Практически любой текст по истории науки начинается с рассказов о том, что еще Аристотель заметил и указал другим. Наверное, и все художественные сюжеты встречалась у Гомера. Я тут посматриваю, почитываю, мажу лыжи и обращаю внимание на современных Одиссеев. Никак не идет из головы прочитанный пару месяцев назад «Американский снайпер» Криса Кайла. Тот, который потом еще унылым фильмом вышел. Книжка подкупает своей автобиографичностью. То есть ты понимаешь, что это не гоголевский филигранно-гротескный персонаж, а самый настоящий ковбой из Техаса, который ездил на настоящую войну, которая в новостях была и там убивал. Книжка - мемуары. Там нет ни какой-то идеи, ни особого сюжета. Просто - про описание жизни американского солдата и технику ведения современной войны. Крис - патриот, пишет, что воюет за свою страну, демократию все дела. Его враги - тупые варвары, но и лояльные иракцы отнюдь не симпатичные интеллектуалы. Он не скрывает, что ему нравится бегать с друзьями под пулями и стрелять в дикарей. Но, тут же, как бы оправдывается: все за друзей - американцев и за Америку. Он регулярно возвращается из командировки к своей жене и детям и так же регулярно сваливает обратно. Жена плачет. А он защищает интересы Родины. И друзей. Там с «котиками» у него настоящая жизнь. И, возможно это трудности перевода, но к концу книги понимаешь, что Крис, адреналиновый наркоман, научился ловко себя обманывать и все эти «Я хотел защищать интересы моей страны, исполнять свой долг, делать свою работу» идут далеко позади от « ..я хотел испытать острые ощущения от битвы». И это все не выверенная художественная драма, а мемуары. Прям вот он пишет, про долг перед страной, но и сам глубоко под бронежилетом и мы тоже понимаем, что все это просто мальчишеская тяга «побегать с пацанами в войнушку во дворе». Оставлять беременную жену с маленьким ребенком на несколько месяцев ради пацанов и войнушки - плохо, а ради страны и демократии - можно. Такая семейно-патриотическая драма. Жена поджимает губы: все правильно, мы - американцы, страна - на первом месте. Одиссей-самообманщик
.
После снайпера я задумался про одиссеев и какие они бывают. Другой вариант эпического героя, но уже художественный, посмотрел недавно в «Интерстелларе». Тут, если кто не видел, космонавт Купер, которому внезапно дают билет к черной дыре с возможностью спасти человечество. Купер недолго думает, а потом плачет и рулит свой шевроле прочь от детей и их деда. Навстречу звездам. Дальше, в течение фильма он отрабатывает пилотский хлеб по полной, мы вместе с героем почти поверили, что он и вправду единственный в мире такой ловкий космический командор. А Купер между тем уже наелся звездной пыли и воет из пятимерного пространства сам себе в прошлое: «Стооой!». Разочаровавшийся Одиссей.
Но самый милый моему сердцу Одиссей - тоже персонаж, Уолтер Уайт, химик - наркобарон из «Во все тяжкие». Дядя серьезно заболел, а денег ни на лечение ни на семью после возможной кончины нет. Уолтер решает варить метамфетамин. Его Одиссея была не так далека в пространственном отношении, но в определенный момент (после того, как вопрос выживания отпал) он тоже стал перед выбором - окунуться с головой в бандитские приключения и потерять семью или продолжить серую жизнь учителя. Уолтер самозабвенно превращается в криминального монстра и на протяжении нескольких сезонов слабо пытается обманывать всех и себя самого: «все ради семьи» (как у снайпера про страну). Но в последней серии, он таки сознается, что ему нравилась такая жизнь и все это было ради творческо-адреналинового треша и угара, а жена с детьми - это так, вторым номером программы. Такая осознанная, пусть и в конце пути, одиссея.
UPD: Вспомнил тут с утра. Еще один любимый персонаж - гладиатор Максимус. Идеальный герой без лукавства ставит долг перед страной на первое место, а потом - семья и дом. Даже мудрый тролль Марк Аврелий не может сбить патриота с толку идиотскими вопросами на краю света в заснеженной Германии:
- Максимус, напомни, зачем мы здесь?
-Ради величия Рима
-Ах да, конечно…
Но жизнь начинает тыкать в генерала острой палкой и он на белом коне съезжает с пафосно-патриотической темы. Когда предоставляется возможность для подвига, Максимус уже не говорит «Рим - это свет», он говорит, что сделает это ради уважаемого цезаря Марка: «такова была последняя воля умирающего». Рим пусть как-нибудь сам, достали уже своим римом, я домой хочу, дайте спокойно помереть. Такая особая благородная замена одной великой идеи (Великий Рим), ради другой (Долг перед Учителем). Первая идея заставляла годами пропадать по окраинам Империи. И чего еще попросит страна завтра? А вот вторая идея удобна своей определенностью и конечностью - надо захватить власть и передать сенату. Все. Теперь - домой. Дом - на первом месте, но Максимус понял это поздно.