О музыке

Mar 20, 2020 00:08

От victorolsufiev
(Виктор Олсуфьев)

"Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черед,
То мне птица Гамаюн
Надежду подает..." Владимир Высоцкий
То, о чем Вы спрашиваете - это большие вещи. Знание устройства музыки и знание пропорций - это одно знание: знание законов построения и работы октав. Если знать это, можно знать и многое другое. То есть, Вы хотите знать, как устроен наш мир, не больше и не меньше. Ну что ж, заявка неслабая...

В виде примеров школ, владеющих таким знанием, можно упомянуть школы, связанные с суфийской традицией Накшбанди, и некоторые буддийские школы.

С каждым из этих направлений связаны свои трудности. Подлинную суфийскую традицию, как известно, трудно найти. На нахождение ее могут уйти годы. В конечном счете, как я писал, школа может найти Вас, а не Вы школу (*1).

Буддийскую школу такого направления, я полагаю, найти легче. Одна маленькая проблема: готовы ли Вы, если потребуется для того, чтобы получить нужное знание, оставить мир и стать буддийским монахом? (*2)

И что Вы подразумеваете под «очень хотите»? Чем Вы готовы пожертвовать? Сколько лет Вы готовы ждать и искать - 5? 10? 15? Через столько лет от Вашего желания может ничего не остаться. Другие интересы могут занять место нынешних. Или нет?

То, что Вы упомянули, относится к Знанию с большой буквы. А оно требует большой жертвы, на которую способен только тот, у которого действительно сильный интерес. Если Вы из таких людей, то тем лучше...

*
«Научись на гармошке игра-а-ать»
Если Вы считаете, что Ваш интерес именно таков, не стоит терять времени. Есть и другой путь кроме непосредственного поиска школ. А именно: Вы можете изучить все, относящееся к этому вопросу, что доступно и без школ. Такого знания много. Не имеет значения, сколько времени и сил на это уйдет, если Вас эти вопросы действительно интересуют. В современном Суфизме есть мнение, что учиться без книг должны те, кто извлек из книг все, что можно извлечь (*3). (Да и не только из книг). Если Вам удастся стать специалистом в интересующих Вас вопросах, но Ваше знание по-прежнему не будет Вас удовлетворять, вот тогда у людей, обладающих более высоким Знанием, будет резон Вам помочь. Став экспертом (в возможной для Вас степени) в означенных вопросах Вы, тем самым, подтверждаете серьезность Ваших интересов и намерений.

Конечно, школы заинтересованы в учениках, но не в их количестве, а качестве. Человек, у которого хватило силы воли и интереса сделать большую работу и стать кем-то, гораздо больше сможет и сам получить, и сделать для школы. А тот, у кого короткое дыхание, не преуспеет ни там, ни тут... (*4).

Помощь тоже подчиняется закону октав: она предоставляется в интервалах. Человек должен дойти до границы своих возможностей, и тогда толчок, который он получает, послужит правильному и гармоничному развитию. То есть выведет на новое поле деятельности, и - вперед!..

Тяжелый труд овладевания доступными знаниями не противопоставляется контакту со Школой. (Иногда думают, что эзотерические школы - это что-то вроде лекций в университете.) Трудиться придется и так, и так. Принцип помощи в интервалах сохраняется, даром ничто не дается. На решение какой-то проблемы могут уйти годы. Жалко? Но они уйдут в любом случае, даже если и не заниматься...
*

"Маэстро, дайте «ля»!"
Преимущества Школы хотя бы в том, что она дает направление поиска. Иначе легко сбиться на боковую дорожку, которая никуда не ведет. Можно потерять много времени. Поэтому в случае большого «перекрестка», «развилки» дороги можно получить указание у Школы. К тому же, как уже было указано, новая идея, взгляд, подход, метод могут быть подсказаны в интервале. Это как бы новое задание каждый раз. Естественно, более трудное, но и сам человек набирается сил и опыта.

Наглядным примером может служить глава «Эннеаграмма и неоплатонизм» В. Еремеева (*5). Тема очень интересная, автор толковый и эрудированный. Пишет интересно. Проделал большую работу. Но, к сожалению, он исходит из искаженной и неполной модели эннеаграммы Гюрджиева и поэтому многое, что строится на этой модели, теряет смысл (*6). Это еще раз демонстрирует факт, что ума и эрудиции недостаточно. Без ключей дверь не отпереть. Во всяком случае, эту...
*

«У нас одна святая к музыке любо-о-овь..» (Пела Алла Пугачева)
Для того, чтобы привлечь помощь Школы, интереса и настойчивости недостаточно. Одно из условий успеха - наличие правильной цели (*7). Чистая любовь к знанию, желание понять - одна из составляющих правильно сформированного магнетического центра. Если целью человека (или даже одной из целей) является не постижение Законов, а писание книг, то у него немного шансов привлечь помощь Свыше. Как говорится в одном украинском анекдоте про слона в зоопарке: «Зъисть то вин зъисть, та хто ж йому дасть»...

*

"Песне ты не скажешь «до свиданья»,
Песня не прощается с тобой..."
Вы пишете: «Я ищу не какие-то методы работы над собой, самосовершенствование и тд тп. Я, к примеру, очень хочу понять как устроена музыка.». Тут налицо некое противоречие.

Понимание, согласно системе Гюрджиева-Успенского, есть функция трех (или более) центров. До сих пор речь шла, в основном, об интеллектуальном знании (что тоже, впрочем, труднодоступно). Но ведь интеллект - это довольно грубый инструмент и уж, во всяком случае, не единственный. А как насчет эмоций? Разве можно приблизиться к пониманию музыки (как и более общих законов гармонии и пропорций) без их помощи, а только одним умом? А как насчет красоты, еще одного (из многих) аспекта восприятия этих же законов?

Любая подлинная эзотерическая традиция старается привести именно к этому - к пониманию гармонии мира. И осуществляется это путем настройки человека на эту гармонию (*8). В суфийской традиции (как и в других) практикуется постепенная гармонизация всего человеческого существа. Гармония центров, гармония вибраций, гармония цветов... (*9). (Иногда знание такого рода на Западе называют оккультной анатомией). Результат совершенствования учащегося проявляется, с одной стороны, в расширении его восприятия, а с другой стороны, в постепенной гармонии: с Учителем, с группой, с Традицией, с развивающимся Космосом... И это отнюдь не метафора, а, скорее, математика. Человек может стать своего рода музыкальным инструментом (*10). Арфой. Флейтой под пальцами Кришны. Через флейту, стонущую в разлуке, к полному слиянию...

Впрочем, судя по письму, Вас интересует не самосовершенствование, а только интеллектуальное знание. (Правда, тогда Вам со школами может быть не по пути - у них свои задачи.). Ну что ж, материала для ума тоже хватает. Такие титаны, как Иоганн Кеплер (*11), посвятили этим вопросам жизнь. Да, охватить умом Гармонию Сфер... Можно только преклонить колени.

А вот про Пифагора предание утверждает, что он еще и слышал Гармонию Сфер...

*

"Свой тайный смысл доверят мне предметы..." (Между прочим, также исполнялось Аллой Пугачевой. Ну надо же, какое совпадение!)
Для интеллекта знание законов, связанных с октавами, может открыть совершенно новые возможности, даже в научной области. Становятся возможными иные подходы к ряду математических вопросов, таких как дроби, иррациональные числа, понятия конечности и бесконечности и др.

Более того, возможно построение «иной» математики на совершенно новых принципах. Правда, это может оказаться не «открытием», а, скорее, реконструкцией некоторых древних систем, от которых сохранились только отдельные фрагменты в так называемой «истории науки» (*12).

_______________________________
Примечания:
*1 См. О нахождении школы
*2 Я редко касаюсь вопросов, связанных с Буддизмом, из-за недостатка знакомства с этим предметом. Тем не менее, я испытываю к Буддийской традиции большое уважение и даже любовь. Хотя у меня свои задачи в жизни и путь монаха мало подходит для моей беспокойной натуры, но начиная с самого раннего знакомства, пусть поверхностного, с идеями Буддизма, в этом пути для меня всегда присутствовало какое-то тайное очарование. И волшебство этих слов: «Я прибегаю к Будде, я прибегаю к Дхарме, я прибегаю к Сангхе»...
*3 Это отностится к нам, «простым смертным», хотя может относиться в меньшей степени к людям со специальными способностями. Но у них и задачи могут быть другие... См. Обучение без книг
*4 Так уж получается в результате неправильного образа жизни, воспитания, образования и пр., что у людей, у которых больше развиты воля, целеустремленность, смекалка и пр., формируются цели, связанные с преуспеянием в жизни, в то время как идеями «Работы» часто интересуются люди, у которых не сложилось преуспеть «в миру». Печально, но, впрочем, закономерно...
*5 Глава 1 из книги: Еремеев В. Е. «Теория Психосемиозиса и Древняя Антропокосмология». Я остальную книгу не читал, но эту главу просмотрел. К сожалению, не было времени разбираться серьезно в системе Еремеева, хотя интересно. Даже если автор и не достиг той цели, которую ставил, сама попытка вызывает уважение. Не так много людей имеют достаточно желания и настойчивости (не говоря уже о способности), чтобы строить синтетические системы...
*6 По этой же причине автор, справедливо указав на связь каббалистического древа Сефиротов (как и Таро) с эннеаграммой, не смог эту связь убедительно продемонстрировать. Еремеев считал, что причина этого - искажения, внесенные в Каббалу. Они, действительно, имеют место, но, кроме того, искажена и эннеаграмма.
*7 См. О тайнах эзотеризма Гл. V
*8 См. ранний опус о Луне
*9 См. Примечание «Латаиф» к книге Идриса Шаха «Суфии»
*10 "Так Ангел Ветхого Завета
Нашёл соперника под стать.
Как арфу, он сжимал атлета,
Которого любая жила
Струною Ангелу служила,
Чтоб схваткой гимн на нем сыграть." Р. М. Рильке. Созерцание
*11 Johannes Kepler. The Harmony of the World
*12 Например, для нас, сжившихся с привычными представлениями, могут показаться надуманными и дикими идеи вроде арифметики, в основе которой лежат не наши, «родные», четыре арифметических действия. Тем не менее...

* Оригинальный пост

Содержание

Вектор, Гурджиев, Виктор Олсуфьев

Previous post Next post
Up