Книги года. 7я десятка

Dec 03, 2024 19:07

1. Николай Семёнович Лесков. "Леди Макбет Мценского уезда"


Прекрасный язык, сильные личности (в отличие от всех этих маленьких людей в русской литературе), страсти (вместо бесплодных созерцаний возлежащих на диванах баринов). Не мертворожденная история даже по нашим нормам, живенько и бодро.

2. Любовь Баринова. "Кто ты будешь такой"


Вот вроде герои приятные, живут культурой, ходят в лес на лыжах, кино, книги, искусство. А такая шляпа. Влюблённая дурочка прячется на год, чтобы актёр выложился в роли, но потом они бегут вдвоём. Ради чего первая жертва? Женщина скрывала, что муж абьюзер, зачем? Режиссёр управляет жизнями других, чтобы что? Брошенные сюжетные линии про мам, друзей, "свиту" главных героев только подчёркивает их инфантилизм и незрелость книги в целом. Даже фоном (я слушала в аудио) не стоит внимания.

3. Сигридур Хагалин Бьёрнсдоттир. "Вулканы, любовь и прочие бедствия"


Главная героиня Анна геолог, мегакрутая тётка при должности, профи в науке, счастливая мать и жена. Говорит, что она любит свою жизнь, дом и семью и не поменяет ни на какую любовную любовь и... тут же меняет. Умная осторожная рациональная женщина от науки нас покидает, а вместо неё на сцену выходит эмоциональная неуравновешенная любовно любящяя бабенка. Чтобы обойтись без спойлеров, скажу, что награда найдёт героя. И в этом (и в научных описаниях вулканов и магматического движения) прелесть этой книги. Исландия - завораживающая страна, - гейзеры, пеплопады, равные межгендерные отношения, высокий уровень жизни, превосходящий цели устойчивого развития ООН, матчества и отчества вместо фамилий... Новой Анне с эмоциональной лихорадкой там места нет, к моему удовольствию. Сложные названия вулканов и населённых пунктов (кроме Рейк'явика и Эйяфьятлайокудля, которые знают все люди, даже не грезившие Исландией ни разу) я просто пропускала по причине бесполезности вчитывания в набор букв, пониманию текста в целом не помешало.

4. Джудит Гризел. "Без дна. Зависимости и как их победить"


Автор - "торчок" со стажем, перепробовала почти всю наркоту, очистилась, защитила степень, даже родила детей и теперь компенсирует окружающим ранее причиненный вред. Книга написана на основе пережитого опыта, воспоминания о пути торчка будут, о научной карьере меньше, и это обесценивает её рассуждения.

Как в "Москве слезам не верит", когда самая интересная часть про становление провинциальной матери-одиночки, социальный рост и совмещение материнства с управленческой позицией опущена, в итоге фильм - полное фуфло, им могут восхищаться либо оторванные от жизни фантазеры, либо те, кто не знал в жизни ограничений и дискриминации.

Вывод: мы точно не знаем, почему так происходит. Генетика не при чем, нейромедиаторы не при чём (но она объясняет их работу и компенсаторный механизм, из-за чего возникает синдром отмены и зависимость), моральные качества не при чем. Общество причем, т.е. отсутствие эмпатии, жизненных перспектив и разобщенность людей, - вот причина. Наверное, на её материале это работает. Но как-то сомнительно всё, как будто тёте дали шанс "исправиться"

(примерно как с афроамериканцами, перед которыми встают на колени за цвет кожи),

вернуть в социум, и теперь она как-то отрабатывает выданный аванс. Её путь к успеху - осознание, что зависимость = несвобода, поэтом путь к свободе - отказ и постоянное самоограничение (при этом про наркотики она до сих пор пишет со светлой грустью как про ценность, а про свой осознанный выбор к свободе - что её полтолкнула поддержка семьи). Противоречит, не?

У меня есть воспоминания, которые эта книга разблокировала. Скажем, так. Она не универсальная, не имеет практической пользы (хотя написана на богатом научном материале с отсылками как в монографии), кроме подробного об'яснения работы нейромедиаторы и синапсов, вот в этом она хороша. Хороша и как автобиография, но мне автор совершенно не симпатична, не как бывшая зависимая, а как кичливая бабенка, которая выиграла в лотерею, но рассказывает об этом не как о вероятно случайном событии, а как о том, что причиной всему она сама, такая яркая и крутая.

5. Эмили Сент-Джон Мартен. "Стеклянный отель"


Канада, отель в горах. Там происходит незначительное событие, которое тянет за собой по ожиданию автора крупные изменения (аресты, смену работы, разрыв с партнёром) в жизни героев. Но читателем (окей, мною как читателем) это воспринимается мельче и без интереса, т.к.: 1) автор перескакивает по героям и по хронологии аж на десяток лет и 2) я не почувствовала глубины проработки. В благодарностях в послесловии Эмили пишет о 4х полновесных литературных источниках своего романа. Наверное, она ими вдохновилась, но глубины (= достоверности) тексту они не дали имхо ни по финансовой афере, ни по контейнерным перевозкам. Разве что немного Канады в этой книге есть.

6. Андреас Винкельман. "Дом девушек"


Не считая притянутой за уши мотивации главного плозиша, всё очень достойно. Гамбург, такой себе водяной, с количеством мостов больше, чем в Венеции. Героиня, которая проходит Путь, протагонисты, вполне симпатичные и разные. Немножко сказок современности, из серии вчера у тебя был бизнес, сегодня ты бомж под мостом, но это обратимо и завтра у тебя снова будет если не бизнес, то все хорошо.

7. Ричард Руссо. "Дураков нет"


Салли 60, он одинок (из текста следует противоположное), у него болит колено, сложные отношения с родственниками, друзьями и любовницей. Его называют несносным, хотя он всего лишь саркастичен и похож на всех дядек мира, в которых всегда жив маленький мальчик-задира, желающий кого-нибудь подстебнуть. Не видели они, короче, по-настоящему несносных 60-летних дядек.

8. Вирджиния Пострел. "Нить истории: Как прялка, веретено и ткацкий станок помогли построить цивилизацию"


Хорошая серьёзная книга с занятными фактами. Большой пласт данных, ссылки, которыми можно воспользоваться, временами непростой инженерный текст (про станки и современные полимеры). Научно но не наукообразно (когда главное не быть, а казаться). Автор пишет про краски, технологии набивки тканей, промышленное производство, влияние специфики отдельных местностей или этносов. Для общего знакомства текст и объем исследования непростой, для интересующихся темой - будет супер, я обещаю.

9. Филип Уомэк. "Как натаскать вашу собаку по античности и разложить по полочкам основы греко-римской культуры"


Есть интересные факты, особенно если учесть, что в заглавии "основы", т.е. от читателя требуется начальный уровень знаний по теме. Греки и римляне друг другу не противопоставляются, прослеживается связь с античностью и мифологией до наших дней. Богатство материала, которым владеет автор, не коррелируется с концептом "рассказать своей собачке и внимательно выслушать её ответ". Как-то неуважительно по отношению к великим древним.

10. Гильермо Мартинес. "В последний раз"


Книга ищет ответ на вопросы, какие ответы на вопросы ищет герой в книге, которая отвечает на вопросы. Хотите ещё? Пожалуйста. Неоконченная книга о том, что книга о неоконченной книге не окончена. Книга о простых и всем понятных вещах (слава, признание, секс, любовь), написанная хорошим языком и очень небольшая. Это достоинства, потому что замысел туманен, а сложная конструкция неубедительна.

книги

Previous post Next post
Up