От
tito0107(
Тихон Токарев)
Марк Габриэль Шарль Глейр (1806-1874) был выходцем из низов и за всю жизнь, несмотря на известность так и не скопил богатства. Своих бедных учеников он освобождал от платы за обучение, вёл аскетичный образ жизни, а служение искусству приобретало для него почти религиозный характер. Академическая эстетика была для него догмой, но, как пишет Анри Перрюшо, он не навязывал этой догмы своим ученикам: "Глейр был слишком сдержан, чтобы навязывать другим свои эстетические вкусы, какими бы строгими они ни были. Два раза в неделю он приходил в мастерскую выправлять работы своих трех-четырех десятков учеников, которые рисовали и писали натурщиков. Во время занятий если Глейру и случалось решительно высказать своё мнение, то всегда вполголоса и, как это вообще свойственно людям робким, под влиянием порыва и не настаивая на своем. Вот почему в мастерской этого молчаливого наставника ученики пользовались относительной свободой".
Автопортрет. 1841
Глейр может рассматриваться как эталон академиста своего времени. Суховат, но живопись его гармонична и не слащава (на мой взгляд). Мне он симпатичнее, чем, например, Деларош, или Кабанель. Всё добротно, тот случай, когда при "виде исправной амуниции презренны все конституции" (Козьма Прутков)
Римские разбойники. 1831
Апостолы уходят проповедовать Евангелие
Римляне в ярме
Антуан-Анри Жомини. 1859
Купание. 1868
Диана
Египетский храм. 1840 (В Египте Глейр тоже побывал)
Царица Савская. 1838. Эскиз
Вечер. Утраченные иллюзии. 1843
Казнь
майора Давеля. 1850
Танец вакханок. 1849
Cléonis and Cydippe. 1842-1843
Сапфо. 1867
Геркулес и Омфала. 1862
Дафнис и Хлоя. Ок 1650
Застенчивая египтянка. 1838
Возвращение блудного сына. 1873
Этюд к "Возвращению блудного сына"
Зарисовки натурщика
Когда просматривал работы Глейра, обратил внимание, что манера его на протяжении десятилетий почти не менялась, ранние произведение сложно отличить от поздних. Очевидно, он всю жизнь стремился достигнуть идеала, воспринятого им в молодости. Можно представить, какое возмущение вызывало в нем искусство этих "варваров", его учеников: Моне, Ренуара, Сислея, Базиля. (Впрочем, нередки случаи, когда художник тепло относится к тем из современников, кто творит совершенно в ином стиле, чем он сам). Глейр умер 5 мая 1874 г., вскоре после открытия первой выставки импрессионистов, но настаивать, что между этими событиями есть связь, я не стану.
Оригинальный пост Содержание