Вот, помнится, Любелия искала аутентичную музыку начала XIX века для игры "Петровский завод". А про Шимановскую-то все и забыли. И даже я не подумала, потому что была уверена, что от Шимановской осталась только личность, а никаких произведений сейчас и не исполняется.
На самом деле это была плодовитая композиторша, и одним движением руки удалось найти на ютубе довольно много современных записей ее произведений.
Вот, например:
Полонез фа-минор:
Click to view
Ноктюрн:
Click to view
Три вальса:
Click to view
Мазурка:
Click to view
Мария Шимановская происходит из семьи крещеных евреев, принадлежавших к так называемой "секте франкистов". В старой Речи Посполитой до разделов крещеные франкисты были причислены к шляхетскому сословию.
Первые публичные концерты Мария дала в Варшаве и в Париже в 1810 году. Затем она вышла замуж за помещика Юзефа Шимановского, тоже происходившего из франкистов, но брак не сложился - муж не одобрял музыкальных занятий жены. Вскоре супруги развелись, хотя у них было трое детей. После этого Мария посвятила себя музыкальному творчеству - в первые годы после развода она вела тихую уединенную жизнь и давала концерты только друзьям и гостям дома, но с 1822 года начала активно гастролировать в Европе, выступала даже перед королевскими особами в Берлине и в Лондоне. Ее талантом восхищался Гете. Помимо талантов, она считалась красавицей.
В 1828 году ее пригласили придворной пианисткой и преподавательницей игры на фортепиано в Петербург. В Петербурге она имела собственный музыкальный салон, который посещали многие известные деятели русской и польской культуры того времени.
Умерла в 1831 году во время эпидемии холеры, в возрасте всего 41 год.
Мария Агата Шимановская, урожденная Воловская, 1789 (Варшава) - 1831 (Санкт-Петербург). Знаменитая польская пианистка и композитор своего времени
Музыка Шимановской сегодня не показалась мне слишком интересной - такая типично салонная музыка своего времени. Учитывая, что уже в эти годы начинал выступать Шопен - это, конечно, небо и земля.
Но как примета времени - вероятно, имеет право на свою нишу в истории и культуре.
Любопытно оказались вплетены в историю судьбы ее детей (близнецы Хелена и Ромуальд, 1811 года рождения и Целина, 1812 года рождения). Сын стал инженером, но прожил не долго - умер в 1840 году.
Две дочери оказались связанными с судьбами круга филоматов.
Целина Шимановская вскоре после смерти матери выехала в Париж и там в 1834 году стала женой Адама Мицкевича. Судьба этого брака оказалась трагической: спустя несколько лет с Целиной случился первый припадок безумия, которые затем повторялись на протяжении почти двадцати лет. Несмотря на это, в браке успело родиться шестеро детей, а Мицкевич все годы преданно возился с полубезумной женой.
Вторая дочь, Хелена, вышла замуж за Франца Малевского - сына бывшего ректора Виленского университета, одного из ближайших друзей Мицкевича. Про Малевского, сделавшего успешную карьеру в Петербурге, я рассказывала "от персонажа" на Петровском заводе - так что кто там был, Истарни, например - вспомнят эту историю. Вкратце, Малевский стал успешным чиновником Министерства юстиции, одним из ближайших сподвижников Сперанского в деле кодификации российских законов. На своем служебном месте, так сказать, он сделал немало полезного для страны. При этом - лояльный, успешный, осторожный - больше никогда не принимал участия ни в какой конспиративной деятельности. Однако известно и другое его лицо: этот преуспевающий петербургский чиновник не боялся переписываться и поддерживать связь с бывшими друзьями молодости, разлетевшимися по ссылкам и эмиграциям. И в течение многих лет оказывал негласную помощь и поддержку вдове Рылеева и его дочери - потому что очень хорошо помнил о том, что именно Рылеев когда-то одним из первых поддержал ссыльных юношей-филоматов в Петербурге.