окружает. Всё в мире устроено по одним и тем же строгим законам и, обладая знанием этим законов и умением их применять, человек может постичь и своё тело, и психику, и взаимоотношения людей, и внешние события. Конечно, сперва знание собирается по крупицам. Наивно думать, что, дескать, вот только вступил на этот путь, и тотчас «внял я неба содроганье, И горний ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дольней розы прозябанье» (*5). Как бы не так! Путь не близок, это только его начало. Но «плох тот солдат, который не хочет стать генералом».

В результате может прийти «каббалистическое восприятие мира». Тогда человек становится способным воспринимать всё как Каббалу. То есть, понимать устройство каждой вещи как проявление единых законов, лежащих в основе мира, или Закона, или Воли Божьей. Воспринимать всё как Тору, если хотите. Говоря другими словами, к нему приходит мудрость.

В частности, человек начинает совсем иначе понимать само Писание - не его поверхностный, буквальный смысл, а скрытый, глубинный. Мёртвые буквы оживают.

Это то, что касается знания.

Что же должно происходить с человеком в аспекте его бытия? Если развитие человека на этом Пути происходит правильно, то он, говоря метафорически, соединяется с Каббалой, становится ею.

Каббалистические законы, то есть законы Вселенной, познанные человеком, не остаются в интеллекте, а проникают в его сущность, которая и является «им самим», отпечатываются в ней. Само существо человека гармонизируется, облагораживается и все его функции, настраиваясь в соответствии с мировыми законами, начинают работать более правильно. Можно сказать, что человек начинает думать правильные мысли, испытывать правильные чувства и совершать правильные поступки (*6).

Важно, что правильность мыслей, эмоций и поступков определяется не навязанными извне догмами, моралью и правилами. Их критерий приходит от истинного «Я», совести. В этом и проявляется отличие подлинного Пути от более внешних учений, в том числе религиозных (*7).

В результате развития человек приобретает знание различения правильного и ложного, «добра» и «зла». Он становится способным действовать правильным, гармоничным образом. Для этого ему нужно руководствоваться не только соображениями или эмоциональными порывами, а требуется слушать «внутренний голос», приходящий из более глубоких (или «высоких») частей его существа (*8). Такой человек всё больше становится проводником гармонии Космоса. Это и есть то, что на религиозном языке называется исполнением «Воли Божьей». Руководствуясь голосом Истины, совестью, человек становится свободным от внешних установлений, связанных с общепринятыми догмами, именуемыми «моралью», «нравственностью» и пр. Это относится как к социальным, так и к религиозным установлениям. Хотя он может их и соблюдать, если это требуется по тем или иным причинам (*9).

Только человека, у которого интуитивное познание развилось до определенной (существенной) степени, можно назвать каббалистом, звеном истинной Традиции. Только человек, обладающий способностью интуитивного проникновения в суть вещей и в психику людей, имеет право учить других Каббале, которая выше и религии и философии. Если же он только знает слова, будь то умозрительные идеи или религиозные догмы, то он так же далек от Каббалы, как и любой другой человек (*10).

У подлинного кабалиста его внутренняя часть, сущность, благодаря гармонизации с Высшим, приобретает совершенные качества, которые могут восприниматься внутренним зрением как свет, некая совершенная форма и пр. Это то, что иногда на языка религии называют «печатью», которой Бог отмечает тех, кто к нему близок (*11).

=============================================

*1 «Столетье наше близится к концу И годы мчатся, словно дни недели. Вчера лишь я смеялся в колыбели,
И вот - пошли морщины по лицу.» (Владимир Ковенацкий)

*2 «Узор»

*3 Подобной тактики придерживались и адепты родственной герметической доктрины - Алхимии. «‘Я не представляю себе, - говорил Фламель в разборе Авраама Еврея, - возможности написать это понятным латинским языком, так как Бог тотчас покарал бы меня’» (Альберт Пуассон. Теории и символы алхимиков)

*4 Недавно, разобравшись (хочется сказать «случайно», так неожиданно это произошло) с одной из фундаментальных идей «Сефер Иецира», я решил посмотреть, как комментируют это место различные авторы. (Книг по Каббале у меня немало, хотя я книги вообще не читаю, а держу их только для справок, то есть как раз для таких случаев). Ничего внятного я не нашёл, только один автор осмелился углубиться в этот вопрос. Я говорю о книге Aryeh Kaplan. Sefer Yetzirah. The Book of Creation. (Книга эта, кстати, хорошая, возможно одна из лучших. Импонирует «математический» подход автора). Так вот, читая комментарии Каплана, я испытал почти физическое страдание от того, как, вроде бы, близко он был от решения данной проблемы, но ... не смог. И дело не в том, что он не осмелился подвергнуть сомнению какое-то из утверждений текста. Каплан просто не видел вроде бы вполне очевидного решения, иначе свет воссиял бы. И вот он наворачивает, притягивает, перетолковывает... Казуистика, талмудистика вместо простого и ясного, такого естественного математического решения.

Меня это настолько «достало», что я рассказал об этом Учителю. В том смысле, что я понимал бы, если бы автор был каким-то примитивом. Но Каплан был явно и умным, образованным и знающим человеком... Как же так? Его, посвятившего изучению Каббалы, возможно, всю жизнь, отделяла от этого открытия такая тонкая перегородка. Неужели он так и умер, не поняв?...

«Скорее всего, - ответил Учитель. - Это то, что я тебе говорил не раз: Тайна сама себя охраняет. Очень часто дело в мотивах. Вот этот Каплан писал книги, - а зачем? Хотел «просвещать массы»? Но ведь это знание - не для масс. Значит, присутствовало тщеславие... »

В другом случае подобное ощущение я испытывал, читая Владимира Еремеева.

*5 А. С. Пушкин. Пророк

*6 К сказанному выше имеет отношение и идея спасения. Грех - это дисгармония, удаление от мировой Гармонии, от вселенского Закона. Грех - это беззаконие.

Соответственно, спасение состоит в удалении, избавлении от греха, от беззакония, то есть в соблюдении Закона, в приближении к мировой Гармонии и всяческом споспешествовании ей.

Грех в мыслях - это отсутствие гармонии в мышлении человека. Пустые, бесполезные, ненужные, вредные, мелкие, механические мысли. Коротенькие, как у Буратино.

Грех в чувствах - это отсутствие гармонии в эмоциях человека. Разрушающие, отнимающие энергию, мелкие, недостойные, низменные, механические эмоции.

Грех в поступках - это отсутствии гармонии в действиях, в жизни человека. Это поступки, о которых человек способен пожалеть или которые не приносят пользы ему и другим. Такие действия всегда механичны.

Соответственно, спасение, избавление от греха состоит в исправлении, гармонизации мыслей, чувств и поступков человека.

В Буддизме “благородный восмеричный путь” слагается из восьми шагов: правильное понимание, правильное стремление, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные усилия, правильная концентрация.

*7 Что, впрочем, не исключает в приближении к Каббале роли религии - религиозного чувства и соблюдения религиозных установлений. Равно как и роли философии. Путь к высшему лежит через низшее. Аналогично, в Исламе духовный путь может начинаться с Шариата.

*8 Голос совести не может ошибаться. Блажен тот, кто может слышать его и следовать ему, даже если он противоречит самым устойчивым представлениям.
ОТКАЗЛюди одного города просили Баал Шем Това уговорить своего ученика Иехиэля Михала принять должность равви, которую они ему предлагали. Баал Шем Тов пытался уговорить его, но Михал настаивал на отказе. "Если ты меня не будешь слушать, - сказал наставник, - то утратишь и этот мир, и мир грядущий".
"Даже если я утрачу оба мира, - отвечал ученик, - я не приму того, что мне не подобает".
"Тогда, сын мой, прими мое благословение, - произнес Баал Шем. - Ты выдержал испытание".

Мартин Бубер «Хасидские предания» 4

*9 Идея, что человек может воплощать ( в буквальном смысле) Учение можно найти, например в христианстве. Во время Литургии хор поёт: «"Елицы во Христа креститися, во Христа облекошеся». Также апостол Павел говорит: «Уже не я живу, но живет во мне Христос: уже не действует во мне ничто человеческое, но действует Христос.» (Гал. 2.20). При этом сам Христос воплощает учение и является «путем, истиной и жизнью» (Ин. 14,5-6)

Там же о свободе познавшего от внешних установлений: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными.» (Ин. 8.32 )

*10 К сожалению, самозваных «учителей Каббалы» развелось множество. Они не только обманывают себя, но и сбивают с толку других людей, которых манит свет древней Традиции.

Общая деградация человеческой психики проявляется и в том, что помимо лже-каббалистов, наивно полагающих себя учителями, появились, тоже под маской «учителей» (и их «учеников») Каббалы, законченные негодяи, использующие слова древного Учения для достижения грязных коммерческо-политических целей. Их распознать не очень сложно, достаточно только внимательно присмотреться к тому, как они себя ведут, чему они «учат» и кому выгодна их пропаганда вражды, ненависти и насилия. Да обрушит на них и их мерзких хозяев всю тяжесть Своего возмездия Бог, именем Которого они прикрываются!

*11 "Тогда человек становится "шестиконечной звездой", т.е., обретя независимость и завершённость в самом себе и будучи заключённым в круг жизни, он изолирован от чуждых влияний или случайных толчков; он воплощает собой печать Соломона.» П. Д. Успенский "В поисках чудесного"( гл. 14).

* Оригинальный пост

(Снимок Андрея Саликова mevlevi)

Содержание

Вектор, Саликов, эзотерика, Виктор Олсуфьев

Previous post Next post
Up