На севере я не была (неужели?) целых три года, если не считать прошлогодний
Солигалич и иже с ним. Все как-то не складывалось - то одно, то другое; но этой зимой почувствовала, что настал момент, когда срочно нужно восстанавливать душевное равновесие и избавляться от назойливых мыслей. А лучше всего у меня это получается на стыке Карелии с Ленинградской, Вологодской и Архангельской областями. Туда и двинулись 10 марта, на всю поездку выделив четыре дня (общий пробег в результате составил 2468 км). Этот пост будет только о дорогах, все остальное - во второй части. А, чуть не забыла - это не реклама нашей машины, хотя ее тут действительно много :)
Из Москвы выезжали по Новой Риге, свернули на Тверь через Лотошино, а затем, по почти пустой Ленинградке, долетели до неизбежной даже в выходные пробки в Волочке. И снова относительно пустое шоссе до поворота на Боровичи, а навстречу уже потянулись москвичи, отдыхавшие от столицы три дня.
Никакого экстрима не предполагалось, почти все отрезки пути пройдены неоднократно и в разное время года. Давно хотелось посмотреть только дорогу вдоль Ояти, от Доможирова до Винниц, но заранее тоже не загадывали. А пока не торопясь катили себе через Боровичи (где купили в кулинарии пирогов в дорогу) на Любытино, разглядывая огромные вырубки и бурелом по сторонам. Затем волнистый и местами скользкий участок до железнодорожного переезда в Неболчах, такой же отрезок до поворота на Бокситогорск - и выезд на трассу Вологда-Новая Ладога. Ночевать собирались в Тихвине, но там еще светило солнце, да и не особо я люблю этот город, так что двинулись дальше, через Алеховщину на Лодейное Поле.
Мне очень нравятся спокойные пейзажи этого региона: небольшие вепсские деревни среди хвойных лесов, тихие речки и песчаные извилистые дорожки. Но это летом, а зимой, понятно, все укрыто толстым белым одеялом, и лучи закатного солнца розовят снежные шапки на крышах деревенских домов. А потом - полнейшая тишина с наступлением темноты, и бархатное, усыпанное звездами небо. Окончательно стемнело при нашем приближении к Свири, но ехать оставалось уже недолго. Миновав известный мост на трассе "Кола" (с внезапно гладким покрытием - сроду там не было нормального асфальта), заночевали в мотеле "Инема", за поворотом к Александро-Свирскому монастырю. Утро было ясным, но вскоре начали появляться тучи и, когда мы подъехали к монастырю, пошел снег. Нам эти штучки давно известны, Свирь - она такая, с вечными осадками. Поэтому двинулись по запланированному маршруту: назад по трассе в сторону Питера до Доможирова, там свернули сперва ко Введено-Оятскому монастырю за водой, затем продолжили движение вдоль Ояти, на восток. А между тем, непогода разыгралась и видимость значительно ухудшилась.
До Алеховщины ползли за грузовиками в снежной пыли. Под снегом, по ощущениям, грейдер, его чистят и посыпают песком на спусках-подъемах. За Алеховщиной дорожка изменила характер, сузилась и начала круто изгибаться по прибрежным горкам. Впрочем, как выяснилось, чистится она на всем протяжении от Доможирова до выезда на трассу за Гоморовичами. А по обочинам дороги - неотъемлемая часть северного пейзажа - штабеля бревен, хотя лесовозов почему-то встретилось мало.
А дорожка все вилась, повторяя речные петли, потом ныряя в лес и снова выводя к какой-нибудь деревне на берегу.
Наконец, миновали Винницы и спустя немного времени оказались на известной развилке.
Конечно же, нам прямо. Хотя эта лесная просека совсем не прямая, мы ее тоже проезжали неоднократно и потому не боимся :) Главное, чтобы лесовоз поперек не раскорячился, объехать его будет невозможно - только возвращаться и делать крюк через Шустручей, т.е. по указателю на Вознесенье. Зато туда (т.е. к
вознесенскому парому) ведет асфальт, хотя и не первой свежести, а в лес уходит страшная для горожан, прости Господи, супесь, как ее обозвал один из моих случайных читателей. Зимой еще и снегом присыпанная, ай-ай-ай, страхи какие!
Мы же и в этот раз благополучно вырулили к Оште и никого не встретили, кроме автобуса Вытегра-СПб через Вознесенье, плетущегося в сгущающиеся сумерки и метель. Ну а дальше - совсем просто, дорога до Вытегры в очень приличном состоянии и даже фрагментарно асфальтирована (уже несколько лет). В вытегорской гостинице мы и заночевали, наутро собираясь в Белозерск. Но когда настало утро, из ниоткуда возникла мысль, а не рискнуть ли нам проскочить в Каргополь через Солзу? Архангельский атлас, правда, не брали с собой, но эти страницы изучены уже настолько, что разберемся на месте. А то ведь скоро построят новое шоссе, а мы еще старую тропу не прошли - обидно же будет. Забавно, что перед отъездом я не видела
пост uchazdneg"а со свежей информацией об этой стройке и состоянии дороги, поэтому не представляла, чего нам ждать.
Решили - поскакали. В Белом Ручье неожиданно узрели кучу строительной техники. Неужто собрались достроить трассу и убрать этот раздражающий автомобилистов поворот? Подождем-посмотрим. Мы неторопливо доехали до начала новой дороги на Каргополь, полюбовались нетронутыми сугробами и развернулись назад к Прокшино. Свернули под мост через Кему, а указатель "Архангельск сколько-то км" внизу убрали, оказывается... Насторожило, но храбро двинулись прямо через деревню. Глядь, а легендарная Р1-то чищена и вначале даже довольно широкая.
Ну отлично, едем пока. Сети нет, но работают лесовозы, а возле нежилой деревни Анциферовская нас обогнал большой черный джип с вологодским номером и умчался в лес. Это нас вдохновило - раз он так летит, значит, ехать можно. После этой группы деревень легенда завихляла по лесу, временами превращаясь в узкую просеку. Однако, чищена на всем протяжении до границы с Архангельской областью, и карманы сделаны. Деревянные мосты отремонтированы, судя по тем фрагментам, что можно разглядеть. Есть места с серьезными ямами и валяющимися рядом обрывками тросов, но снег значительно смягчил колдобины, так что у нас не возникло никаких проблем с прохождением Р1. Из-за одного слепого поворота навстречу выскочил архангельский фургон, оба водителя успели затормозить и потом разъехаться, но было не очень приятно.
А вот и Солза. Теперь и мы сделали это, купим себе медаль во всю грудь :)
От областной границы на север ведет прямое широкое асфальтированное (похоже) шоссе. По нему долетели до Каргополя, там селиться не стали, а повернули в Няндому, откуда затем ушли на Коношу.
Здесь тоже широкая прямая трасса, по которой мы уже ездили, и потому расслабились раньше времени. Результат не заставил себя ждать - за несколько км до деревни Грехнев Пал Коношского района улетели в кювет.
"Дерево," - подумал мой муж и вырулил чуть правей. "Сейчас перевернемся," - подумала я...и машина встала. Открыли двери и вывалились в сугробы - снега почти по пояс, хотя на фото не видно.
Дорога пустоватая, одни легковушки изредка проезжают - останавливаются, конечно, но толку-то; связь только на горочке то появляется, то исчезает, и никто не знает нужных телефонов. Как назло, никаких грузовиков, чтобы помогли выбраться. Хорошо хоть, не особо холодно, -8-9 всего (
на Шелони прохладней было) и солнце светит, в основном. Но что дальше делать, непонятно. Попытались пока откопаться, но быстро поняли, что самостоятельно не выберемся - машина повисла на замерзшей песчаной кромке. Опять топчемся. Где-то через полчаса тормознул рядом с нами уазик-вахтовка, лесорубы со смены возвращались. "А это, - говорят, - место такое опасное, мы и сами недавно улетали, а на той неделе КАМАЗ тут валялся." А потом началась сказка про репку. Тянет нас УАЗ - вытянуть не может. Остановили ЗИЛ с комбикормом, тот тянет-потянет - то же самое, засели плотно. Наконец, дядьки остановили лесовоз, и только он смог выдернуть машину на дорогу.
Еще раз спасибо всем этим людям за помощь. А наша машина завелась без проблем, хотя с подозрительными звуками, и повезла нас на юг, через Коношу-Ерцево-Вожегу, до гостиницы в Вологде. Вологодчина - это уже практически Москва :)
Переночевали, а по пути домой еще завернули в Ярославль пообедать. В Москве сразу сдали машину в сервис, потому что корпус покорежили при выдергивании, да и просто пора уже было. Когда местные мастера ее посмотрели, недоверчиво переспросили:"Сама ехала 800 км и со средней скоростью 80?" И сообщили, что с такими повреждениями, обычно, коробчонки к ним доставляют на эвакуаторах, а пассажиры...ну, по-разному бывает. А у нас вся команда цела и машина пришла на честном слове и на одном крыле.
Север качественно прочищает мозги, но иногда делает это крайне жестко. В общем, будьте внимательней на дорогах, и не только зимних.