Джан Лоренцо Бернини о напитках и причинах эволюции архитектуры

Feb 06, 2019 00:01

От tito0107
(Тихон Токарев)

"Увидев кровлю дворца Тюильри он (Бернини) сказал, что она чрезмерно высока и что недостаток этот, несомненно, усугубляется с ходом времени, и привел по этому поводу сравнение с человеком, который любит холодные напитки и велит слуге следить за этим. Слуга с первого раза все понимает и подает хозяину очень холодное питье. Убедившись, что сумел угодить, он на следующий день подает питье еще холоднее, затем еще и еще, пока питье не превращается в лед, а хозяин ничего не замечает, если только не заболевает от этого. Точно также обстоит дело и с кровлей, которая в свое время была низкой; затем ее слегка приподняли и постепенно делали все выше, отчего, в конце концов она сравнялась по высоте с остальным зданием и никто не заметил этого ужасного уродства. Я ответил ему, что кровля росла на манер шляп, но теперь мода требует носить их такими низкими, что едва помещается голова, поэтому можно ожидать, что и кровли понизятся " (Поль Фреар де Шантелу. "журнал путешествия кавалера Бернини во Францию", 1665)




Дворец Тюильри со стороны Лувра, 1660-е

Дворец Тюильри в это время перестраивался Луи Лево и новые части его получили высокую мансардную кровлю (в частности, театр Тюильри, завершенный в 1661 г.). Вообще, мансарды, названные так по имени своего изобретателя Франсуа Мансара, были французской новинкой и можно представить, насколько вид этих "нелепых" крыш был оскорбителен для итальянца Бернини. Впрочем, нелепыми ему должны были казаться все французские крыши, традиционно высокие.

Но для меня примечательно, что изменения в искусстве гениальный Бернини объясняет психологическими, даже психофизиологическими причинами и, тем самым опережает время лет на 200-300. Я бычно в таких случая вместо холодного напитка привожу в пример чай, который становится все крепче. Естественно, такое объяснение применимо не только к архитектуре, но и моде, картинам (причем, не только их содержанию, но и к размерам и пропорциям), временным искусствам (музыке и литературе). А вот Фреар де Шантелу демонстрирует пример мышления "по аналогии": понизились шляпы - понизятся крыши. (При том, что так и произошло - см., например, восточный фасад Лувра, или Версаль после перестройки).

Оригинальный пост

Содержание

Вектор, Тихон Токарев, Искусство, История

Previous post Next post
Up