В прошлом году я работал наблюдателем морских млекопитающих на судне, проводящем сейсморазведку в Карском море. Зырьте, как это было
Свой путь в российское Карское море я начал с Норвежского Киркенеса - небольшого приграничного поселка затерянного среди фиордов. Злачное место, разгар сезона.
Сюда в начале лета со всего света кинулись геофизические пароходы, чтобы стартовать в Арктику, освободившуюся на пару месяцев ото льдов. Пролив Карские Ворота (Между материком и Новой Землей) открылся только 25 июля.
Пароходов было несколько. Мне достался самый большой, проводящий самую детальную разведку дна. Хорошо, что большой - все на нем есть и даже отдельная каюта. С другой стороны мы работали несколько недель на маленьком мелководном пятачке 20 на 30 км, где кроме грендландских тюленей смотреть было не на что.
Несколько дней мы потратили на переход из Киркинеса в Карское море. Это были самые интересные дни, так как все вокруг новое и Баренцево море богато китами в отличие от Карского.
По приходу в район работы нужно было развернуть и растянуть ценное оборудование за кормой. Прямо по корме парохода волочатся воздушные пушки (airguns) - источник взрывного звука, который проникает в земную кору, там отражается от нефте и газоносных слоев. После этого эхо от черного золота улавливается гидрофонами, которые находятся в длинных "косах" (streamers). Косы - длинные, у нас были 6, а бывает и по 12 километров. Одна коса- 2D разведка, а у нас- 3D и кос 10 штук. Чтобы они тянулись широким фронтом - по краям располагаются подводные крылья (doors), которые растягивают вcю конструкцию. Моя задача состояла в том, чтобы отмечать встреченных ММ и при необходимости давать команду на выключение пушек.
Коса -это такой гелевый кабель, в который впаяны гидрофоны.
Их спускают со специальной палубы: streamer deck. Этот балкончик открывается на корму
Косы очень длинные и чтобы управлять глубиной на каждой косе закрепляют несколько десятков "птиц"- такие подводные самолетики на магнитном управлении
Этажом ниже расположена "пушечная" - Gun deck. Тут стоят мощные компрессоры, которые накачивают воздух в пушки. Сейчас тут пусто- все спустили, только по палубе тянутся воздушные шланги.
Иногда пушки поднимают для ремонта и настройки. Сами пушки невзрачные железяки висят под черными торпедами-поплавками
Все это барахло надо растянуть широким фронтом. Вот опускают левое крыло.
Все спустили. Желтые тросы- косы, белый- держит крыло
Близится время пожрать
В разгар разговоров о санкционных пармезанах я слал всем друзьям наш сырный подносик.
Фрукты были всю дорогу.
Булки - раз в три дня
Вобщем, проблем со снабжением не было. Еду, воду, топливо и сменный экипаж доставляли раз в три недели большим грузовым пароходом. У нас был свой пароход сопровождения с прикольным названием - Marianne G. Пока мы катаемся кругами, Марианна перегружает добычу к себе и затем везет нам.
В тихую погоду начинается дозаправка в воздухе. Из за того, что за кормой тянутся километры кабелей, наш Geo Celtic не может останавливаться: все утонет и спутается. Поэтому пополнение запасов происходит находу. Сперва солярка:
А в конце- клубника со сливками.
Периодически для всей команды устраивались учебные тревоги- "пожарная", "покидание судна", "человек за бортом". Во всех случаях надо было одеться оранжевым строителем и бежать на точку сбора.
"Человека за бортом" тоже ищут всей командой. Как я не убеждал старпома, что я уже наверху с биноклем сижу и тщательно смотрю, он был непреклонен и отправлял меня на открытую холодную палубу, где морозят носы еще три десятка коллег.
Во второй половине августа начало темнеть и снежить
Старпом забегал в ожидании вертолета.
Короткий отдых:
И снова - на мостик, к биноклю. Это 4-5 утра, середина моей смены. Полнейший день сурка - те же люди, в тех же позах. Вплоть до шорт старпома и сонной рожи матроса. Поскольку китов у нас там было не густо (средняя глубина моря в этом районе - 25-40 м) я поначалу чувствовал себя главным бездельником на судне, но потом увидел тоскливый взгляд судового доктора, все понял и больше не переживал. Автопилот рулит, старпом Мишель Шевалье пытается понять какого-то русского судоводителя танкера. У обоих очень смешной английский. Капитан Марианны, севастополец, не выдерживает этой порнографии и объясняет танкеру, почему наша флотилия не может свернуть.
А люди меж тем внизу работают. Инструментальная- мозг сейсмопарохода. Террабайты данных с гидрофонов, GPS, глубинных датчиков поступают сюда и умные инженеры и геофизики определяют все ли идет как надо.
Все в компьютерах не по одному разу, но нарисовать толстым фломастером на большой карте отработанный профиль - это святое.
Где-то села батарейка на GPS, где то умерла "птица", где-то в "косе" запуталась бревно или мертвая корова (было такое за год до меня) - все проблемы в работе оборудования отмечаются на специальной доске.
Раз в 3-4 дня, по погоде, сильные духом садятся в специальный катер и отправляются на ремонт и замену девайсов.
Мне тоже дали поносить морской скафандр и покатали на катере, когда мы пересаживались на пароход снабжения, доставивший нас обратно в Киркинес.
Geo Celtic напомнил мне больше всего космический крейсер из каких нибудь Звездных войн и или Стар Трека. Постоянное движение в безмолвном океане. Внутри- чистота и много света, снаружи - холод, а к сентябрю - еще и мрак. При посадке в катер - все в скафандры. Высокотехнологичные девайсы и сама работа дополняла аналогию. А еще космические расы: матросы были по большей части - филлипинцы, судовые офицеры - французы, а команда сейсмиков и наблюдателей сборная солянка из русских, американцев, канадцев.