От
leslie-sylph(Энтони де Мелло, "Когда Бог смеётся", Сборник рассказов-медитаций)
НЕВРОТИЧЕСКИЙ РЕБЕНОК
Маленькая Мэри с матерью пришли на берег моря.
- Мама, можно я поиграю в песке?
- Нет, дорогая. Ты испачкаешь свою чистую одежду.
- Мама, можно я побегаю по воде?
- Нет. Ты намокнешь и простудишься.
- Мама, можно мне поиграть с другими детьми?
- Нет. Ты затеряешься в толпе.
- Мама, купи мне мороженое.
- Нет. Ты простудишь горло. Маленькая Мэри начала реветь.
Мать повернулась к стоявшей неподалеку женщине и сказала:
- Господи Боже мой! Вы когда-нибудь видели такого невротического ребенка?
РЫБИЙ ЖИР ДЛЯ СОБАКИ
Один человек решил давать своему доберману рыбий жир: ему сказали, что это очень полезно для собаки. Каждый день он зажимал между колен голову вырывающегося пса, насильно раскрывал ему челюсти и проталкивал жир в глотку.
Однажды пес вырвался и разлил жир на полу. Затем, к великому удивлению хозяина, он вернулся и стал вылизывать лужу. Оказалось, что он противился не самому рыбьему жиру, а способу, каким этот жир ему вливали.
БОГ НА КУХНЕ
Мать:
- Знаешь ли ты, что Бог был здесь, когда ты крал печенье с кухни?
- Да.
- И что Он смотрел на тебя все это время?
- Да.
- А что Он говорил тебе, как ты думаешь?
- Он говорил: "Кроме нас здесь никого нет, возьми и мне немного!"
СЕРДЦЕ МЫШОНКА
Древняя индийская сказка рассказывает об одном мышонке, который находился в постоянном стрессе - он боялся попасть в лапы кошке. Волшебник пожалел мышонка и превратил его в кошку. Но тогда он стал бояться собак. Волшебник превратил его в собаку. Но тогда он стал бояться пантеры. Волшебник превратил его в пантеру. Но тогда он стал очень бояться охотников. И тут волшебник сдался. Он опять превратил его в мышонка, сказав при этом: «Ничто тебе не поможет, ибо у тебя сердце мышонка».
РИОНЕН, БУДДИЙСКАЯ МОНАХИНЯ
Буддийская монахиня по имени Рионен родилась в 1779 году. Шинген, знаменитый японский воин, был её дедушкой. Её считали одной из красивейших женщин Японии и талантливой поэтессой. Уже в семнадцать лет она получила приглашение из королевского дворца и вскоре стала любимицей Её Величества императрицы. Когда императрица скоропостижно скончалась, Рионен пережила глубокий душевный шок: она очень чётко стала осознавать преходящую природу вещей. Именно в то время она приняла решение изучить дзэн. Однако её семья и слышать об этом не хотела. Они практически заставили её выйти замуж, и уже после замужества она смогла добиться обещания и от родителей, и от мужа в том, что, родив ему троих детей, она получит полную свободу и станет монахиней. Это условие было выполнено, когда ей было двадцать пять лет. После этого ни мольбы мужа, ни что бы то ни было еще на целом свете не могли бы помешать ей воплотить идею, к которой она стремилась всем своим сердцем. Она постригла голову, приняла имя Рионен (что означает «чётко понимать») и отправилась в духовный поиск.
Она пришла в город Эдо и попросила мастера Тетцу-гуи принять её в ученики. Он бросил на неё взгляд и отказал, ибо она была необычайно красива. Поэтому ей пришлось прийти к другому мастеру, Хакуо. Он отказал ей по той же причине: «Твоя красота, - сказал он, - станет здесь источником всех проблем... »
Рионен изуродовала свое лицо раскаленным металлом, навечно попрощавшись со своей красотой. Она вновь пошла к Хакуо, и на этот раз он принял её в ученики. В ознаменование этого события на обратной стороне маленького зеркала Рионен написала стихотворение:
Служа своей императрице,
я жгла благовония,
чтобы моя красивая одежда пропиталась ароматами.
Сейчас, как бездомный бродяга, я сожгла своё лицо,
чтобы войти в мир дзэн.
Когда она почувствовала, что приходит пора покинуть этот мир, она написала ещё одно стихотворение:
Шестьдесят шесть раз эти глаза могли любоваться прелестью осени...
Ничего не спрашивай.
Прислушайся к гудению
сосен в полное безветрие.
ЗОЛОТО В САДУ
Один скряга спрятал золото под деревом в своем саду. Каждую неделю он выкапывал его и часами любовался им. Однажды вор выкопал это золото и скрылся. Когда скряга пришел в очередной раз полюбоваться золотом, он обнаружил в земле пустоту.
Человек стал так громко вопить от отчаяния, что сбежались все соседи, желая узнать, что случилось. Когда им все стало ясно, кто-то спросил:
- Воспользовался ли ты хоть частью золота?
- Нет, - ответил скупой. - Я просто смотрел на него каждый день.
- Ну, тогда все просто, - сказал сосед, - ты ведь приходил один раз в неделю лишь для
того, чтобы посмотреть на золото. С таким же успехом ты можешь приходить и смотреть на дыру.
Человек беден или богат не потому, есть у него деньги или нет, а потому, умеет он радоваться жизни или нет. Стремиться к богатству и не уметь радоваться жизни - все равно что лысому коллекционировать расчески.
НАСЛЕДСТВО ДЛЯ СТАРИКА
Один журналист пытался выведать интересный эпизод из жизни у очень старого человека, находящегося в доме для престарелых.
-Дедушка,- сказал молодой репортер,- что бы вы чувствовали, если бы получили извещение о том, что дальний родственник завещал вам десять миллионов долларов?
- Сынок, - медленно ответил старик, - мне по-прежнему было бы девяносто пять лет, не правда ли?
ДВОРЦОВЫЙ КАРАВАН-САРАЙ
Однажды у дверей королевского дворца появился нищий суфий. Никто не посмел остановить его, когда он направился прямо к трону, на котором восседал Ибрагим бен-Адам.
- Что тебе нужно? - спросил король.
- Место на ночлег в караван-сарае.
- Это не караван-сарай, это мой дворец.
- Могу ли узнать, кто владел этим дворцом до тебя?
- Мой отец. Но его уже нет в живых.
- А кто здесь хозяйничал до него?
- Мой дед. Он тоже умер.
- Так это место, где люди останавливаются на короткое время, чтобы поутру продолжить
свой путь... я не расслышал, по-моему, ты сказал, что это не караван-сарай.
Мы все находимся в зале ожидания!
НОНОКО И ГРАБИТЕЛЬ
Жил-был старый мастер дзэн. Он жил один в хижине у подножья горы. Однажды ночью, когда Ноноко медитировал, в его хижину ворвался грабитель и, угрожая саблей, потребовал денег. Не прерывая медитации, Ноноко ответил незнакомцу:
- Все мои деньги находятся в чаше на полке. Можешь забрать все, только оставь мне пять монет. Мне нужно заплатить налоги на следующей неделе.
Грабитель сгреб все деньги, а потом кинул в чашу пять монет. Он также прихватил с собой красивую вазу, стоявшую на полке.
- Будь осторожен с вазой, - сказал Ноноко, - она может легко разбиться.
Незнакомец обвел взглядом пустую хижину и уже хотел уходить, как мастер сказал:
- Ты забыл сказать «спасибо».
- Спасибо, - сказал грабитель и ушёл.
На следующий день деревня возбужденно гудела. Некоторые крестьяне заявили, что их ограбили. Кто-то обратил внимание, что в хижине Ноноко на полке не хватает вазы.
- Тебя тоже ограбили? - спросили они хозяина.
- Нет, - ответил Ноноко. - Я дал незнакомцу вазу и еще немного денег. Он поблагодарил меня и ушёл. Он был довольно милым человеком, только немного неосторожно размахивал своей саблей.
ВОР У МЕЧЕТИ
Один богатый мусульманин пошёл как-то после вечеринки в мечеть. Он снял свои дорогие туфли и по обычаю оставил их у входа. Когда он вышел оттуда, туфли исчезли.
- Как неразумно с моей стороны, - сказал он сам себе. - Безрассудно оставив туфли, я стал причиной воровства. Я бы с удовольствием подарил бы их кому-нибудь. Сейчас же я несу ответственность за то, что породил вора.
СЕКРЕТ ЛУЧШЕГО ЧАЯ
В Японии был некий клуб джентльменов, которые встречались друг с другом, чтобы обсудить новости и выпить чаю. Помимо других увлечений, они любили находить дорогие разновидности чая и создавать новые сорта с изысканным вкусом.
Однажды пришла пора самого старого члена клуба развлечь своих коллег. Он разливал им чай с большой торжественностью, отмеряя каждому члену клуба листья из золотого сосуда. Чай получил высочайшую оценку у присутствующих; они стали спрашивать, что за чайную смесь с таким изысканным вкусом он придумал.
Старейшина улыбнулся и ответил: «Джентльмены, чай, которому вы дали очень высокую оценку, пьют крестьяне на моей плантации. Самое лучшее в жизни стоит недорого, и его не нужно долго искать».
ГУРУ И ЖЕМЧУГА
Однажды гуру сидел, погрузившись в медитацию на берегу реки. К нему подошёл ученик и положил к его ногам две огромные жемчужины в знак любви и уважения. Гуру открыл глаза, поднял одну из жемчужин и взял её в руку столь неосторожно, что она выпала из руки и покатилась по берегу в воду.
Шокированный ученик нырнул за ней в реку; он нырял до вечера, но так и не сумел найти жемчуг.
В конце концов - обессиленный и мокрый - он прервал медитацию учителя:
- Ты видел, куда она упала. Покажи мне место, и я достану её для тебя.
Тут гуру поднял другую жемчужину, швырнул её в воду и сказал:
- Вон там!
Не стремись владеть вещами, ибо на самом деле ими нельзя владеть. Убедись, что они не поработили тебя, и ты станешь венцом творения.
ЗОЛОТАЯ КРУЖКА НАГАРДЖУНЫ
Великий буддист-святой Нагарджуна ходил практически обнаженным. У него была только одна набедренная повязка и совершенно неуместная золотая кружка для подаяний. Эту кружку ему подарил король, бывший его учеником.
Однажды Нагарджуна уже хотел прилечь на ночлег у развалин древнего монастыря, как заметил вора, прятавшегося за одной из колонн.
- Вот, возьми это, - сказал Нагарджуна, указывая на золотую кружку. - Только не потревожь моего сна.
Вор с радостью схватил кружку и ушёл прочь, чтобы вернуться утром с кружкой и просьбой. Он сказал:
- Когда ты так легко отдал мне кружку вчера, я почувствовал себя очень бедным. Научи меня, как обрести богатство, которое так легко позволяет покончить с привязанностями.
Никто у вас не заберёт то, что вы никогда себе не брали.
ГНЕВ ЛУЧШЕ ДЕСЕРТА
В ресторане поезда пассажир делал заказ у официанта:
- На десерт, пожалуйста, фруктовые пирожные и мороженое.
Официант ответил, что пирожных у них нет. Человек взорвался:
- Что? Нет пирожных? Это какой-то бред! Я - один из крупнейших клиентов железной дороги. Ежегодно я организовываю поездки для тысяч туристов, перевожу сотни тысяч тонн различных грузов. И вот, когда я путешествую лично, то не могу получить такой элементарной вещи, как пирожное! Я разберусь с начальником железной дороги.
Шеф-повар позвал официанта и сказал:
- Мы достанем ему пирожные на следующей остановке.
Сразу же после следующей остановки официант появился вновь.
- Счастлив сообщить вам, сэр, что наш шеф-повар испёк эти пирожные специально для вас. Он надеется, что вам они понравятся. Наряду с этим, мы хотели бы преподнести вам в знак почтения от нашей железной дороги вот этот виски, которому уже семьдесят пять лет.
Пассажир швырнул салфетку на стол:
- К чёрту ваши пирожные! Я лучше буду сердиться!
... (как пусты были бы наши жизни, если бы нечем было возмущаться)...
ОТНОШЕНИЯ
Диалог - это кровь и плоть взаимоотношений. Однако, увы существует множество препятствий для диалога, а тех, кто их преодолевает, очень мало!
Многого можно добиться, если мы будем меньше говорить и больше слушать и воздержимся от преждевременного предположения о том, что скажет собеседник и что хочет другой и не реагировать на то, что, как нам кажется, имел в виду другой и не предполагать, будто мы знаем о чем говорит другой и не наделять своим собственным значением слова другого но, увы мы часто даже просто не слышим, что говорит нам другой и мы почти никогда не говорим об одном и том же не правда ли?
МАЛЫШ ДЖОННИ И КОЗЁЛ БИЛЛИ
Джонни был крепким розовощеким трехлетним малышом. Он подружился с козлом Билли, который жил у соседей. Каждое утро мальчик приносил козлу на завтрак немного травы и салата-латука. Дружба их была так сильна, что Джонни мог часами находиться рядом с Билли.
Однажды Джонни решил, что для Билли будет полезнее изменить диету. Он пришёл к другу с пучком ревеня вместо салата. Билли попробовал ревень, нашёл его невкусным и отвернулся в сторону. Джонни схватил Билли за рог и попытался заставить его есть ревень. Билли легонько боднул Джонни; когда Джонни вновь стал проявлять усердие, Билли боднул его сильнее. Джонни споткнулся и упал, сильно ударившись спиной.
Джонни стало так обидно, что он встал с земли, смахнул с одежды пыль, посмотрел на Билли и ушёл. Навсегда. Несколько дней спустя отец спросил сына, почему тот в последнее время не подходит к козлу. Джонни ответил:
- Потому что он отверг меня.
Слишком часто мы видим людей не такими, каковы они на самом деле, а такими, каковы мы сами.
НЕЧЁТКИЙ ПОЧЕРК
- Простите, сэр, - смущаясь, сказал ученик. - Я не смог разобрать, что вы написали на полях в моей последней контрольной.
- Я указал тебе, что нужно писать более разборчиво, - ответил учитель.
ХВАТИТ ПИТЬ!
- Дорогой, - сказала женщина мужу на одной вечеринке, - тебе лучше больше не пить. Ты и так уже выглядишь размыто.
Редко на самом деле встречаются отношения, в которых один не пытается воспитать в другом такие качества, которых недостает ему самому.
Общаться - значит реагировать. Реагировать - значит понимать самого себя. Понимать самого себя - значит быть просветленным. Отношения между людьми - это школа просветления.
ОБЫЧАЙ РАЗДАВАТЬ ЛУЧШИЕ СЕМЕНА КУКУРУЗЫ
У одного фермера, чья кукуруза постоянно занимала призовые места на Сельскохозяйственной выставке штата, была привычка раздавать семена лучшей кукурузы всем фермерам в округе.
Его спросили, почему он так поступает. Фермер ответил:
- Всё дело в личном интересе. Ветер разносит пыльцу с одного поля на другое. Если у моих соседей будет слабая кукуруза, то перекрестное опыление снизит качество моей собственной. Вот почему я кровно заинтересован в том, чтобы у моих соседей была лучшая кукуруза.
Всё, что вы даете другим, вы даете самому себе.
ОРГАНЫ ПРОТИВ ЖЕЛУДКА
Однажды все органы тела восстали против желудка. Их возмущало то, что им приходится добывать еду, транспортировать ее к желудку, который ничем им не помогал, а лишь поедал плоды их труда. Поэтому они решили больше еду желудку не давать. Руки не будут подносить еду ко рту. Зубы не будут жевать её, глотка не будет глотать её. Это заставит желудок предпринять какие-то меры. Но своими действиями они добились лишь того, что тело ослабло до такой степени, что всем органам стала угрожать смерть. В конце концов они осознали, что, помогая друг другу, работали на свое собственное благосостояние.
Невозможно помогать другим, не помогая себе; невозможно нанести ущерб другим, не нанося ущерб самому себе.
ПОЕЗД В ФОРДЭМЕ НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ
Пассажир вскочил на поезд до Нью-Йорка и сообщил кондуктору, что направляется в Фордэм.
- По субботам поезд в Фордэме не останавливается, - сказал кондуктор, - но я знаю, что Вам нужно сделать. Когда поезд притормозит на вокзале Фордэма, я открою дверь и Вы выскочите. Предупреждаю, Вам нужно будет бежать некоторое время вместе с поездом, иначе вы просто упадёте и сильно ушибётесь.
В Фордэме дверь открылась, пассажир выскочил на платформу и побежал вместе с поездом. Увидев это, другой кондуктор открыл дверь в вагон и затащил пассажира в тамбур. Поезд набрал скорость.
- Повезло тебе сегодня, приятель, - улыбнулся кондуктор. - По субботам поезд в Фордэме не останавливается!
Ты сам в определенной мере сможешь оказать людям услугу, если не будешь им мешать.
Существует как благородное искусство совершать поступки, так и благородное искусство не совершать их.
ДОБРОТА К ЖИВОТНЫМ
Учительница обратилась к ученикам младших классов:
- Ребята, расскажите, как нужно относиться к животным. Некоторые ученики рассказали волнующие истории.
Когда очередь дошла до Томми, он с гордостью сказал:
- Однажды я пнул одного мальчика за то, что он пнул собаку.
Всё равно что вести войну за прекращение всех войн или стремиться к любви через насилие.
ДОМ И МИР
Жена - мужу, уткнувшемуся в газету:
- Тебе никогда не приходило в голову, что вокруг тебя больше жизни, чем в твоих газетах?
КОМУ ЭТО НУЖНО?
Каждый месяц ученик добросовестно высылал своему учителю отчет о своем духовном прогрессе.
В первый месяц он написал: «Чувствую расширение сознания и единение со всем остальным миром». Мастер взглянул на запись и швырнул ее в урну. Во второй месяц ученик написал: «Наконец я обнаружил божественное во всей окружающей природе». Мастер был разочарован. В третьем письме ученик с энтузиазмом объяснял: «Тайна Одного и всех предстала моему изумленному взору». Мастер зевнул. В следующем письме была новая мысль: «Никто не рождается, никто не умирает, ибо эго не существует». В отчаянии мастер развел руками. После этого письма прошел один месяц, потом два, потом пять, потом целый год. Учитель решил напомнить своему ученику о том, что уже пора сообщить о духовном прогрессе. Ученик ответил: «Да кому это нужно?» После этих строк на лице мастера появилось удовольствие. - Слава Богу, - сказал он, - наконец-то до него дошло!
Даже стремление к свободе является ограничением. Ты будешь истинно свободным лишь тогда, когда уже не имеет значения - свободен ты или нет. Свободным может быть только тот, кто удовлетворен.
СЧАСТЬЕ СПАСЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Во время Второй мировой войны человек двадцать один день провел на плоту в открытом море, пока его не спасли.
У него поинтересовались, научил ли его чему-нибудь этот случай. Он ответил:
- Да, научил. Если бы у меня было вдоволь еды и питья, я был бы безумно счастлив до конца моих дней.
Непросветленный человек всегда полон беспокойства. Он похож на того, кто барахтается в воде, не умея плавать. Он пугается. Поэтому тонет. Он старается держаться на плаву. Поэтому тонет еще глубже. Если бы он отбросил свой страх и позволил себе тонуть, то его тело само всплыло бы на поверхность.
ПО ВОЛЕ РАМЫ
В одной индийской деревеньке жил ткач. Он был очень набожным человеком. Весь день напролет он произносил имя Господа, и люди ему всецело верили. Когда продукции накапливалось достаточное количество, он шёл на базар продавать её. Когда его спрашивали о стоимости товара, он обычно отвечал: «По воле Рамы, цена пряжи 35 центов; труд оценивается в 10 центов; по воле Рамы, прибыль составит 4 цента. Поэтому цена за полотно, по воле Рамы, составляет 49 центов». Люди так доверяли ткачу, что никогда не торговались с ним; они просто платили цену, которую он называл, и забирали товар.
По обыкновению ночью ткач ходил в деревенскую церковь, чтобы помолиться Богу и восславить Его имя. Однажды ночью, когда он молился в церкви, туда ворвалась банда грабителей. Им нужен был человек, который нёс бы для них награбленное.
- Пойдём с нами, - сказали они ему. Ткач покорно последовал за ними с тюком вещей на голове. Некоторое время спустя появилась полиция, и грабители бросились бежать. Ткач побежал вместе с ними. Но он был постарше, поэтому полиция поймала его, обнаружила украденные вещи, арестовала и бросила в тюрьму.
На следующее утро он предстал перед судьей с обвинениями в краже имущества.
- Подсудимый, хотите ли вы заявить что-нибудь суду? - спросил его судья.
- Ваша честь, по воле Рамы, я вчера вечером поужинал и, по воле Рамы, отправился
прославлять имя Божье в церковь. Тут, по воле Рамы, в церковь ворвалась группа грабителей и, по воле Рамы, пригласила меня понести для них вещи. Они так сильно нагрузили меня, что, когда, по воле Рамы, появилась полиция, меня легко поймали. Затем, по воле Рамы, меня арестовали и посадили в тюрьму. И сегодня утром я стою здесь перед вами, по воле Рамы.
Судья повернулся к полицейскому:
- Отпустите его. Похоже человек спятил.
Дома его стали спрашивать о том, что произошло. Ткач ответил:
- По воле Рамы меня арестовали и доставили в суд. По воле Рамы меня оправдали.
ПАСТУХУ НРАВИТСЯ ЛЮБАЯ ПОГОДА
Путешественник:
- Какая сегодня будет погода?
Пастух:
- Такая, какая мне нравится.
- Откуда вы знаете, что погода будет именно такая, какая вам нравится?
- Осознав, что невозможно всегда получать то, что тебе нравится, сэр, я научился любить то,
что будет. Поэтому я абсолютно уверен, что будет та погода, какая мне нравится.
Счастье и несчастье зависят от того, как мы реагируем на происходящее, а не от самой сущности явлений.
Непросветленный человек считает себя пробуждённым, поэтому неразумно называет одних людей хорошими, а других плохими; некоторые события весёлыми, а некоторые - печальными. Просветленный же человек более не находится в милости у жизни и смерти, развития и распада, успеха и провала, нищеты и богатства, чести и позора. Ему даже голод, жажда, жара и холод, которые он считает мимолетными в реке жизни, не причиняют никаких неудобств. Такой человек осознал, что нет никакой необходимости менять то, что он видит: нужно менять лишь то, как он видит. Поэтому он обретает качество воды, такой мягкой и податливой, но непобедимой в своей силе; она пассивна, но приносит пользу всем. Благодаря его бескорыстным поступкам другие люди проходят через трансформацию; благодаря отсутствию у него привязанностей весь мир начинает процветать; благодаря отсутствию у него желаний другие остаются неиспорченными. Для орошения полей воду берут у реки. Воде всё равно, где ей быть, в реке или на полях. Вот почему просветленные люди действуют и живут гармонично и энергично, как предназначено их судьбами. Такие люди становятся главными врагами общества, ненавидящего свободу, стремящегося к муштре, порядку, рутине, консерватизму, подчинению.
*
Оригинальный пост (Снимок
Станислава Казнова skaznov)
Содержание