Когда мы задумали с Ниной сделать маленькую ролевую игру про Парижскую коммуну, я нашла информацию про этот фильм и решила его посмотреть. Фильм 2000 года, его создатель - английский кинодокументалист и в сети есть статьи, где он сам довольно интересно рассказывает про историю этого фильма.
Надо сказать, что я второй раз в жизни вижу фильм, сделанный в жанре... ролевой игры!
Первый такой известный мне фильм был российский фильм "Осечка", снятый в "перестроечные" годы. Кто не смотрел никогда "Осечку" - обязательно посмотрите, фильм невероятно смешной и местами очень грустный, и сама идея фильма построена на ролевой игре - про то, как наши современники решили "к юбилею Октябрьской революции" сыграть в события 1917 года и что из этого получилось.
Фильм Уоткинса представляет собой типическую павильонную ролевую игру. Что она именно павильонная - видно из того, что все действие снималось на одном из заброшенных парижских заводов, и фактически в кадре мы постоянно видим эти декорации, создающие определенную степень условности происходящего. Режиссер рассказывает о том, что для участия в фильме он по объявлениям в газетах набрал около 200 людей с улицы - не профессиональных актеров, а просто людей, которых заинтересовала тема фильма, и предложил им разделиться по ролям в соответствии с политическими и прочими предпочтениями.
В течение подготовительного периода люди изучали соответствующие исторические документы, обсуждали свои роли - да, так и хочется сказать, с мастерами ролевой игры :) и готовились. У них был сценарий, но не было жестко прописанных реплик.
Многолюдный фильм населила пестрая толпа - парижские прачки, булочники, учительницы, колоритные старики, монашки и сиротки из католического приюта, национальные гвардейцы, респектабельные дамы, уличные оборвыши. И Боже мой, КАК эти непрофессионалы играют. Какие совершенно подлинные страсти, какой азарт, какое полнейшее погружение, какой катарсис в конце! Во время просмотра испытываешь именно эти чувства - не как от хорошего фильма, а как от полноценного погружения в мистериальную ролевую игру в лучшем смысле слова.
Известно, что историческую ролевую игру можно сделать разными способами - больше акцентируя внимание на погружении в отыгрываемую эпоху и уходя от прямой актуализации (которая, впрочем, все равно так или иначе прорвется - как она на моей памяти прорывалась и на "Городке" и на "Следствии" и на "Петровском заводе") или, наоборот, можно попытаться сознательно сблизить историю и современность, акцентируя точки пересечения. В принципе мне как историку ближе первый вариант, но я не отрицаю возможности второго, если он сознательно заявлен. Создатели фильма "Коммуна" пошли по второму пути. Для подчеркнутой актуализации они использовали чуть эксцентрический прием - в их "ролевом мире" в 1871 году существует телевидение, которое ведет репортажи о происходящем (собственно, одна из основных тем фильма - роль средств массовой информации и их возможности). Одновременно передачи ведут два телеканала - официальное "Версаль-ТВ" и молодое только что созданное "Коммунальное телевидение". Соответственно каждая сторона представляет свою версию происходящих событий...
Другой прием, сознательно смешивающий историю и современность - персонажи фильма местами скатываются, как сказали бы мы, "в пожизневку" и начинают разговаривать уже не по игре, а по жизни. Порой почти невозможно разделить, определить момент, где игровое действие перетекает в современное обсуждение, люди говорят то в 1871 году, то в 2000, люди обсуждают - открыто прямо на экране - мотивации поведения своих персонажей, чем их персонаж-там отличает от игрока-здесь, что общего и различного в ситуациях того времени и нынешнего времени? Корреспондент "телевидения" задает людям вопросы - чему вы научились, играя в этом фильме? Как бы вы поступили сегодня?
И видно, насколько все это живое, насколько люди сами потрясены местами выбором своих персонажей, пережитым эмоциональным опытом, как они сравнивают, все это заново проживают - это потрясающе.
Создатели фильма не скрывают того, что они морально "на стороне коммунаров", при этом они и не скрывают сложных, спорных и неприятных моментов: бардак, неконтролируемо размножающаяся бюрократия новой народной власти, жестокость, проявленная порой с обеих сторон, шараханье из стороны в сторону от благостного прекраснодушия к нелепой подозрительности, в конце концов - неумелость, малограмотность, хозяйственная беспомощность... - все это показано вполне откровенно и без идеализации. В закадровых субтитрах авторов фильма порой заносит, особенно когда они перескакивают из истории в современность - но в целом историческая канва фильма приятно сохраняет достаточно строгую документальность.
В последних эпизодах фильма корреспондент (в дыму, грохоте и под пение Марсельезы) интервьюирует людей: "А вы сегодня пойдете на баррикады?"
И в этой точке опять реальность "здесь" и "тогда" сбивается, потому что люди одновременно отвечают и про "я, персонаж, сегодня пойду/не пойду" и "я, сегодняшний, я бы..."
Люди торопятся сказать:
- Но сегодня у нас есть и другие способы борьбы...
- Им, тогдашним, было нечего терять. Сегодня мы живем лучше, у нас есть относительный комфорт - у нас все еще много проблем, но нам есть, что терять, сегодня мы не выйдем на баррикады.
- Вышел тогда, выйду сейчас
- Я, я, я, я стоял на баррикадах Парижа в 1944 году (старик с длинной седой бородой)
- Как вы думаете, нужна нам сегодня в мире утопия?
- Какая утопия? Это реальность!
- Мы, сегодняшние, хотим того же, что и они тогда - достоинства и справедливости.
- Мой персонаж стрелял в народ. Я потрясен тем, что мой персонаж мог так поступать.
- И правильно. Нужно было задавить всю эту анархию.
- Человек способен застрелить своего противника, и в то же время способен пойти мирно с ним пить пиво...
И вот этот многоголосый хор в конце - где все кричат, поют, стреляют, размахивают руками и пытаются донести в экран свою точку зрения - все это создает совершенно невероятное чувство сопричастности, соучастия, соприсутствия
В общем, это прекрасный фильм, и я рекомендую его посмотреть всем - а тем, кто возможно соберется на нашу игру, в особенности. К сожалению, у этого фильма есть один недостаток - он очень длинный :)) полная версия длится примерно шесть часов, и посмотреть удалось только за несколько приемов