Стороны готовятся к бою. Прежде всего, внешние условия:
- куб на местность дал (в принципе, исторично) равнину, несколько поднимающуюся к стороне, на которой встали «швейцарцы»;
- в смысле магии обе стороны в равной ситуации (эгида Земли, никому не покровительствует и не мешает).
Кстати, о магии. Игроки определяются с колдовскими силами своих героев, в том числе ритуалами.
Мне нравится концепция последних лет, когда магия перед боем определяется по той же в принципе схеме, что и осадные работы. В обоих случаях показатель Знания, достаточно экзотического и не для всех, определяет, что игрок может себе "заказать" перед боем. В обоих случаях наличие силы (магической в одном случае и рабочих рук с лопатами, топорами и кирками) определяет, насколько много из заказанного он может получить/как сильно оно будет бить. Бросок, когда он нужен, определяется скиллом. Но есть и ритуальная магия. Она с одной стороны проще - надо успешно выкинуть кубами проведение ритуала, и имеешь, обычно на весь бой активируемый, эффект. Но тут рулят вовсю - именно что знания (долгая подготовка ритуала позволяет и сил поднакопить, и приёмы отработать). И количество кубов определяют, и бросок. И тут уже аналог с сапёрами не работает, конечно. ЗЫ. Да, на картине могли бы быть клерики герцога, заговаривающие оружие против нежити.
Бургундцы выставили сильную боевую линию без резервов. Конница стоит тремя отрядами, более сильные придворные и иные избранные роты - в центре. Пехота стоит тремя большими коробками, тоже поровну по линии. Лучники, для максимального эффекта стрельбы, выставлены завесами застрельщиков на флангах.
Нежить тоже выстроена одной сильной боевой линией, правда, с резервами. Латники стоят по её краям, в застрельщики выделены гули (остальная масса - ордой в составе линии, в надежде проломить врага хотя бы весом). Упыри небольшими группами по разным отрядом должны вытягивать раунды рукопашного боя. Что же до обещанных улучшений и магоружия:
- по итогам всех сражений с хорошо вооружённым врагом до Грансона - два отряда зомби получили дополнительное «довооружение», ткскзть, и теперь все эти обломки оружия и фрагменты брони несколько поднимают атаку/защиту;
- по итогам кровавой ничьи, где противник отважно выдерживал атаки и стоял, несмотря на потери - один из отрядов зомби получил т.н. гекатомбу. Группа нежити, поднятой из бойцов, сражавшихся и умерших с единым порывом остановить врага, теперь это по сути hive mind, позволяющий сражаться как хорошо налаженная машина. Гекатомба единственная из некроюнитов имеет высокие показатели в ближнем бою и это улучшение ликвидирует как бы не крупнейший недостаток зомби в бою - неспособность серьёзно опечалить дисциплинированного врага;
Название, как и многое у данной фракции, рабочее. Некросы имеют несколько вариантов отрядов усиления за счёт погибших, в разных обстоятельствах и при разных условиях противников, или даже просто смертных, так что гекатомб будет несколько. Мне нравится, например, конструкты-«смертники» (я в курсе насчёт парадоксальности данной формулировки); если будет, одной из сторон, сожжён крупный город-столица провинции, или же крупный знаменитый храм/святилище, некросы поднимают с пожарища с виду обычных зомби, но во фрагментах закопчённой брони, на которых тускло светятся колдовские знаки... а в рукопашной эти зомби взрываются, выпуская вокруг себя разом тепло и пламя крупного пожара.
Опять же, при осаде, наверное, полезные "смертники". "Тачдаун!"(С)
- кладбища, склепы и массовые захоронения дали достаточно призраков для соответствующей атаки некромантов - обрушивать на врага волны призрачной нежити (в бою не сыграло, сразу скажу);
- наконец, «благородные дегенераты» («надмозги» наверняка так перевели, хоть однажды, degenerate nobles) дали возможность некросам бомбардировать врага заговорёнными «снарядами» (был бы до Грансона сражён хоть один бехолдер - был бы «снаряд» помощнее, но и так нормально). Это ритуальная магия, кстати, но некросы коллективно успешно выкатили маскимум успехов, для трудноотбиваемой атаки;
- обычная «артиллерия» магически сильных фракций - фокусатор, а по сути, магическая пушка - на сей раз отсутствует. Единого мнения, давать ли их некромантам, пока нет.
И только неживые латники гордо стоят без отрядов усиления. За ненадобностью. Ну, и отряд конных ланцеров, выставленный союзниками, тоже. Идея пусть и усилиться, но нежитью, им не приглянулась, да и правила не позволяют.
Понеслась.
Некросы получают первый ход. И «распаковывают» свой первый сюрприз. Их ковены начинают монотонно скандировать заклинания, запуская ритуал. Тянущийся по земле туман сгущается, в нём появляются явно неприродного цвета оттенки и огоньки - и внезапно сквозь этот кисель в сторону бургундцев несутся, скользят над землёй огромные, светящиеся и (разумеется) голосящие во всё отсутствующее горло черепа. Воины не успевают толком среагировать, клерики - разрушить чары (очень неплохой бросок, но у некросов чуть лучше), и «снаряды» долетают. На краткий момент черепа взмывают (и кажется, словно из тумана за каждым встаёт еле заметный призрачный скелет) - и череда колдовских взрывов сотрясает боевую линию. Несмотря на доспехи и высокую Защиту, восемь десятков рыцарей переранено и обожжено, некоторые убиты. Взбесившихся было коней уцелевшие наездники вовремя успокаивают (тест на Выездку пройден, что неудивительно).
Эффектный, пусть и не так уж чтобы смертоносный трюк. Применялся бы чаще, но для него нужны в количестве возвращённые к не-жизни головы отчаявшихся и злых существ (предсмертный настрой «ах, если бы со мной погибла вся вселенна!»(С) обязателен), с щедрой примесью практикующих социопатов. А ещё бы лучше бехолдера - абсолютный эгоцентрист по определению, которому мир существует только для «я» и не имеет смысла помимо, и заодно магическая от природы тварь - но их не нашлось. Подарок от degenerate nobles, которым, кстати, головы злодеев были всё равно не особо нужны.
На флангах сцепились застрельщики. На левом фланге герцога лучники откинуты назад, на правом - они отбрасывают гулей (и там, и там одинаковые потери, по три и пять десятков, только зеркально). В остальном некросы передают инициативу оппоненту.
Бургундская артиллерия посылает свои менее экзотические, но смертоносные снаряды в сторону отрядов нежити. По сигналу Карла конница набирает разгон, сквозь пороховой дым идёт в атаку и масса пехоты. Вступают в бой и клерики - если черепа были неожиданной экзотикой, то церковники пошли по проверенному пути и наложили старый добрый turn undead (все проигравшие отряды должны пройти тест на Боеспособность и несут, с точки зрения механики, небоевые потери... а проигрывают неживые отряды регулярно, в том числе валят оный тест). Отряд пикинёров брошен в пробную атаку - попытку удержать неживых латников.
В целом, удар бургундцев оказался достаточно успешен. Даже нежить гекатомбы проиграла стычку, и даже упыри не смогли в рукопашной вытянуть разгромный для зомби результат столкновения с элитными конными латниками. Несколько сот созданий некромантии сложились от удара церковной магии (некросы пытались предотвратить, но не преуспели). Для баланса, неживые латники здорово потрепали пехоту герцога (игрок уклонился от рукопашной и навязать её не удалось, к счастью бургундцев), плюс гули - проявили неожиданные чудеса отваги и по итогам разгромной стычки всё же устояли.
На ответный ход гули вновь теснят лучников на левом фланге. Черепа опять обрушиваются на рыцарей, но на сей раз менее успешно, практически без потерь. Вперёд на сей раз брошены отряды «железных дровосеков» и одоспешенные зомби с упырями, предсказуемо атака перехвачена рыцарями (собственно, так и было задумано).
В полном соответствии с историей, бургундская конница разбита. Мерные взмахи топоров и молотов сносят конников дюжинами, даже сквозь доспех, валят их вместе с конями. Бургундцы бились отважно, и нанесли врагам определённые потери, но стычку не вытянули. Левофланговый «тактический полк» деморализован, правофланговый провалил тест на потери.
На свой ход бургундцы перестраиваются, ограничиваясь обстрелом противника из орудий и длинных луков. Огонь сосредоточен на латниках, теперь однозначно идентифицируемых как основная, и с большим отрывом, угроза (артиллерия, кстати, неплохо отстрелялась). Герцог расходует все «заряды» своего спецправила, восстанавливая боеспособность дрогнувших отрядов. Клерики, успешно «продавив» сопротивление противника, блокируют на следующий ход любую тёмную магию.
В принципе, это работа магов-специалистов по защите. Но церковники тоже могут нейтрализовывать магию ряда фракций, которую и если их религия полагает нечестивой.
«Работает - не улучшай». Некроманты вновь посылают вперёд свою латную элиту. Те же противники. Но тут удача улыбается бургундцам. Броски слабенькие, а подавление магии не позволило игроку воспользоваться небольшими приятными бонусами к атаке юнитов (которые он, кстати, уже пару раз забыл активировать). Правда, ранен де Шайон, командир одного из отрядов. В схватке застрельщиков гули вновь оттеснили оппонентов (но те соберутся).
Кстати, я бы тут атаковал всей армией. Так-то бургундская пехота, заточенная против противников-людей, не очень хорошо справляется с нежитью. Ну, ок.
Зато двинулась вперёд армия Карла. Вновь артогонь (достаточно успешный), вновь устоявшие застрельщики осыпают противника стрелами - в основном отскочившими от доспехов или застрявшими в неживой тушке. Латники блокированы менее ценными пехотными отрядами, а конница обрушивается на отряды послабее, в надежде их сокрушить и затем засвармить более опасные.
Вышло похуже. Рыцари без ланц хотя и не проигрывают, но уже начинают вязнуть в массе нежити. Гули, вы будете смеяться, опять выстояли даже под штрафами. Зато пикинёры неожиданно вполне успешно затыкали пиками нежить-латников в ближнем бою и в целом удачно уклонились от ударов в рукопашной (выиграли 20/60, никогда ещё латники нежити так слабо не выступали). Но в сухом остатке: дрогнула феодальная пехота и второй отряд северной пиконосной пехоты. А ход теперь некромантов.
Взрывающиеся черепа вновь врезаются в уже и без того поредевшие эскадроны конников (по три десятка в минусе в каждом). Рыцари вновь бьются с неживыми латниками (потери почти поровну, но убит де Шайон и ранен герцог Карл). Гекатомба наконец пала под градом ударов пиками (т.е. для правил - отряд поддержки превысил то число собственных потерь, после которого он слишком дезорганизован и малочисленен, чтобы играть свою роль). На другом участке линии зомби проломили строй дрогнувших пикинёров и учинили в раунде рукопашной резню (минус почти полторы сотни, правда, 90 снесло ответкой). Бежит феодальная пехота, теряя ещё двести убитыми в спину. Гули удачно вмешались в бой, забив «гол престижа»... после чего игрок заявил, что выводит их на следующий ход из боя, заменив на союзную конницу ланцеров (причём гули даже прошли тест на их подобие дисциплины).
Это и стало последней каплей. Ранение герцога, конница, потерявшая треть своего числа (да, много раненых, которые оклемаются, но на поле боя минус треть) и уже переломавшая ланцы, а теперь против них свежий эскадрон тяжёлой ударной конницы противника. Бургундцы начинают отступать, сохраняя, в целом, порядок.
Сражение при Грансоне Карлом проиграно и в альтернативном мире, причём с ощутимо большими потерями - также считая гарнизон Вомаркюса, который явно не жилец. Но и без бегства, с другой стороны, а клерики уже готовят чары для исцеления максимально числа раненых.
Нежить явно потеряла больше, но некромантов это никогда не смущало. Они вновь доказали свою незаменимую роль как ударной силы союзников.
Undead march продолжается.
Удачи,