Занятие генеалогией - очень благодарное дело! Во-первых, ты много нового, а иногда неожиданного, узнаешь о своей семье в разных временных рамках. Во-вторых, история страны и места, где ты родился, становится не просто топонимом из учебника, она превращается в книгу-фильм в твоём сознании. Ты смотришь на фотографии своих бабушек, дедушек, видишь их глаза, проникаешься причинами их поступков, начинается разговор с ними... В твоем сознании складывается пазл - жизнь твоих пра-… обретает смысл в свете событий происходящих в стране. Глядя на старинные справки, выписки, документы, твоя кровь начинает отзываться. Ты на каком-то внутреннем, глубинном сознании понимаешь, что происходило с родными. Иногда ты испытываешь радость, иногда грусть, иногда сожаление, иногда стыд или боль, а иногда катарсис. Самый настоящий катарсис! Через какое-то после погружения в историю семьи тебя уже сложно будет обмануть пропагандистской фразой, ты просто понимаешь, почему это произошло, ради чего, во имя чего, ты знаешь этому цену, ты начинаешь лучше понимать настоящее время. Становишься более осознанным. Например, начинаешь понимать, что если бы не Октябрьский переворот, наши дедушки-бабушки и пра-дедушки/бабушки вряд ли бы встретились. Миграция населения после Первой Мировой, голод, тиф, армия беспризорников и продразверстка, разоренные деревни, анкеты инспекций труда, социальные чистки и социальные лифты - всё это заставляло людей искать в себе новые ресурсы, обретать смысл жизни в новом формате, отказываться от старых шаблонов и жить «по - новому». И жили же! Жизнь кипела, вспомнить хотя бы Ильфа и Петрова, Зощенко, Алексея Толстого, нашего земляка - К. Федина - это не полный список знаменитых имен, а еще новые художественные школы, научные открытия, архитектура, публицистика. А еще - они были молоды, это была их жизнь и их время!
Когда я выстроила наше семейное Древо, встала другая задача - понять, как вписались разные мои ветки в эту бурную, не похожую на прежнюю, новую жизнь. Как одни - обошлись с недвижимостью, как получали образование, где служили, что случилось после смертей и арестов. Как мои другие - выходец из молоканской семье земледелов - агроном Карской области (Турецко-поданный(!) бывший в плену у Шкуро в 1918, вел переговоры в правительстве РСФСР о предоставление земель крестьянской общине, и что из этого вышло. Другая бабушка, осиротев в результате гражданской войны, оказалась в детдоме, как она, практически без образования, пробивала себе дорогу в жизнь. Вся их бурная жизнь слилась в одно русло, когда мы с сестрой, в относительно благополучное послевоенное время, появились на свет.
Вся моя детская жизнь это продолжение гражданской войны: «Ах ты, гнилая голубая кровь, донести бы на тебя куда следоват!» - это детдомовская бабушка грозит другой моей бабушке, и ни слова в ответ не слышит, лишь сжатые побелевшие губы. Я всё это помню. Слишком разные они были - мои предки. Зачем я это пишу? Пытаюсь осознать сама и рассказать другим, что мы - тот еще кровяной коктейль!